Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.
материал (2 класс) на тему
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Современные подходы к организации здоровье сберегающего пространства школы
Слайд 2
Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования.
Вопросы здоровьясбережения имеют историческую ретроспективу. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: Я
.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Д. Локка, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Валеолого-педагогические аспекты рассматриваемой проблемы нашли широкое освещение в работах И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, М.Г. Колесниковой, Н.И. Куинджи, Л.Г. Татарниковой. Серьезное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья обучаемых уделено в работах B.C. Быкова, Л.М. Куликова, С.С. Коровина, С.Г. Серикова, П.П. Тиссена, H.A. Фомина и др.
Слайд 3
Уже в школах древневосточных и древних античных цивилизаций появлялись зачатки здоровьесбережения учащихся: появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых; вооружение их первоначальными медицинскими знаниями; акцентирование внимания на соблюдение элементарных гигиенических установлений; использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья; первые обоснования необходимости вести здоровый образ жизни.
Слайд 4
Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели: 1) в учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье; 2) школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей; 3) здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.
Слайд 5
В современном образовательном пространстве расширилось как само понятие «здоровьесбережение», так и подходы к его осуществлению. Так, сейчас здоровьесбережение проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социальных педагогов, психологов, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся. В настоящее время, в литературе можно встретить несколько определений понятия «здоровьесберегающие технологии». По определению Н.К. Смирнова: «Здоровьеформирующие образовательные технологии», ( это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
•условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
•рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
•соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
•необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
О.В Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Слайд 6
Таким образом, на современном этапе под здоровьесберегающими технологиями подразумевается - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья не только школьников, но и педагогов. Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников –и взрослых и детей.
Слайд 7
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 8
Условно можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:
Собственно здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Слайд 9
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Слайд 10
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Слайд 11
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Слайд 12
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что организация здоровьесберегающего пространства современной школы, как на уровне школы, так и системы образования в целом, ведется по нескольким направлениям:
1. Нормализация учебной нагрузки: разработка методов комплексной психолого-физиологической диагностики “школьной зрелости”; приведение образовательных программ и педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям; осуществление строгого государственно-общественного контроля (процедуры лицензирования, экспертизы образовательных учреждений, программ, учебных пособий и технологий) на основе психофизиологических, гигиенических требований и СНИПов, согласованных с федеральными органами управления образованием. В частности, на уровне школы сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, а именно, с расписания уроков.
2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: разработка и реализация вариативных социальных и образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; изменение содержания и форм физического воспитания; разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья; привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
3. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: внесение изменений в содержание непрерывного педагогического образования, направленных на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, на обеспечение полноценного развития ребенка в образовательном процессе (расширение системы спецкурсов, создание региональных информационно-методических центров, сертификация образовательных программ и диагностических методик, разработка актуальных методических пособий, дистанционное образование).
4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей. Дальнейшее развитие системы валеологических и психологических служб, центров комплексного индивидуального сопровождения развития (ППМС-центров), общественных структур (школьные, муниципальные, региональные Советы здоровья и др.).
5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии. Разработка нормативно-правовой и методической базы для работы в общеобразовательной школе с детьми, имеющими особенности развития.
Таким образом, можно свидетельствовать о комплексном подходе к организации здоровьесберегающего пространства современной школы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История вопроса Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: Я.Л. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Д. Локка, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Валеолого-педагогические аспекты рассматриваемой проблемы нашли широкое освещение в работах И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, М.Г. Колесниковой, Н.И. Куинджи, Л.Г. Татарниковой. Серьезное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья обучаемых уделено в работах B.C. Быкова, Л.М. Куликова, С.С. Коровина, С.Г. Серикова, П.П. Тиссена, H.A. Фомина и др.
История вопроса Уже в школах древневосточных и древних античных цивилизаций появлялись зачатки здоровьесбережения учащихся: появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых; вооружение их первоначальными медицинскими знаниями; акцентирование внимания на соблюдение элементарных гигиенических установлений; использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья; первые обоснования необходимости вести здоровый образ жизни.
Здоровьесбережение в образовательных учреждениях до 1980-х гг.: 1) в учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье; 2) школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей; 3) здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.
Понятия Н.К. Смирнова: «Здоровьеформирующие образовательные технологии», это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. О.В Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. 3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья не только школьников, но и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Типы здоровьесберегающих технологий: Собственно здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Технологии по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс: Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Предполагающие пассивную позицию учащегося : фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии: частные (узкоспециализированные) и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: Медицинские, образовательные, содействующие здоровью; социальные технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Организация здоровьесберегающего пространства современной школы, как на уровне школы, так и системы образования в целом, ведется по нескольким направлениям: 1. Нормализация учебной нагрузки. 2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: 3. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. 4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей. 5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация здоровьесберегающего пространства на уроке
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. Как правильно организовать учебный процесс? Статья рассказывает как организовано психолого-педагогическое пространство, создан здоровый,психологиче...
Личностно-ориентированный подход в организации образовательного пространства.
Главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, т.е. такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания пед...
Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС
quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....
Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО
Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Современные подходы к организации....
Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, а также воздействие...
Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.
Переход на новые образовательные стандарты требует значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно координация всех его участников для достижения поставленн...