Организация здоровьесберегающего пространства на уроке
статья по теме
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. Как правильно организовать учебный процесс? Статья рассказывает как организовано психолого-педагогическое пространство, создан здоровый,психологический климат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_zdorovesberegayushchego_prostranstva_na_uroke.rar | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация здоровьесберегающего пространства на уроке
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. О росте юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить.
О нездоровье населения страны, особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Мы живем в городе Киселевске Кемеровской области. Это город изрезан шахтами и разрезами. Состояние здоровья детского населения значительно хуже, чем в целом по стране и Кузбассу.
По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни мы ставим во главу своей работы.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу Внимание к охране здоровья шестилеток связано с тем, что школьное обучение предъявляет к организму ребенка, совершенно новые требования, влечет за собой ломку привычного образа жизни, сложившегося в дошкольном периоде воспитания. Ребенок должен приспособиться к новому виду деятельности - учебной деятельности. Организационные формы этой деятельности обусловливают иное соотношение между динамическими (двигательными) и статическими нагрузками. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы за партой в течение урока (т.е. статическая нагрузка), пребывание в большом школьном коллективе - все это требует большого напряжения их функциональных возможностей, т.е. напряжения деятельности всех систем организма. Исследования показывают, что из всех видов нагрузок - умственной, динамической, статической - последняя для детей младшего школьного возраста вообще и особенно для детей 6 -7 лет чрезвычайно тяжела.
В результате перемены образа жизнедеятельности связанной с обучением, у первоклассников, особенно у шестилетних, нередко отмечается та или иная степень падения работоспособности, ухудшение внимания ,памяти, нарастает двигательное беспокойство, появляются жалобы на головную боль, снижение аппетита, падение массы тела, раздражительность, плаксивость, плохой сон и др. симптомы, свидетельствующие о напряжении всех систем организма ребенку.
В ходе исследования установлено, что среди шестилетних детей, поступающих в I класс, многие имеют различные нарушения в состоянии здоровья. Наиболее часто встречаются: заболевания органов уха, горла и носа, нарушение осанки, понижение остроты зрения. Значительную группу составляют дети, ослабленные в результате частых заболеваний, вызванных острыми респираторно-вирусными инфекциями. Выявляется также категория детей с так называемым "отягощенным анамнезом" (неблагополучное протекание беременности у матери, родовые травмы, тяжелые заболевания в раннем детстве и т.п.), а также воспитывающиеся в неблагоприятных микросоциальных условиях (алкоголизм родителей, неспокойная обстановка в семье, чрезмерная или, наоборот, недостаточная опека и т.п.), Как правило, у этих детей в случае поступления их в школу выявляются различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, резко затрудняющие адаптацию к обучению в школе
В классе из 27 человек только 2 человека имеют 1 основную группу здоровья,24 человек-2 группу и один человек 3 группу (сердечная недостаточность).
Исходя из этого, сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Поэтому мы стремились создать здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке, что способствует развитию здоровой личности, созданию здорового психологического климата в классе, задает модель правильного поведения и отношений с другими людьми.
В пространство мы включили:
психологический комфорт;
санитарно-гигиенические требования;
эмоциональная активность;
двигательная активность;
рациональная организация урока;
система оценивания.
Особое внимание уделяем санитарно-гигиеническием требованиям , где выход за рамки – это нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.
Соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса, ведь от них во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.
Среди основополагающих требований к санитарно-гигиеническим условиям обучения необходимо выделить соблюдение:
-норм воздушно-теплового режима ОУ;
-норм освещения классной комнаты;
-требований к школьной мебели и оборудованию;
-гигиенических норм режима дня;
-норм питания в школе;
-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (учебная нагрузка, учёт динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года);
-гигиенических требований к расписанию уроков.
Необходимо помнить и о дозировке домашнего задания. Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 часа,
во 2 классе до 1,5 часа,
в 3-4 – до 2 часов,
в 5-6 – до 2,5 часа,
в 7-8 – до 3 часов,
в 9-11 – до 4 часов.
По возможности мы стремимся создать комфортные условия в классе. Имеется необходимая мебель, соответствующая росту каждого ребенка. На левой стене располагаются 2 индивидуальные доски, на которых дети работают стоя. Это позволяет решить проблему двигательной активности на уроке.
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40%. Для удовлетворения естественной потребности школьников в движениях суточный объём их активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный – не менее 14 часов.
Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Её ограничение ведёт к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков.
Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
Есть зеленый уголочек, это место для группового общения и совместных игр. В центре – ковер, вокруг него - растения, которые дарят уют и расширяют жизненное пространство. Растения берегут от простуды, улучшают качество воздуха в помещении, повышают настроение.
В классе имеется телевизор, видеомагнитофон музыкальный центр, компьютер.
Таким образом, создаются условия:
- для разнообразной учебной деятельности,
- создания эмоциональных разрядок,
- активизации двигательной активности учащихся на уроке,
- чередования положений сидя - стоя, что способствует профилактике нарушений осанки,
- реализации физических потребностей ребёнка (потребность в движении).
Начальная школа работает по государственным образовательным программам "Школа России". В учебном процессе мы акцентируем внимание на развивающий характер обучения, игровые компоненты, творческие задания для учащихся.
Особое внимание уделяется дифференцированному подходу к ученикам. Урок направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества.
В своей практике мы используем как традиционные формы уроков, так и нетрадиционные, такие как: урок- турнир, урок-игра, урок-исследование, урок-путешествие, интегрированные, сюжетные уроки, уроки-экскурсии. Проведение уроков на улице:
-расширяет все пространство урока;
-снимает статическое напряжение;
-активизирует двигательную активность учащихся;
-создает условия для эмоционального благополучия детей;
-дает возможность применять изученный программный материал в реальных условиях
Содержание образования обогащается материалом, прямо нацеленным на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер учеников. Ученики класса изучают такие курсы как «Риторика», «Занимательная математика», «Веселый русский язык». Дети с удовольствием посещают кружок «Оригами», «Шитье и рукоделие», «Волшебная Кисточка»
Главное - это всестороннее развитие личности ученика, его творческих способностей, познавательных функций, расширение его культурного кругозора.
Работая над созданием и расширением пространства урока, мы создаем условия для сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....
Авторский проект «Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования»
Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- ...
Презентация "Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения)"
Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения...
Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО
Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...
Педагогический совет "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"
Цель выступления : определить наиболее значимые критерии успешности в создании оптимальной организации образовательного пространства на уроке....
«Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
Консультация для воспитателей...
Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.
Проблема здоровья сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка,уменьшается двигательная активность,приводя к нарушению...