Организация здоровьесберегающего пространства на уроке
статья по теме

Морозова Татьяна Владимировна

Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. Как правильно организовать учебный процесс?  Статья рассказывает как организовано психолого-педагогическое пространство, создан здоровый,психологический климат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего пространства на уроке

        Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. О росте юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить.

       О нездоровье населения страны, особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Мы живем в городе Киселевске Кемеровской области. Это город изрезан шахтами и разрезами. Состояние здоровья детского населения значительно хуже, чем в целом по стране и Кузбассу.

       По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни мы ставим во главу своей работы.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу Внимание к охране здоровья шестилеток связано с тем, что школьное обучение предъявляет к организму ребенка, совершенно новые требования, влечет за собой ломку привычного образа жизни, сложившегося в дошкольном периоде воспитания. Ребенок должен приспособиться к новому виду деятельности - учебной деятельности. Организационные формы этой деятельности обусловливают иное соотношение между динамическими (двигательными) и статическими нагрузками. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы за партой в течение урока (т.е. статическая нагрузка), пребывание в большом школьном коллективе - все это требует большого напряжения их функциональных возможностей, т.е. напряжения деятельности всех систем организма. Исследования показывают, что из всех видов нагрузок - умственной, динамической, статической - последняя для детей младшего школьного возраста вообще и особенно для детей 6 -7 лет чрезвычайно тяжела.

В результате перемены образа жизнедеятельности связанной с обучением, у первоклассников, особенно у шестилетних, нередко отмечается та или иная степень падения работоспособности, ухудшение внимания ,памяти, нарастает двигательное беспокойство, появляются жалобы на головную боль, снижение аппетита, падение массы тела, раздражительность, плаксивость, плохой сон и др. симптомы, свидетельствующие о напряжении всех систем организма ребенку.

В ходе исследования установлено, что среди шестилетних детей, поступающих в I класс, многие имеют различные нарушения в состоянии здоровья. Наиболее часто встречаются: заболевания органов уха, горла и носа, нарушение осанки, понижение остроты зрения. Значительную группу составляют дети, ослабленные в результате частых заболеваний, вызванных острыми респираторно-вирусными инфекциями. Выявляется также категория детей с так называемым "отягощенным анамнезом" (неблагополучное протекание беременности у матери, родовые травмы, тяжелые заболевания в раннем детстве и т.п.), а также воспитывающиеся в неблагоприятных микросоциальных условиях (алкоголизм родителей, неспокойная обстановка в семье, чрезмерная или, наоборот, недостаточная опека и т.п.), Как правило, у этих детей в случае поступления их в школу выявляются различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, резко затрудняющие адаптацию к обучению в школе

 В классе из 27 человек только 2 человека имеют 1 основную группу здоровья,24 человек-2 группу и один человек 3 группу (сердечная недостаточность).

Исходя из этого, сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Поэтому мы стремились создать здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке, что способствует развитию здоровой личности, созданию здорового психологического климата в классе, задает модель правильного поведения и отношений с другими людьми.

В пространство мы включили:

психологический комфорт;

санитарно-гигиенические требования;

эмоциональная активность;

двигательная активность;

рациональная организация урока;

система оценивания.

Особое внимание уделяем  санитарно-гигиеническием требованиям , где выход за рамки – это  нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.

 Соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса, ведь от них во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.

Среди основополагающих требований к санитарно-гигиеническим условиям обучения необходимо выделить соблюдение:

-норм воздушно-теплового режима ОУ;

-норм освещения классной комнаты;

-требований к школьной мебели и оборудованию;

-гигиенических норм режима дня;

-норм питания в школе;

-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (учебная нагрузка, учёт динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года);

-гигиенических требований к расписанию уроков.

Необходимо помнить и о дозировке домашнего задания.  Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 часа,

во 2 классе до 1,5 часа,

в 3-4 – до 2 часов,

в 5-6 – до 2,5 часа,

в 7-8 – до 3 часов,

в 9-11 – до 4 часов.

 По возможности мы стремимся создать комфортные условия в классе. Имеется необходимая мебель, соответствующая росту каждого ребенка. На левой стене располагаются 2 индивидуальные доски, на которых дети работают стоя. Это позволяет решить проблему двигательной активности на уроке.

Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40%. Для удовлетворения естественной потребности школьников в движениях суточный объём их активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный – не менее 14 часов.

Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм.  Её ограничение ведёт к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков.

 Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.

Есть зеленый уголочек, это место для группового общения и совместных игр. В центре – ковер, вокруг него - растения, которые дарят уют и расширяют жизненное пространство. Растения берегут от простуды, улучшают качество воздуха в помещении, повышают настроение.

В классе имеется телевизор, видеомагнитофон музыкальный центр, компьютер.

Таким образом, создаются условия:

  1. для разнообразной учебной деятельности,
  2. создания эмоциональных разрядок,
  3. активизации двигательной активности учащихся на уроке,
  4. чередования положений сидя - стоя, что способствует профилактике нарушений осанки,
  5. реализации физических потребностей ребёнка (потребность в движении).

Начальная школа работает по государственным образовательным программам "Школа России". В учебном процессе мы акцентируем внимание на развивающий характер обучения, игровые компоненты, творческие задания для учащихся. 

Особое внимание уделяется дифференцированному подходу к ученикам. Урок  направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества.

 В своей практике мы  используем как традиционные формы уроков, так и нетрадиционные, такие как: урок- турнир, урок-игра, урок-исследование, урок-путешествие, интегрированные, сюжетные уроки, уроки-экскурсии. Проведение уроков на улице:

-расширяет все пространство урока;

-снимает статическое напряжение;

-активизирует двигательную активность учащихся;

-создает условия для эмоционального благополучия детей;

-дает возможность применять изученный программный материал в реальных условиях

Содержание образования обогащается материалом, прямо нацеленным на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер учеников. Ученики класса изучают такие курсы как «Риторика», «Занимательная математика», «Веселый русский язык». Дети с удовольствием посещают кружок «Оригами», «Шитье и рукоделие», «Волшебная Кисточка»

Главное - это всестороннее развитие личности ученика, его творческих способностей, познавательных функций, расширение его культурного кругозора.

Работая над созданием и расширением пространства урока, мы  создаем условия для сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....

Авторский проект «Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования»

Забота о здоровье ребёнка –это                           не просто комплекс санитарно-            ...

Презентация "Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения)"

Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения...

Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО

          Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...

Педагогический совет "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"

Цель выступления : определить наиболее значимые критерии успешности в создании оптимальной организации образовательного пространства на уроке....

Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.

Проблема здоровья сейчас беспокоит всех. В последнее время  возросло внимание к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка,уменьшается двигательная активность,приводя к нарушению...