Личностно-ориентированный подход в организации образовательного пространства.
статья на тему
Главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, т.е. такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность ученика- познавательная деятельность, была бы ведущей в системе "учитель-ученик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_organizacii_obrazovatelnogo_prostranstva.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход в организации образовательного пространства
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умения принимать решения и доводить их до исполнения.
Основная идея состоит в такой организации обучения, когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем, а «открывает» новое знание в процессе своей собственной деятельности. Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность, называют деятельностным подходом. Большинство учителей нашей школы реализует образовательную систему Школа-2100, т.к. она способствует решению основных целей и задач образования. В основе концепции этой системы лежит деятельностный подход. На первом месте здесь стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.
При посещении уроков, внеклассных мероприятий мы начали отслеживать применение методов и приемов личностно-ориентированного подхода различными учителями. А когда проанализировали степень обученности по классам - увидели, что у учителей, которые на практике применяли новые подходы, она выше, чем у учителей, придерживающихся традиционных методов.
Основной технологией личностно-ориентированного урока является проблемно-диалоговое обучение. Диалогическое взаимодействие в решении проблемы дает каждому ученику возможность самовыражения, проявления самостоятельности и независимости. Учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам, и чем больше дает сделать своим ученикам.
Большинство педагогов-исследователей включают в технологический арсенал личностно-ориентированного подхода и рефлексивные методы и приемы. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, т.е. не умеет размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, не может оценить результаты собственной деятельности, то он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно-ориентированном обучении.
Учителя используют в зависимости от обстоятельств один из видов учебных рефлексий, отражающих 4 сферы человеческой сущности:
Физическую (успел — не успел)
Сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно)
Интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал)
• Духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других)
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия могут быть как индивидуальной, так и групповой, то духовную рефлексию следует проводить письменно и индивидуально без огласки результатов.
В структуре урока учителя выделяют этапы, на которых ребенок может поучаствовать в анализе, взаимоанализе, самоанализе.
Чтобы анализ и самоанализ были успешными, учителя для детей определяют критерии, по которым будет оцениваться их деятельность на уроке, критерии устных ответов, письменных, ответов у доски.
Важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности ученые считают метод создания ситуации успеха, метод педагогической поддержки. Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, учителя пользуются теми словами, которые «работают» на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка. Важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Например, такую, которая поможет ребенку выбрать задания с которыми он, с точки зрения педагога, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех группе.
Зам.директора по УВР Иванова М.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация образовательного пространства развития детей в рамках полного учебного дня»
(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)...
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....
Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"
Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...
Личностно – ориентированный классный час: особенности организации и содержания
Выступление на ГМО учетелей начальных классов по реализации ФГОС НОО...
Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...
«Особенности организации образовательного пространства в работе с детьми ОВЗ».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычн...
Организация образовательного пространства с инженерной составляющей в начальной школе.
Данная работа предназначена для учителей начальной школы. В ней представлены несколько направлений по организации образовательного пространства инженерной направленности. Это фрагменты уроков, занятий...