Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.
материал по русскому языку (2 класс)

Николаенко Виктория Александровна

      Стать грамотным - непростая задача, но  по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплинированность. Плюс к этому необходимо учиться не поддаваться лени, планировать свою занятость и умело распределять задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс приёмов используемых на уроке русского  языка.

Тема урока: «Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри.

(слайд№1) Скажите, можно ли научить человека, до ужаса боящегося воды, плавать? Нет. А если я спрошу чуть-чуть по-другому: «Может ли человек, до ужаса боящийся воды, научиться плавать»?

А вот тут уже скорее всего да, может. Загоревшись желанием, посмотрев в лицо страху, взяв себя в руки, он определенно сможет научиться плавать, и в дальнейшем даже достичь высоких результатов. «Почему?»- спросите Вы .Он сам так решил - сделал первый шаг, и прыгнул в воду.    

(слайд№2)   Человек  любит экспериментировать,  учиться чему-то новому, до этого незнакомому ему. В такие моменты пробуждается интерес и вдохновение, но также и появляются неуверенность и страх. Одолевают бесконечные вопросы “А смогу ли? А получится ли? А если не получится? А что ты будешь делать, если не получится?”... Количество этих вопросов с каждым шагом только увеличивается, и в голове они начинают звучать только громче и сильнее. Именно из-за них мы останавливаемся  с мыслью…: “Может правда не стоит. Всё равно у меня ничего не получится».

Поэтому сегодня,  представляю мастер класс приёмов используемых на уроке русского  языка.

Тема урока: «Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса, является частью темы «Орфография и пунктуация».      

   Основная дидактическая задача - развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности, обучение переносу теоретических знаний на практическую жизнедеятельность учащихся, их подготовка к реальной жизни. Развитие функциональной компетенции.

(слайд№3) На первом этапе «Готовность №1» осуществляется организация внимания и внутренней готовности.

(слайд №4 ) На следующем этапе «ЗНАЮ! НЕ ЗНАЮ…» подготовка к восприятию материала. Предлагаю Вам, как и учащимся на уроке, посмотреть на экран. В начале урока я использую приём «Лови ошибку».

(слайд №5) При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Как вы думаете, что случилось с мальчиками? (мальчики поссорились)

- А как вы думаете, почему это случилось? (варианты ответов)

- Хотите узнать причину ссоры? (да)

- А вот что произошло!

(слайд №6) Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

- «Мяч будет, Коля принесёт », - гордо сказал товарищам Дима.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Вот ребята и расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

-Почему так получилось?( Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»). Слайд №3

Преимущества приема «Лови ошибку»:

-универсален,;

-приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

-развивает аналитические способности;

-предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

-заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма,

-воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока, в середине для повторения изученного материала, на этапе рефлЕксии с целью подведения итогов.

И тут же предлагаю сформулировать тему урока.

(слайд №7- 8) На следующем этапе «Учимся учиться» приглашаю детей на курсы «Детской журналистики».

И предлагаю план действий, который представлен в виде символов.

(слайд №9-10) -На нашем курсе 4 блока , давайте обратимся к первому «МАСС-МЕДИА».

На данном этапе я использовала приём «Облако слов» . Использование данного сервиса позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на урок, формируются благоприятные условия для развития  пространственного и критического мышления,  аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.

Задание на данном этапе: выписать только однокоренные слова и выделить в них корень.              

(слайд №11-13)

На следующем этапе «Действуй» переходим к блоку «КОРРЕКТОР».

На данном этапе  я использую метод планшет. Метод развивают орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

(слайд №14) Следующий приём,  изучение орфограмм с помощью конфетных обёрток. Данный приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Этот приём я применяю, чтобы привлечь внимание младших школьников к данной проблеме.

   (слайд №17-18) На этапе рефлексии проводится самооценка результатов собственной деятельности ребёнка на уроке.

Стать грамотным - непростая задача, но  по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплинированность. Плюс к этому необходимо учиться не поддаваться лени, планировать свою занятость и умело распределять задачи.

И в заключение добавлю, что повышение грамотности – это процесс непрерывный, и он может быть либо мучительным и трудоемким, либо приятным и естественным.

Не стоит относиться к повышению грамотности, как к тяжкой доле, непосильной ноше, которую мы вынуждены нести, ведь в этом случае оно и станет таковым. Вместо этого нужно поменять отношение к данному процессу. И думаю, что те приемы, которые сегодня представила на мастер-классе помогут выполнить эту непростую  задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование словарей как способ решения орфографических задач

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы....

Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"

Педагогический опыт: "Различные способы  решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Урок  русского языка, 4 класс, МБОУ Тальская СОШТема урока: Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных с...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.

  Наша задача сегодня  через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической гр...