Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.
материал (2 класс)

Николаенко Виктория Александровна

    Наша задача сегодня  через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.  

    Под математической грамотностью следует понимать способность учащихся мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах, выражаемая в трёх компонентах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование и оценка математической грамотности младших школьников».

Цель: ознакомление педагогов  с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших  школьников. 

Ход представления опыта:

        Развитие функциональной грамотности школьников определяется   как   одна   из    приоритетных   целей образования.

      Функционально грамотная личность –    это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий  определёнными  качествами, ключевыми компетенциями. 

     Содержание функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая,  компьютерная, знания и понимание финансовых понятий, способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически и развитие креативного мышления.

    Наша задача сегодня  через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.  

    Под математической грамотностью следует понимать способность учащихся мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах, выражаемая в трёх компонентах.

    Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов. Первый компонент: понимание необходимости математических знаний.

      Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

      Книга «Функциональная грамотность. Тренажер для школьников» продолжает методическую линию пособий для организации внеурочной деятельности в третьем классе по программе «Функциональная грамотность». Авторы курса М.В.Буряк, С.А.Шейкина предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся. Данное пособие используется учителями нашей гимназии, на протяжении 4-х лет обучения.

     Примеры заданий:

Задачи практической направленности (их мы встречаем в ВПР)

    Вывод:  Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Второй компонент: умение устанавливать математические отношения и зависимости работать с математической информацией.

      Чтобы успешно выполнить задания для формирования второго компонента, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, текстовой задачи.

     На данном этапе я использую в своей работе образовательную платформу ЯндексУчебник.

Проверка домашних работ, составление планов, подбор упражнений для контрольных и проверочных, создание новых заданий на дом — эти типичные задачи, возникающие при подготовке к уроку. Всё это можно сделать в «Яндекс.Учебнике» примерно за 15 минут.  Учитель видит статистику по каждому ребёнку и  по всему классу. Сервис самостоятельно проверяет ответы учащихся и формирует отчет о проделанной работе в 100 бальной системе. Полученные баллы я перевожу в оценку.

       Примеры заданий, чтобы сформировать второй компонент математической функциональной грамотности представлены на слайде.  

     Вывод: ученик, систематически выполняя такие задания, научится устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

Третий компонент: владение математическим языком и применение его для решения математических задач.

       Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяю задания: на понимание  и применение математической символики и терминологии, построение математических суждений (рассуждения).

       Примеры заданий, чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности.

1)Геометрические задачи

      Геометрические головоломки, геометрия в пространстве, геометрия на клетчатой бумаге.

Вывод: практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.

      Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.

    Этот вопрос волнует не только меня, но и всех учителей начальных классов. Абсолютного и окончательного ответа на  этот вопрос мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить.

    Я попыталась вывести формулу формирования функциональной  математической грамотности на уроках математики используя задания созданные на образовательных платформах Учи.ру, Яндекс Учебник, сайте Решу ВПР.

   Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.

   Все представленные задания обращены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его математической функциональной грамотности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование словарей как способ решения орфографических задач

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы....

Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"

Педагогический опыт: "Различные способы  решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Урок  русского языка, 4 класс, МБОУ Тальская СОШТема урока: Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных с...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.

    Стать грамотным - непростая задача, но  по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплиниров...