Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_po_rus_yaz.docx | 124.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Учитель начальных классов Чепрасова С.В.
Класс: 4Б
Программа: УМК «Гармония»
Автор учебника: М.С. Соловейчик
Тема урока: Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.
Тип урока: урок рефлексии
Цели и задачи: 1) развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;
2) закрепить алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных
3) учить самоконтролю и самооценке; воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: Воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.
Регулятивные действия: Развивать умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности; учить самоконтролю и самооценке;
Совершенствовать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Познавательные действия: Развивать умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, делать выводы, фиксировать.
Коммуникативные действия: Развивать умение вести учебный диалог;
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» 4кл. 1 часть, тетрадь- задачник, презентация к уроку, карточки с алгоритмом, карточки со словами викторина и конкурс
Ход урока
Начальная форма | |
Род | |
Склонение | |
Проверочное слово | |
Окончание | |
«в к т р н» «к н к р с» |
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Учитель начальных классов Чепрасова С.В.
Класс: 4Б
Программа: УМК «Гармония»
Автор учебника: О.Т. Поглазова
Тема урока: Альтернативные источники энергии
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков
Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии
Задачи:
Обучающие: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии.
Развивающие: развивать воображение, наглядно-образное мышление; продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ; ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;
выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога
Деятельностная цель: сформированность основных понятий урока: неисчерпаемые запасы, альтернативные источники, искусственные материалы, долговечные материалы, рациональное использование . Осознавать ограниченность запасов полезных ископаемых, необходимость их рационального использования, важность бережного отношения к ресурсам своей Родины.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Личностные качества, метапредметные УУД: Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения (ЛУУД).
Умение готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ (РУУД).
Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения (ПУУД, КУУД).
Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств (ПУУД).
Методическое обоснование урока: Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой[1]), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Оборудование: Учебник – с. 98 – 100; Рабочая тетрадь – с. 39, задание 18, 19; Презентация
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1. Мотивационный этап | Встали, подравнялись, улыбнулись и обменялись друг с другом хорошим настроением, добротой и работоспособностью. Кто готов начать работу мне это покажет. | |||||||||||||
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Проверим домашнее задание О чем говорили на прошлом уроке? -Что называют полезными ископаемыми? -Какие бывают полезные ископаемые? -Где они могут находятся? -Какими способами добывают полезные ископаемые? Полезные ископаемые – это богатство Земли. Являетесь ли вы знатоками богатств, мы сейчас выясним. Блиц-опрос (назвать одним словом) Ископаемое, хранящее следы древней жизни (известняк) Скопление полезных ископаемых в земле называют (месторождение) Съедобное полезное ископаемое (поваренная соль) Что сооружают для добычи каменного угля (шахты) Порода, используемая для изготовления посуды (глина) Месторождения полезных ископаемых отыскивают: (геологи) Какие полезные ископаемые добывают в твоей местности (нефть, глина, песок, известняк, газ поваренная соль, сера) Металлы получают (железной руды, медной руды) При помощи буровых установок добывают (нефть, природный газ) В строительстве используются (песок, глина, гранит) Подумать какие полезные ископаемые использованы при строительстве и отделке в школе? (стены из песка, гипса и мела, двери и окна выкрашены краской – это нефть, батареи, трубы, у парт металлические детали – из чугуна, а он из руды) Каким полезным ископаемым облицовывают станции метро? (мрамор) Какими замечательными свойствами обладают металлы? ( хорошо проводят тепло, электрический ток и магнитные св-ва) -Бывают ли ископаемые бесполезными? -Безграничны ли запасы полезных ископаемых? | Участвуют в диалоге с учителем | ||||||||||||
3. Создание проблемной ситуации | Начать урок со стихотворения: Природа дарит людям чудеса, Мы перед ней навечно стали должниками. Но долг природе мы обязаны отдать, Иначе мы не сможем выжить сами. - Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь? Учитель предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта. Предъявление первого факта: - Что вы представляете, когда слышите слова «неисчерпаемые месторождения полезных ископаемых»? Действительно, ещё совсем недавно месторождения полезных ископаемых казались людям неисчерпаемыми. Предъявление второго факта: - Однако темпы извлечения и использования их так резко возросло в XX веке, что человечество серьёзно озабочено проблемой: хватит ли полезных ископаемых на Земле грядущим поколениям? Учёные предполагают, что запасы нефти, газа, золота, серебра, меди будут исчерпаны уже к середине XXI века. В двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта. Побуждение к осознаю противоречия: - Что вас удивило? Какое вы заметили противоречие? - Чтобы ответить на этот вопрос и помочь вам разрешить это противоречие, я хочу вам прочитать стихотворение (читает стихотворение С. Михалков "Стон Земли") Стон Земли Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллионы лет, Я так устала, плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет. Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек, Все то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идет моя руда! А что мне стоит только штат Невада, – Его подземных взрывов череда! Зачем друг друга люди так боятся, Что позабыли о самой Земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле. Не потому ли, загораясь мщеньем, Я против сил безумных восстаю И сотрясаю твердь землетрясеньем, На все обиды я ответ даю. И не случайно грозные вулканы Выплескивают с лавой боль Земли. Очнитесь, люди! Позовите страны, Чтобы меня от гибели спасти! (С. Михалков.) – Почему земля дает нам ответ на все обиды? Мы воздействуем и изменяем все процессы на Земле, и она пытается дать ответ на наши отрицательные действия. - Кто помогает нам увидеть последствия негативного воздействия человека на природу? - Совершенно верно. Уже сегодня для многих районов Земли острой проблемой стала нехватка чистой питьевой воды. Источники тепла, энергии заканчиваются, из-за нерационального использования. - Вот, например, что является источником энергии для хозяйственной деятельности человека? За счёт чего у нас дома электричество? За счёт чего ездят машины, поезда, летают самолеты? - Да, вы правы, бензин и другие виды топлива делают из нефти, а её запасы небезграничные. Что делать человеку? - Да, действительно, очень актуально становиться искать другие источники энергии Подведение учащихся к открытию темы урока: - Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего с вами урока? - Вы все правы. Тема нашего урока «Альтернативные источники энергии» (тема появляется на слайде). - Альтернатива (слово появляется на слайде) – это другой способ, другая возможность. | Участвуют в диалоге с учителем Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его: неисчерпаемые и исчерпаемые. - Почему неисчерпаемые ископаемые заканчиваются? - Сама природа. - бензин… - Изобретать новые машины, искать новое топливо… Предлагают свои варианты темы урока. | ||||||||||||
4. Формулирование проблемы | - Какие у вас возникают вопросы по теме нашего урока? - Что вам было бы интересно узнать? (постановка учебной задачи) Обобщив знания учащихся, ставит перед ними следующую цель учебной деятельности: - Сегодня я предлагаю вам стать не учениками, а настоящими учеными: геологами, энергетиками, химиками, физиками и экологами. - Вы знаете, что это за профессии? Итак, вам, уважаемые учёные, необходимо провести исследование и ответить на вопрос: «Что может использовать человек в качестве источников энергии, чтобы не навредить Земле?» (учебная цель). Основной вопрос записывается на слайде. | задают свои вопросы - Описывают профессии | ||||||||||||
5. Выдвижение версии решения проблемы | - Какие у вас есть версии решения проблемы? Помните о том, что ВАЖНЫ все версии, даже смешные и нелепые. Учитель записывает версии детей на доске (от проблемы стрелками записываются ключевые слова, обозначающие варианты решения поставленной проблемы) | Дети поочередно предлагают свои варианты решения проблемы - Солнце. - Ветер. и т.д. | ||||||||||||
6. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности. | - Что мы уже знаем по этой проблеме? - Что нужно узнать для решения проблемы? - - На слайде вы видите названия ученых. Пользуясь информацией учебника, выясните, какое решение проблемы предлагают они и запишите информацию в таблицу в тетрадь.
Геолог-поиск новых полезных ископаемых на дне моря, океанов Горные инженеры-бережными разработками месторождений Металлурги- рациональное извлечением из руд металлов Энергетики- использование энергии ветра, морских волн и горячих подземных источнтиков Химики и физики – создают новые виды материалов, способных заменить металлы, чтобы они были долговечны.(металл заменяют на пластмассы, которые делают из глины) Экологи –разрабатывают меры по очистке вод) | Вспоминают как используют полезные ископаемые, добывают. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) Повторяют за учителем алгоритм действий . | ||||||||||||
7. Поиск решения (открытие нового знания) | - Приступаем к работе. Задумывался ли каждый из нас, какой ценой мы получаем комфорт? Нам трудно представить себе дом без света, отопления. Мы не можем обойтись без электроприборов, которые так облегчают нашу жизнь. Давайте задумаемся, ведь за наш комфорт приходится платить гибелью лесов, затоплением городов! Знай, что нужно экономить 4 группа На каждой кухне есть холодильник. Посчитайте, сколько раз за день вы кипятите воду? А сколько из этой вы используете за 1 раз? Два – три стакана, а остальная вода остывает в чайнике. Содержите краны в порядке! За год из крана вытекает 2000 л воды, если из крана вытекает 10 капель в минуту. Используйте энергосберегающие лампочки! При повседневном использовании ламп накаливания необходимо завозить в 2 раза меньше дизельного топлива. Расход электроэнергии можно сократить за счёт периодического протирания лампочек: хорошо протёртая лампочка светит 10 – 15% ярче грязной пыльной. Мы мёрзнем в домах, потому что ленимся утеплять окна, двери и балкон. Бесплатная упаковка в магазине на самом деле обходится человечеству очень дорого. 5 – 6 полиэтиленовых пакетов в неделю, сэкономит 55 литров нефти в год, что на 150 кг в год сократит выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект. Мусор – главный монстр зла, Если тонну металлолома соберёшь Две тонны железной руды спасёшь. А чтобы сталь нам сохранить Её пластмассой нужно заменить!
Человек удовлетворяет свои потребности, используя всё, что создано природой и наработано веками – полезные ископаемые, лесные богатства, водные ресурсы, промышленность, торговлю, искусство, образование и т.д. Мне хочется, чтобы вы запомнили, что ресурсы бывают воспроизводимые и невоспроизводимые. Воспроизводимые ресурсы можно пополнять по мере их использования (срубили дерево – посадили два новых). Полезные ископаемые – невоспроизводимые ресурсы, так как для их восполнения необходимо длительное время – десятки веков. Поэтому люди серьёзно задумались об альтернативных источниках энергии. Думаю, что о некоторых вы уже слышали или видели в телевизионных передачах. Исследователи: На первое место надо поставить воду. Пресной воды не так много на Земле, да и то она в основном в ледниках и айсбергах. Ледники содержат столько воды, сколько её приносят все реки мира за 650-700 лет. Морская вода – целая кладовая различных полезных ископаемых. Человечество планирует забрать их у океана. Но такой проект надо тщательно продумать, чтобы не нарушить жизнь его обитателей. Энергия морских волн, термальных источников. Солнечная энергия - будущее Земли. Телевизор, работающий от солнечной энергии. Компания Sharp представила на недавно проходившей выставке телевизор, работающий от солнечной батареи. Энергии солнечной панели оказалось вполне достаточно для просмотра телепередач на 52-дюймовом экране со светодиодной подсветкой. Есть дома, которые уже построены так, что используют энергию солнца. Энергия ветра Огромна энергия движущихся воздушных масс. Запасы энергии ветра более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергетики всех рек планеты. Богаты энергией ветра северные районы страны вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Такие станции работают труднодоступных районах, на дальних островах, в Арктике, на тысячах населенных пунктах, где нет поблизости электростанций. | Рассказы детей о самых простых способах экономии электроэнергии. | ||||||||||||
8. Применение нового знания | - Теперь, давайте обсудим, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Указывает на проблему, записанную на доске: «Что может использовать человек на Земле, чтобы не навредить ей») | Выслушивают ответы и переносят их в таблицу - Всем жителям Земли необходимо научиться бережному расходованию питьевой воды, тепла, электроэнергии, металлов и других ценных материалов. Ресурсы Земли не бесконечны! | ||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока (запись на доске, сделанная вначале урока с вопросами учащихся). На все ли вопросы вы получили ответы? Что бы вы ещё хотели бы узнать по данной теме? | Выполняют задания на рефлексию:
| ||||||||||||
11. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: учебник (с. 98–100), подготовить для учащихся школы рисунок или памятку по экономии энергоресурсов в школе и дома. | Записывают информацию о домашнем задании |
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Учитель начальных классов: Чепрасова Светлана Викторовна
Класс: 4
Программа: УМК «Гармония»
Автор учебника: О.В.Кубасова
Тема урока: Ю. Яковлев «Полосатая палка»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели и задачи: на примере прочитанного материала проследить эволюцию развития образа героя;
обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;
развитие умения определять тему и идею произведения;
воспитывать ответственность за свои поступки.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, модели героя (чёрная и белая), Толковый словарь В. И.Даля.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности | Эмоциональный настрой. Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке. | Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты. | Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Начинаем урок литературное чтение. Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни. Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… -Что же считал главным в человеке третий мудрец? - Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока. | (Дети высказывают свои варианты) | |
III.Постановка учебной задачи | Сообщения о творчестве писателя. - А сейчас вспомните, с каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор этого рассказа? Что вы знаете об авторе? Презентация. | Полосатая палка Юрий Яковлевич Яковлев. Российский детский писатель. Родился в Ленинграде. Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын. Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизнь, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны. | Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте Регулятивные УУД: принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
IV. Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | Прогнозирование. Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ? Зачитайте -Что хочет он сказать этими словами? - Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав? Составление характеристики героя. - Откроем учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа. -Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка? Давайте охарактеризуем его. Итак, при первом знакомстве мы видим: - Очень часто человека характеризуют его поступки. - Задумывался ли он над своими поступками? - В каких словах это выражено? - Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов. - Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? | Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить. Искать слепого Отдать палку Совершать больше добрых поступков ( Дети читают начало рассказа. ) С.59 ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось) С.59 конец первого абзаца * возмущение * восхищени * равнодушие * неловкость * уважение * радость * обиду * доброжелательность * чувство бессилия * недовольство. - Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? | Регулятивные УУД: Работать с учебником, находить нужную информацию. Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы по иллюстрациям. Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. |
V.Первичное закрепление во внешней речи | Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя. - Почему выбрали чёрный цвет? Наблюдение над эволюцией характера героя. На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим? Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим ,более человечным? - На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали части. Перед вами карточки с названиями частей. 1.Знакомство с Мишкой 2.Встреча с бабушкой 3.Как Мишка отнял палку у слепого 4.Мишка хочет исправить злое дело 5.Ещё есть надежда -Выполните задание: -Сравните, соответствует ли изложение автором событий в тексте с событиями, которые происходили в жизни? Отчего автор сознательно нарушает ход событий? -Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям. -На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте? - Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? | ( ответы детей) Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними. 1 вариант- в том порядке, в котором события в жизни происходили с мальчиком.(сюжет рассказа) 2 вариант- в том порядке, в котором события изложены в тексте.(композиция рассказа) (Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.) (Картина ожила в Мишкиных мыслях после слов старухи.Если бы он не встретил старуху, то не задумался о похищении палки.) (Чтение отрывка по ролям) С.61-62 Как на крючок Цепкий крючок Как крючья (Мишка узнаёт, что человек был слепым.Эта встреча начала менять его сознание) | Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в задании. Умение пользоваться интерактивной доской Коммуникативные УУД: Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Личностные УУД: Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД: Выразительно читать и пересказывать текст. |
VI.Применение знаний и умений в новой ситуации | Анализ чувств героя. Работа над иллюстрацией из рассказа СЛАЙД - В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев характер героя раскрывает не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания. В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»? Как вы её поняли? -А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой? - А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: Зачитаем его. Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою? Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? Что такое совесть? Слайд | С.63 (Им овладели противоречивые чувства.В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок). (Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов-совершил благородный поступок.) «Нет, полосатые палки выдают не слепым…» С. 68 Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям) ( Угрызения совести) (В нём проснулась совесть.Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.) | |
VII.Включение в систему знаний и повторение | Как вы понимаете значение этого слова? Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово. (Толковый словарь В.И. Даля) Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу: -Почему вы так решили? - Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть? -Значит ли, что светлая модель нашла своё место? -Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим? Есть надежда.на что? - Куда же надо спешить? - Почему надо спешить? | Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит – «вместе», «соединение», корня — весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы. Слайд Без совести и при большом уме не проживёшь. Нечистая совесть спать не даёт. Совесть без зубов, а загрызёт. Стыд не дым, а глаза ест. (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.) (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки) Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..) | Регулятивные УУД: Работать с иллюстрациями к произведениям. Личностные УУД: Умение сопоставлять рисунок-произведение. |
VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов) Цель:Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания | -Такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать историю. Это и будет вашим домашним заданием. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Слайд Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец? Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека - совесть. - О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его? Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку. -Какие слова могли бы быть итогом нашей работы? - Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет автора и раскрыли идею произведения. Закончите предложения… | Этот рассказ заставил заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы.
| Личностные УУД: Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Коммуникативные УУД: Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...
Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс...
Презентация "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"
Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру/...
Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"
Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"...