Работа с текстом на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников – одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроках русского языка
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников – одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Редко кто увлекается чтением. Крайне трудно заинтересовать детей чтением какого-либо произведения. Поэтому работа с текстом на уроках русского языка ещё в начальной школе позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую.
Школьника нужно научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своем уровне) его философские основы. Наиболее результативными, по моим наблюдениям, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
В своей работе на уроках русского языка особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Не менее важной считаю работу с различными словарями. Делаю предложение ребятам сравнить толкование некоторых слов в разных словарях, например, Ожегова и Даля. Зачастую, в старых словарях определение слов дается более широко, чем в современных. Важно предоставить ученикам возможность попытаться самим дать толкование того или иного слова. Они вполне могут сами сформулировать неожиданное и оригинальное толкование языковых терминов. Главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно владеть и управлять своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека.
Но как добиться осмысленного восприятия текста детьми? Конечно, должно быть совместное обсуждение прочитанного. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в учебниках по русскому языку.
Например: «Представьте, что вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке.
Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Уроки по анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык анализа текста, определяли его тему и идею.
Достаточно известен прием, когда ученики составляют свои предложения, включая в них слова на нужное правило, или строят свою мысль по определенной синтаксической модели. Можно дать задание придумать связный текст, используя в нем слова, с которыми шла работа на уроке. Но при этом особенно важно, чтобы примеры учеников были на хорошем художественном уровне, и главное, чтобы такие задания ориентировались еще и на раскрытие какого-то личностного отношения ребят к окружающей действительности, на осмысление своего внутреннего мира.
Например, при изучении темы «Имя прилагательное» ученикам можно предложить дать определение самому себе. Какой я? Добрый, неуравновешенный, отзывчивый, вредный.
Различных способов поставить ученика в позицию автора можно придумать множество – это и для учителя источник творчества. Главное – чтобы учеников не заставляли ежедневно учиться лишь тому, чтобы правильно фиксировать чужую речь, а дали бы возможность формировать и развивать свою. Ведь в первую очередь для человека важно, чтобы его грамотность обслуживала его собственную речь.
Использование вышеперечисленных форм, методов и приёмов работы с текстом позволит учителю выполнить задачу, обозначенную в стандартах второго поколения. Посредством реализации системного подхода к работе с текстом мы формируем у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-607049-1426182170.jpg)
Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.
Чтение, по словам выдающихся учёных, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают...
Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка
Русский язык является не только предметом, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-842059-1647364936.jpg)
доклад " Работа с текстом на уроках русского языка через различные виды заданий"
Ключевой единицей русского языка является текст.Одновременно текст имеет ярко выраженную идею , которая раскрывается через его содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187973-1573663121.jpg)
Приемы работы с текстом на уроках русского языка
Данная статья «Основные приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-979217-1513024593.jpg)
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-1398478-1648848086.jpg)
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе.
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе....