Работа с текстом на уроках русского языка
материал
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроках русского языка
Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школах. На уроках русского языка и литературы речь учащихся обогащается и совершенствуется.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
Работа с текстом на уроках русского языка - одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
- Приемы работы с текстом.
1. Комплексный анализ текста.
Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:
Задания:
- Выразительно прочитайте текст
- Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (деление на части, смысловая цельность, связность).
- Определите тему текста.
- Определите его основную мысль.
- Определите стиль текста.
- Определите тип речи текста.
- Выполните лексический анализ текста:
- Найдите и выпишите из текста эпитеты 9.Разберите по составу предлагаемые слова.
- Определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы;
- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.
2.Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Восстанови манускрипт». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Например, при знакомстве с понятием «Имя прилагательное» предлагается восстановить текст:
Имя прилагательное обозначает________________________
Отвечает на вопросы_________________________________
Начальная форма имени прилагательного - … падеж…числа.
Имена прилагательные имеют следующие постоянные признаки:___________________________________________
Имена прилагательные имеют следующие непостоянные признаки:____________________________________________
Прилагательные изменяются по … и … .
В предложении имя прилагательное может быть___________
Составление рассказа о прилагательном по опорным словам.
Работа с деформированным текстом.
Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
1.Они то косо л..тели (по)ветру, то мягко ложились на голые д.рев.я.
2.Сн.ж.нки падали дни и ночи.
3.Нач..лся сн..пад.
4.Этот снег ш.л н..делями.
5.З.мля и деревья были б.лы.
Озаглавьте текст.
Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст.
Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Верные-неверные утверждения.
Этот прием может стать увлекательным началом урока и в то же время способствовать внимательной, кропотливой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о правильности и необходимости
информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Синквейн
Правила создания синквейна:
1 строка – тема текста - одно слово (обычно существительным); 2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными);
3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами); 4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.
Инсерт.
Литература
Русская, зарубежная
Развивает, рассказывает, повествует. Помогает познавать мир.
Самосовершенствование.
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«- » - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
- «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;
уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей;
творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения,
прогноза;
оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;
практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.
“Снежный ком ”
Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространен- ное предложение. Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Дидактические игры на уроке. Например:
«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
- «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
- «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Существуют приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с текстом, учебником.
- Репродуктивно-поисковая:
- комментирование чтения;
- ответы на вопросы;
- подробный или краткий пересказ;
- опорные конспекты;
- составление планов;
- составление конспектов;
- заполнение таблиц;
- составление хронологических таблиц;
- составление схем, диаграмм;
- работа с терминами;
- работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
- Сравнительно-аналитическая:
- задания на сравнения изучаемых явлений;
- работа по обобщению и систематизации знаний.
- Творческая
- постановка вопросов к тексту (жгучих интересных);- устное или письменное реферирование ответов товарищей;- составление устных творческих пересказов;- формулировка определенных понятий;- тексты с пропущенными словами;- тексты с ошибками;- рассказ по заданным словам;- тесты;- кроссворды;- доклады, рефераты; сочинения;- загадки;- рисунки.
При помощи этих приемов дети учатся видеть, слышать, чувствовать текст, пополняют речевую память, обогащают словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.
Чтение, по словам выдающихся учёных, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают...
Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»
В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их устранению, а также показаны результаты исследова...
Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка
Русский язык является не только предметом, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....
доклад " Работа с текстом на уроках русского языка через различные виды заданий"
Ключевой единицей русского языка является текст.Одновременно текст имеет ярко выраженную идею , которая раскрывается через его содержание....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка
Данная статья «Основные приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе»....
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе.
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе....