доклад " Работа с текстом на уроках русского языка через различные виды заданий"
методическая разработка (4 класс) на тему
Ключевой единицей русского языка является текст.Одновременно текст имеет ярко выраженную идею , которая раскрывается через его содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_na_urokah_russkogo_doklad.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнеспасский филиал
МБОУ Верхнеспасской сош
Доклад:
«Работа с текстом на уроках русского языка через различные виды заданий»
Учитель начальных классов
Миронова Е. В.
2016
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Поэтому в методике преподавания русского языка активно внедряется в школьную практику текстоориентированный подход, то есть «текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля» .
Виды деятельности при работе с текстом.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Предлагаю некоторые приемы работы с текстом.
1.Комплексный анализ текста.
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:
1) Прочитайте весь текст целиком.
2) Определите тему текста.
3) Определите количество частей и их микротемы.
Выполнение заданий данной части являются примером того, что работа с текстом при обучении русскому языку даёт возможность формировать филологическую компетенцию учащихся, позволяет им постигать культурные смыслы, заключённые в тексте, формирует систему ценностей.
2.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала.
1. «Письмо с дырками».
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
а) при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.
Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
1. Единство … текста.
2. Наличие … мысли текста.
На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.
б) знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам.
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , …
В 4 классе при работе с текстом можно использовать создание инсерта, синквейнов к тексту. Это позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём
2.«Инсерт».
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«- » - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.
4.Синквейн. Программой русского языка, особенно в старших классах, предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
5. «Логические цепочки».
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах, увеличилось количество членов кружка «Юный журналист», ребята стали печататься в районной газете «Волжские зори»;
• повысился уровень коммуникативной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще...
Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.
Чтение, по словам выдающихся учёных, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают...
Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка
Русский язык является не только предметом, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка
Данная статья «Основные приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе»....
Работа с текстом на уроках русского языка
работа с текстом...
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе.
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе....