Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Чтение, по словам выдающихся учёных, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиесяизучают большинство учебных предметов. Следовательно, навык чтения и умения работать с текстом определяетэффективность обучения школьника.
Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом художественного своеобразия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с текстом | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроках русского языка и
литературного чтения в 3 классе.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстрациями.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Вариант 1
- Прочитай текст.
Синица.
В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше во серая, воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица – синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.
Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих – то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.
( 83 слова )
( По Г. Скребицкому )
- Определи главную тему текста.
- Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
- Подбери к данному прилагательному синоним.
Шустрая птичка - ____________________________________
- С какой птицей сравнивает автор синицу?
- Заполните таблицу, используя слова текста.
О птице | Какая? |
Спинка | |
Грудка | |
Головка |
- Как в народе называют синицу?
- КА кой вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.
- Образуй разные формы слова.
Синица - __________________,____________________,____________________ .
Вариант 2.
- Прочитай текст.
Со всего света устремляются весной на север длинноносые птицы. Они летят над морями и лесами, преодолевая огромные расстояния. Почему их так манит великая холодная равнина? Всё очень просто. Летняя тундра – это огромный щедрый стол. На зелёной скатерти находят себе угощение миллионы птиц. Особенно ждут в тундре гостей с длинными носами. Здесь столько комариков, червячков, личинок! Каждый клочок земли набит ими доверху. Взять такое угощение можно лишь длинным клювом. Вот почему в тундре есть спрос на длинный нос. Кстати, долгоносики прилетели! Вот они, все как на подбор!
( 86 слов )
( По А. Тихонову )
- Определи главную тему текста.
- Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.
1.
2.
3.
4. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
5. Запиши, с чем сравнивает автор летнюю тундру.
6. Подбери к данным словам синонимы.
Преодолевая - _________________________________
Набит доверху - _________________________________
Все как на подбор - _______________________________
7. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.
(над) м__рями - __________________________
(над) л__сами - ___________________________
(на) з__лёной - ___________________________
8. Выпиши из текста
- вопросительное предложение
- восклицательное предложение
9. Почему в летнюю тундру прилетают птицы с длинным носом? Подчеркни в тексте ответ.
Вариант 3.
- Прочитай текст.
Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнёзда. Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.
В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке - капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров.
( 94 слова)
( По энциклопедии «Хочу всё знать»)
- Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.
- Какова главная тема текста?
- Выпиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.
«Грызуны», «Самый большой грызун», «Бобры и мыши».
- Подчеркни грамматическую основу второго предложения.
- Выпиши из третьего предложения по одному словосочетанию к каждой схеме.
глагол + существительное
прилагательное + существительное
- Подбери и запиши слова – антонимы.
Острые - ___________________________
Передние - __________________________
Выкапывать - ________________________
Маленький - _________________________
- Заполни таблицу, используя слова текста.
Животные | Что нового узнал(а)? |
Бобры | |
Воздушная свинья | |
Полевая мышь |
- Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах.
С помощью пл__тин б__бры п__днимают уровень в__ды в в__доёмах. Глубина запруженного м__стечка такая, что в__дное пространство зимой не пром__рзает до дна.
Вариант 4.
- Прочитай текст.
Зелёный ковёр растений покрывал землю за долго до появления человека. Первобытные леса кормили множество обитавших в них разнообразных животных и птиц.
Но цивилизация развивалась, и люди наступали на природу. Огнём и топором они постепенно изменили облик планеты. Там, где когда – то шумели дремучие леса, появились плодовые пашни. Из деревьев люди научились строить дома.
Читай книги о жизни деревьев, и ты узнаешь о том, как они растут, плодоносят и умирают.
От загрязнения воды и воздуха гибнут леса в развитых странах. Из - за потребности в древесине под угрозой исчезновения и тропические леса.
Леса дарят людям чистый воздух. Будем же надеяться, что человечеству удастся сохранить их, и наши потомки научатся жить в согласии с природой.
( 111 слов )
(По Г. Ханнелору )
- Определи главную тему текста.
- Определи главную мысль текста.
- Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
- Отметь в данных словосочетаниях главное слово.
первобытные леса
из – за потребности в древесине
дарят людям
в согласии с природой
- Найди и подчеркни в тексте побудительные предложения.
- Дополни недостающие пункты плана.
1._______________________________________
2.Цивилизация наступает.
3._______________________________________
4._______________________________________
8. вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
Корни прочно закр__пляют (___________) ств__лы (____________) д__ревьев (___________) в з__мле (___________) и снабжают раств__рёнными (_____________) минеральными веществами.
9.Объясни выражения.
«люди наступали на природу»
«огнём и топором изменили облик планеты»
Предложенный материал соответствует образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Обобщенный опыт работы на уровне образовательного учреждения «Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »
В данном опыте описаны приемы работы по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы...
Консультация для педагогов «Работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения»
Публикуемый материал содержит фактические примеры работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения....
Работа с антонимами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
ВведениеАнтонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Работа с фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения
Данный материал позволяет познакомить учащихся с фразеологизмами; научить употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения; научить находить фразеологизмы...