Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка
статья по русскому языку на тему

Русский язык является не только предметом, но и средством  обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Супряга,

к.ф.н, доцент ФГБОУ ВПО КГУ

Е.С. Ладкина,

студентка ФГБОУ ВПО КГУ

Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе  с текстом на уроке русского языка

Русский язык является не только предметом, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой составляющей основного содержания образования. В начальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место ввиду того, что успехи в его изучении во многом определяют результаты обучения школьника по другим предметам, а также обеспечивают успешность его пребывания в детском коллективе в целом.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, а также в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования» предусматривается решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия.

Для создания условий развития УУД необходимо исключить передачу готовых знаний – деятельность учителя должна быть направлена на развитие умений применять знания, на создание условий для самостоятельного открытия через содержание учебно-методических комплектов, на формирование умения делать собственные выводы, давать оценки, применять знания в новых условиях.

На уроках русского языка в начальной школе формируются следующие познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом и т.д.

Специалисты выделяют целый ряд педагогических условий, необходимых для формирования познавательных УУД. Во-первых, это единство познавательной активности учащегося с его эмоциональным состоянием; во-вторых, использование с целью возникновения познавательного интереса у младших школьников в ходе учебной деятельности уже имеющегося у них опыта, знаний, полученных ранее; в-третьих, стимулирование самостоятельной инициативы ученика, его стремления к индивидуальному выбору задания, способа его выполнения, партнера по деятельности; в-четвертых, использование речевых разминок, что позволяет решать следующие задачи: а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, формулировать собственный вопрос, обращенный к разным людям – учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям; б) формировать умения и навыки участия в диалоге; в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные люди (родители, друзья), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при исполнении заданной роли учитывать ее особенности (настроение, характер, манеру поведения и пр.).

Работа с текстом на уроке русского языка открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие таких знаково-символических действий, как замещение, моделирование и преобразования модели.

Подробнее рассмотрим вопросы формирования познавательных УУД при работе с текстом на уроках русского языка. Чтение – сложный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.

Перечислим виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое или просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта.

В уроки русского языка необходимо включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать собственную версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Нам представляется интересным комплекс упражнений по работе с текстом, разработанных учителем начальных классов высшей категории средней общеобразовательной школы  с углубленным изучением отдельных предметов № 39 г. Саранска Крапивиной Натальей Фёдоровной.

Рассмотрим ее так называемые «Игры в загадках». Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Загадки не только расширяют кругозор детей,  развивают и обогащают их речь, но и способствуют формированию логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). В  систему  работы на уроках русского языка учитель предлагает включать разные типы загадок, в ходе работы над которыми учащиеся учатся осуществлять анализ, выделяя важные признаки предмета (вкус, цвет, форму и т.д.), и синтез, объединяя разные признаки в единое целое. Во-первых, это загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков (например: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный); во-вторых, загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному–двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, например: Белая скатерть все поле покрыла); 3) загадки, в которые включается противопоставление, например: По земле ползет, а к себе не подпускает. (Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: учащийся должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому; 4) загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой – провожает (такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории).   

Разновидностями загадок являются шарады и логогрифы. Шарада – это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на части, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар + ус, фа + соль). Например, Первое слово над чайником тает, / Второе – у папы растет над губой. / А целое – ветер морской надувает / И в плаванье нас приглашает с собой. (Парус). Логогрифы – это слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв или слогов. Нпример, С буквой «Р» – подземный житель, Без нее – мышей любитель. (Крот – кот).

 В основе игры-загадки могут лежать омографы или омонимы. Это загадки, в которых задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению или же в которых задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями. Для разгадывания первых нужно перенести ударение с одного слога на другой. Например, Я – травянистое растение / С цветком сиреневого цвета./ Но переставьте ударение – / И превращусь в конфетку. (Ирис – ирис). Вот пример второго вида загадок: Я журчу, журчу, журчу, Глядь – и я в замке торчу (Ключ).

Еще один интересный вид работы с текстом – поиск анаграмм. Например, липа – пила в тексте: Легко дыша в моей тени, / Меня ты летом часто хвалишь, / Но буквы переставь мои – / И целый лес ты мною свалишь. Такие  упражнения учат анализировать, синтезировать различные комбинации, классифицировать и обобщать.

Метаграммы – зашифрованные слова, которые различаются только одной буквой. Например, С Б – я пла́чу, / С Р – играю, / С С – я пищу посыпаю. (Ответ: боль – роль – соль). Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.

Файндворды – от англ. «find word» – «найди слово». Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному разделу.  Файнворды можно использовать на уроках, как домашнее задание, на внеклассных мероприятиях, в олимпиадных заданиях. Например, требуется найти зашифрованные в файндворде названия шести копытных животных:

 – Я, – сказал Колька, – бананов не люблю. А вот яблоки, что растут у деда Кукушкина, это – сила! Но в сад к нему попасть нелегко: забор высокий.

Митька Носиков, облизнувшись, поддакнул:

– Высокий. Дело – труба.

Раньше в заборе дыра была, – продолжил Колька, – но дед её заколотил, чтобы кто-нибудь, вроде нас, в сад не забрался. Что будем делать?

– Осталось одно – идти за лестницей, – сказал Митька.

Пошли за лестницей. Подняли и сразу бросили: больно тяжела.

– Придётся переходить на бананы, – вздохнув, проговорил Колька. И спросил: – А где они растут, не знаешь? Ответ: кабан, коза, лось, бык, зубр, баран.

Эффективной формой развития познавательных умений является работа по созданию синквейнов. Начинать работу можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Написание синквейна – это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, уметь его высказывать и делать выводы. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Одним из приёмов технологии развития критического мышления является инсерт. Он очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях определенные пометки, а после прочтения текста записи обсуждаются.

Таким образом, в ходе формирования познавательных УУД самое главное – научить младших школьников решать задачи не посредством обычного копирования действий учителя, а путем совершения собственных открытий. Важен сам процесс решения задачи – выдвижение гипотезы, пробы и ошибки, анализ, оценка и, в конечном счете, получение самостоятельного результата. Уроки русского языка, в частности, работа с текстом, дают реальную возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.

Список используемой литературы

  1. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2010. – 338 с.
  2. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.
  3. Осмоловская И. М., Петрова Л. Н. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Академия, 2009. – 194 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру

Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Педагогический проект «Формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий по русскому языку»

Современные технологии в образовании  требуют от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подхо...

Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...