Технологическая карта урока "Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ижбулдина Алеся Константиновна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока: Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.

Класс 2 (б)

Цель урока: – развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки [ч], [щ], а также писать букву гласного у после букв ч и щ.

Задачи урока:

Дидактические

Образовательные: 
- формировать лингвистическую компетенцию;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование полученных знаний;

Развивающие

Развивающие: 
- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; 
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;
- развивать коммуникативную культуру учащихся.

Воспитательные

Воспитательные: 
- формировать отношение к языку как к основному средству общения;
-формировать интерес к русскому языку;
-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях.

Образовательные задачи урока:

Этап 1. Орг. момент: развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; 

Этап 2. Актуализация знаний, Подведение к теме урока: развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

Этап 3. Основная часть: развивать коммуникативную культуру учащихся;

Этап 4. Рефлексия: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

Этап 5. Итог урока: формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование полученных знаний.

Методы и приемы работы:

Этап 1. Орг. момент: словесные- рассказ, беседа, практический.

Этап 2. Актуализация знаний, Подведение к теме урока: словесные- рассказ, беседа, практический.

Этап 3. Основная часть:. словесные- рассказ, беседа, практический.

Этап 4. Рефлексия: словесные- рассказ, беседа, практический.

Этап 5. Итог урока.: словесные- беседа.

Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая):

Этап 1. Орг. момент: Ф.

Этап 2. Актуализация знаний, Подведение к теме урока: Ф, И.

Этап 3. Основная часть: Ф, И.

Этап 4. Рефлексия: Ф, И.

Этап 5. Итог урока.: Ф.

Дидактические средства, интерактивное оборудование:

Этап 1. Орг. момент: дидактические средства- учебник.

Этап 2. Актуализация знаний, Подведение к теме урока: дидактические средства- учебник.

Этап 3. Основная часть: дидактические средства- учебник.

Этап 4. Рефлексия: дидактические средства- учебник.

Этап 5. Итог урока.: дидактические средства- учебник.

Планируемые результаты:

Предметные

  1. Овладение первоначальными представлениями о нормах и правилах речевого этикета;
  2. Овладение умение находить суффиксы в словах и правильно его выделять;
  3. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные                                (П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предме

тные

Метапредм

етные

Личнос

тные

1 этап. Орг.момент

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща.

– Замените одним словом и запишите в тетрадях:

а) Дикая роза, в плодах которой больше всего витамина С. (Шиповник.)

б) Густой частый лес. (Чаща.)

в) Небольшой редкий лесок. (Роща.)

г) Этот предмет носят на руках, они бывают на башнях и есть в каждом доме. (Часы.)

д) Облако, которое плачет. (Туча.)

2. Проверка домашнего задания. (Упр. 152 «Дидактический материал».)

– Какие слова вы дописали в каждый столбик?

– Назовите орфограмму, которая есть во всех этих словах.

– Какие словосочетания получились?

3. Запись под диктовку:

Вот роща. Миша ушёл в чащу. Там живут ежи.

– Сколько встретилось слов с орфограммой-буквой гласного после шипящих?

– Почему в словах Миша и ушёл её нет? (Ушёл – словарное слово, а в слове Миша – буквосочетание ша, нет такой орфограммы, так как нет выбора другой буквы, кроме а.)

– Над какой разновидностью этой орфограммы мы ещё специально не работали? (щу)

– А какой будет 2-й вариант этой орфограммы? (чу)

(Буква гласного после шипящего.)

(Роща, чащу, живут, ежи.)

3

3

2 этап. Актуализация знаний,

Подведение к теме урока.

– На основе выводов из предыдущего задания назовите основную цель урока.

– Назовите тему урока.

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

(Научиться находить орфограмму-букву у после букв шипящих ч и щ  и писать слова с этой орфограммой.)

(Буква и после ж, ш.)

3

1  3

3

3 этап. Основная часть.

1. Работа по учебнику.

– Что обозначают схемы-«человечки» перед упр. 175?

– Каким цветом вы бы раскрасили кружочки с ч и щ?

а) Упр. 175 – развивается умение видеть орфограмму-букву у после ч и щ, группировать слова со сходным написанием буквосочетаний чу и щу и обозначать орфограмму.

б) Чтение правила в учебнике после упр. 175.

– Назовите новую разновидность орфограммы-буквы после шипящих.

– Почему написание буквы у в сочетаниях чу-щу является орфограммой? (На слух нельзя определить, какую букву писать – у или ю.)

в) Упр. 176 – развивается умение писать букву у после букв шипящих ч и щ и группировать слова в зависимости от характера шипящего.

2. – Отгадайте загадку.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)

– Запишите это слово и ещё 2–3 однокоренных с ним.

(Щука, щучка, щучий, щурёнок.)

Звуко-буквенный анализ слова щука.

щука [щ'у|ка] – 2 сл., 4 б., 4 зв.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

1,

2

1  3  4

3  1

3

4 этап. Рефлексия.

– Запишите ключевые буквосочетания по теме урока. (чу-щу)

– Вспомните, какая была цель урока. Чему вы научились?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

4  4

5 этап. Подведение итогов урока.

Упр. 149 («Дидактический материал»).

Практикант допущен к проведению занятия.                                              Подпись учителя: _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС "Буква Ю ю в начале слова и после гласных" УМК "Перспектива"

Научить писать строчную и прописную (заглавную) букву Ю ю, обозначать буквой  ю слитные звуки (йу) в начале  слова и после гласной...

Упражнение в написании буквы и после ж и ш

            Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши; развитие орфографических  навыков и умений; развитие гражданского мышления, чувства гордости за Р...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Семинар 12.02.2015. Конспект урока по русскому языку . Тема: Упражнения в написании буквы "и" после ж и ш. Обозначение орфограммы.

Урок русского языка во 2 классе на тему «Упражнения в написании буквы "и"  после ж и ш. Обозначение орфограммы.» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является ...

Технологическая карта урока + презентация "Написание глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времен"

Климанова, Л. Ф. Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива»....

Разработка урока по русскому языку по теме:"Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы"

Урок построен в форме игры- путешествия, с целью выработки  навыка  правописания сочетаний «жи», «ши»  в словах....

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...