Открытый урок по русскому языку на тему "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Этот открытый урок по русскому языку 3 класса 3 четверти по теме "Род имен существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.25 КБ |
![]() | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема: «Род имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Цель – Научиться определять род имён существительных.
Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач
Задачи урока по содержанию:
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений и отношений : ученик – учитель; ученик – ученик;
Регулятивные: создать условия для развития мыслительных операции: анализа и синтеза, а также внимания, логического
мышления при введении новых знаний;
Познавательные: создать условия для формирования навыка работы с учебником и тетрадью.
Предметные (образовательные): способствовать формированию понятий «род имен существительных»; умения распознавать род имен существительных
Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую
Основные методы: беседа, проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в паре.
Оборудование к уроку:
- сигнальные карточки
- конверт с заданием;
- презентация
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Цифровые ресурсы | Используемые методы. Результаты этапа. | ||||||||||||
Организационный момент и психологический настрой на работу. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, осознание ответственности за общее благополучие класса. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. (Слайд № 1) На экране слова: смекалка, лень, терпение, аккуратность, трудолюбие. Посмотрите на экран и прочитайте слова. -Какие из этих качеств вам понадобятся на уроке? Какое слово уберём? Почему? Сегодня на уроке постарайтесь проявить эти качества, а кто-то может их сегодня приобретёт. Желаю вам успехов и новых открытий! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Слайд1 | Результаты: Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм урока. Метод: словесный | ||||||||||||
Минутка чистописания Цель: отработать красивое написание и правильное сочетание букв | Найдите общую букву в словах – антонимах - Вспомним написание буквы М и ее соединения с другими буквами. - Найдите закономерность в написании сочетаний букв, запишите ещё два сочетания. Мма Ммб Ммв - Как продолжим ряд? - Напишите эти сочетания на 1 строке, но сначала проверьте правильность посадки, наклон тетради. - Вторую строку пропишите дома , т.к. она написана индивидуально для каждого. -Какие знания накапливаем, выполняя этот вид работы? | Отвечают на вопросы учителя. -Музыкант Двадцать девятое января Классная работа -Звук [M] - Звук [M]- согласный, твердый, звонкий, непарный. - Буквы написаны в алфавитном порядке. Ммг Ммд Мме Ммж Ммз Выполняют работу в тетради. - Учимся красиво писать, развиваем мышление. Оценивают свою деятельность | Слайд 3 | Результаты: 1. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. 2. Организация рабочего пространства. Метод: словесный, наглядный. | ||||||||||||
Актуализация знаний Цель : проверить знания обучающихся, формировать познавательный мотив. Самоопределение к Де | Организует работу в парах - Вспомните, что знаете об имени существительном, посоветуйтесь в парах и в тесте выберите верный ответ. Тест.
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Имя существительное бывает только одушевлённым. а) да б) нет 3. Имя существительное отвечает на вопросы а) какой? Какая? б) кто? Что? в) что делал? Что делает? 4. Имя существительное изменяется по числам. а) да б) нет 5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. а) да б) нет 6. Какое из слов имя существительное: а) радостный б) радость в) радоваться имена сущ какими бывают собственными и нарицательными. Организует коллективную проверку. - Расскажите, какую тему мы прошли? -Какие числа бывают? Как определяем? -Ед число это что обозначает? -Множ число? - Молодцы! Работа в тетрадях. Словарный диктант. Запись под диктовку. Река Волга, озеро Байкал, Пётр Первый, улица Пушкинская, Лев Толстой, село Михайловское. Назовите орфограммы.
-Чей пенал? Запишите. (Мой пенал) -Подчеркните слово мой. - Какой он? Запишите (Он красивый) - Подчеркните слово он. -Назовите имена сущ, к которым можно подставить слова он, мой. Мел мой, карандаш мой, ластик мой. Ручка моя, книга моя, Окно моё, зеркало мое. Сформулируйте тему урока. Открываем учебники с 25 прочитайте правило. Работа с правилом. Слайд 2, 3 устно | Выполняют тест Самопроверка Это самостоятельная часть речи; - обозначает предмет; - отвечает на вопросы кто? что?; - в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения. - изменяется по числам - может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными. Оценивают свою деятельность. Число имен существительных. -определяем по окончанию. -Ед число это один предмет. -Множ число это несколько. Отвечают Род имен существительных Пишут – Мой пенал, он красивый. Устно отвечают. Род имен существительных. | Слайд 5 Слайд 7 | Результаты: 1. Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке. 3. Организация рабочего пространства Метод: словесный. | ||||||||||||
Изучение нового материала Цель: сформировать у обучающихся конкретные представления об изучаемом материале, выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний выработать умения | Предлагаю парную работу. Метель, снег, стужа, лыжник, мороз, пальто, горка, солнце. Заполняют карточки. Проверка.
Работа в парах | Заполняют таблицу. | Слайд 12 | Результаты: Активные действия учащихся при работе над новым материалом, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Метод: проблемно-поисковый, словесный, практический. | ||||||||||||
- Прочитайте слова, которые называют мужчину и каким словом – помощником можно заменить мужчину? - Прочитайте слова, которые называют женщину. - Каким словом – помощником можно заменить женщину? - Давайте сделаем общий вывод: - А как вы думаете, какой это род? - Какие слова – помощники могут быть у этого рода? Подводит учащихся к выводу. - Как определить род имени существительного? Организует самостоятельную работу с учебником. - Где мы можем проверить наши выводы, утверждения? Прочитаем правило в учебнике на стр.25 - Как определить род имен существительных? - Какие молодцы! Прочитайте упр 39. Что должны делать? Парная работа. Разделяем тетрадь на 3 части. 1 Он м.р. Она жен р. Оно ср.р. Дядя волна гнездо. Записываем слова по группам. Проверка по образцу. Слайд 3 | - Лыжник - он мой . - Мужской род - Фигуристка- она моя . - Женский род Формулируют выводы. -Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “он мой” относятся к мужскому роду. Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя” относятся к женскому роду. Продолжают работать со словами - Слова пальто, солнце не записали. - Не подходит ни к мужскому , ни к женскому роду. - Средний род. -Оно, мое - средний род Формулируют выводы Оценивают свою деятельность. - В учебнике. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. | |||||||||||||||
Первичное закрепление Цель: закрепить знания, умения, навыки обучающихся по определению рода имен существительных. | Потренируемся определять род имен Самостоятельная работа. Упр 42 с 26 Проверка по цепочке. Отгадайте загадку. Днём спит на ней подушка, А по ночам – Андрюшка (кровать) Находим слово в орфографическом словаре и запишите его, подчеркните орфограмму. Упр 43. Составить и записать словосочетания. Образец. Жареный картофель Широкое шоссе, красный помидор, вкусная карамель, московское метро, известная фамилия, зимнее пальто, душистая сирень, Самопроверка на доске.
| Слайд 14 Слайд 16 | Результаты: Активные действия учащихся при работе над новым материалом, максимальное использование самостоятельности Метод: практическая работа | |||||||||||||
Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности. | Картинный диктант. -Какого рода бывают имена сущ? -Каким словом можно заменить слова муж рода? Он -Каким словом можно заменить слова женского рода? Каким словом можно заменить слова среднего рода? -Оцените свою работу на уроке. Дз Упр 44 с 27 | Оценивают свою деятельность. | Слайд 18 Слайд 20-21 | Результаты: Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания. Методы: Словесный. Результаты: #1040;декватность самооценки учащегося оценки учителя, #1057;амостоятель- ное выполнение задания , требующее применения ранее приобретённых знаний. Методы: Словесный, практический. |
Слова- помощники | Слова | Слова- помощники | Слова | ||
Мужской род | Он. Мой | Мужской род | Он. Мой | ||
Женский род | Она. Моя | Женский род | Она. Моя | ||
Средний род | Оно. Мое | Средний род | Оно. Мое |
Тест.
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Имя существительное бывает только одушевлённым. а) да б) нет 3. Имя существительное отвечает на вопросы а) какой? Какая? б) кто? Что? в) что делал? Что делает? 4. Имя существительное изменяется по числам. а) да б) нет 5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. а) да б) нет 6. Какое из слов имя существительное: а) радостный б) радость в) радоваться | Тест.
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Имя существительное бывает только одушевлённым. а) да б) нет 3. Имя существительное отвечает на вопросы а) какой? Какая? б) кто? Что? в) что делал? Что делает? 4. Имя существительное изменяется по числам. а) да б) нет 5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. а) да б) нет 6. Какое из слов имя существительное: а) радостный б) радость в) радоваться |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема -Род имён существительных Цель –определить род имен существительных.
Имена существительные, можно заменить местоимением Мужской род Женский род Средний род Он Она Оно Дядя, картофель Морковь, фамилия Имя, пальто
Родовые окончания Мужской род (Он) Стол , дядя , дедушка Женский род (Она) Волна, земля. Средний род (Оно) Солнце, гнездо
Слова для парной работы. (определяют род) Метель, снег, стужа, лыжник, мороз, пальто, горка, солнце.
Упражнение 42 Жен род. Июль, ремень, гвоздь, журавль, январь, рысь, голубь, прорубь, червь. Муж род. Пыль, зелень, медаль, лошадь, дверь, кровать, морковь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.
Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Урок по русскому языку "Начальная форма имени существительного."
Урок построен с учетом новых требований ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Разработка урока по русскому языку. Тема: Падеж имен существительных.
Тип урока: изучение нового материалаЦель:- познакомить учеников с падежами русского языка; Задачи:- формировать умения правильно изменять имена существительные по падежам;- разв...

План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс
Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...

Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...