Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_roditelnyy_padezh.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема Родительный падеж имён существительных
Дата : 28.11.2014
Цель урока Познакомить с особенностями имён существительных в родительном
падеже.
Задачи урока 1. Уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён
существительных (основные значения, вопросы, предлоги).
2. Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного
падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
- Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
- Отрабатывать приём распознавания падежей.
- Развивать внимание, память, речь.
- Формировать умение работать в паре.
- Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе,
объективность в самооценке.
Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знать и уметь определять существительные в родительном падеже
Уметь выполнять разбор предложения по членам
Личностные результаты:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь высказывать свое мнение
Метапредметные результаты:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Уметь слушать и понимать речь других
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Уметь работать в паре
Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, карточки для исследовательской работы, тест
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Подравнялись, тихо сели. Дружно принялись за дело. (Слайд 1 презентации) - С каким настроением вы пришли на урок? - А чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте улыбнемся друг другу. - Откройте тетради, сядьте правильно, запишите сегодняшнее число, классная работа. | Учащиеся приветствуют учителя. Учащиеся отвечают на вопросы, улыбаются. Учащиеся открывают тетради и выполняют необходимые записи. |
| - Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка. -Запишите предложение. Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве. (По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова.) -Выполним разбор предложения по членам. -Определим падежи существительных в этом предложении. -Дайте характеристику данному предложению. -Что вы знаете об однородных членах? -Поставили ли вы запятую в этом предложении? Почему? - Продолжим повторение и запишем несколько слов. Ваша задача - записать их грамотно. Большой, вечерний, снежок, лесная, речной. -Что за орфограмма объединяет эти слова? Докажи. -Какое слово лишнее? (Снежок) Почему? -Что такое имя существительное? -Тему «Имя существительное» мы и будем продолжать изучать. | Учащиеся записывают предложение, называют орфограммы, доказывают правильность написания. Один ученик вслух ведёт разбор, остальные выполняют в тетрадях и следят за правильностью объяснения ученика. Учащиеся вспоминают правила об однородных членах, приводят примеры, доказывают. Учащиеся обдумывают вопрос и высказывают своё мнение. Учащиеся вспоминают определение. |
| - Тема нашего сегодняшнего урока – Родительный падеж имён существительных. (Слайд 2 презентации) - А чему нам предстоит научиться на этом уроке? (Учитель подводит итог высказываниям учеников) - Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги. | Учащиеся высказываются по вопросу учителя. |
с самопроверкой по эталону | - Выполнить поставленные задачи урока вам поможет исследовательская работа, которую вам предстоит выполнить. (Приложение 1) Она состоит из 2 частей: первая часть – практическая, выполнив её, вы сможете выполнить задания второй части – теоретической. После её окончания вы поможете мне составить схему знаний о падеже. Вот её пункты. (Слайд 3 презентации) Работать вы будете в паре, выполнять задания, делая записи на листе. Заранее решите, кто будет писать. На выполнение работы вам даётся 8 минут. - Начинайте. - Начнём работу с проверки практической части. (Слайд 4 презентации) - А сейчас составим схему знаний о родительном падеже. (Слайд 5 презентации) - А сейчас самая сложная часть схемы – значение родительного падежа. Нам помогут разобраться словосочетания на доске – (Приложение 4) Дом отца Тетрадь Артура Домик из глины Салат из огурцов Приехал из Москвы - А следующий слайд познакомит вас с историей названия родительного падежа. (Слайд 6 презентации) - Оцените свою исследовательскую работу. | Учащиеся слушают учителя, затем знакомятся с текстом работы, принимают совместное решение о ходе выполнения работы и приступают к выполнению работы. Результаты записывают в лист (работа в паре). Во время проверки учащиеся объясняют результаты работы, проводят сверку своей работы с образцом на слайде, а затем оценивают свою работу. |
| - А сейчас настало время отдохнуть. | |
\ проверка самостоятельной работы | - А сейчас я предлагаю выполнить ещё одно задание. Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже, употребляя предлоги. (Слайд 7 презентации)
-В каком падеже стоят имена существительные? Докажите. -Какие предлоги употребили? -Составьте предложение с одним из словосочетаний, разберите по членам. | Учащиеся выполняют работу самостоятельно, допускается обращение за помощью к товарищу по парте. Учащиеся представляют результаты работы, доказывая своё мнение. |
| - А сейчас покажите свои знания. Дети 1 варианта – будут выполнять самостоятельно упражнение 121. Внимательно прочитайте задание и начинайте выполнять. Дети 2 варианта – поработают с тестом. (Приложение 2) | Учащиеся знакомятся с заданием и выполняют работу самостоятельно. (Если позволяет время, то можно организовать взаимопроверку) |
| -Что мы теперь знаем о родительном падеже? (Слайд 8 презентации) -На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа? -Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа? -С каким настроением вы заканчиваете урок? - Заполните оценочный лист урока (Приложение 3) -Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось … Мне понравилось … Я порадовался за … Я могу похвалить себя за … -Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов! | Учащиеся делают вывод, оценивают свою работу, заполняя оценочный лист, и высказываются о своей работе. |
| - Приготовьте рассказ о родительном падеже, используя вопросы упр. 126 | Учащиеся записывают задание в дневник. |
Приложение 1.
Исследовательская работа
- Подчеркните все члены в предложении, определи падежи у существительных.
Сладкая земляника растёт у тропинки.
- Определите падеж у выделенных существительных
Играть у дома, дошёл до леса, бежал без шапки, писал письмо, гулял после дождя.
- После выполнения практической части, выполните следующие задания:
- Напишите вспомогательное слово родительного падежа _____________________________
- Напишите основные вопросы, на которые отвечают существительные в родительном падеже
________________________________________________________________________________
- Напишите смысловые вопросы, на которые отвечают существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________
- Запишите предлоги, которые могут быть использованы с существительным в родительном падеже _________________________________________________________________________
- Напишите, используются ли в предложении существительные в родительном падеже без предлога _______________________________________________________________________
- Запишите, каким членом предложения являются существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________________
- Напишите, какое значение имеют существительные в родительном падеже __________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Тест Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже. | Тест Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже. | ||
Сидел у кровати | Сидел у кровати | ||
Сок из моркови | Сок из моркови | ||
Работал шофёром | Работал шофёром | ||
Отъезжал от деревни | Отъезжал от деревни | ||
Шапка папы | Шапка папы | ||
Кисель из клюквы | Кисель из клюквы | ||
Шум ручья | Шум ручья | ||
Застучал по крыше | Застучал по крыше | ||
Гулял с сыном | Гулял с сыном | ||
Ушёл без портфеля | Ушёл без портфеля | ||
Выпить воды | Выпить воды | ||
Пою о Родине | Пою о Родине | ||
Желаю здоровья | Желаю здоровья | ||
Коридор гостиницы | Коридор гостиницы | ||
Дует ветер | Дует ветер | ||
Приложение 4
Дом отца |
Тетрадь Артура |
Домик из глины |
Салат из огурцов |
Приехал из Москвы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....
конспект урока по теме "Творительный падеж имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"
Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...
Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)
Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....
Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...
План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс
Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....
Конспект урока “Формирование умения определять падеж имен существительных”
Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...