Урок по русскому языку "Начальная форма имени существительного."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок построен с учетом новых требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку. | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка. 3 класс.
Учитель: Федотова Н.К.
Тема урока: Начальная форма имени существительного.
Цель урока: познакомить с понятием - начальная форма существительных.
Планируемые достижения учащихся: 1. Закрепление знаний об имёнах существительных.
2.Показать, что сущ. в ед. числе, которые отвечают на вопрос
кто? что? - это сущ. в начальной форме.
3. Развитие орфографической зоркости, формирование
навыка грамотного письма.
4. Развитие каллиграфического навыка.
5. Закрепление умения работать с предложением.
6. Развитие речи, внимания, памяти, умения
анализировать, делать выводы.
Оборудование: конверт с письмом из страны Речь, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь, компьютер ,интерактивная доска.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Определение содержательных рамок урока.
- Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
На интерактивной доске открывается девиз урока:
С хорошим настроением принимайся за работу!
Учитель:
- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
-Как вы его понимаете? (Ученик: когда принимаешься за работу с хорошим настроением, то все получается)
- Чему вы учитесь на любом уроке? (Ученик: учимся учиться)
-Напомните, что это значит? ( Ученик: учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ это узнать.)
-Что изучали мы на прошлых уроках?)
-Сегодня мы продолжаем работать над темой" Состав слова. Окончание." Настройтесь на работу.
-Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о каллиграфическом навыке;
2) актуализировать способность различать части речи;
3) актуализация способностей классифицировать существительные по их значению;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
Учитель: Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?
Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо:
« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?
Отгадайте, ребята моё имя».
Ученики отгадывают имя. (Существительное)
Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Ученик: имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по вопросам.)
Учитель: Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.
1.Чистописание.
(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: воробей, вьюга, веселье, ветер.)
Учитель: Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?
Запишите буквы и слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.
(Ученики записывают слова.)
2. Словарно-орфографическая работа.
- К какой части речи относятся данные слова?(Ученик: существительные)
- Что обозначает каждое имя существительное? Сопоставьте слово с его значением.
(Ученики сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, состояние человека.)
- Найдите словарные слова (Ученики: воробей, ветер).
- Найдите слова с одинаковыми орфограммами (Ученики: вьюга, веселье).
- Что общего во всех этих словах? (Ученики: существительные в ед. числе, нарицательные.)
- Сделайте вывод о записанных существительных. (Ученики: все эти существительные отвечают на вопросы кто?что?)
-Прочитайте строки из стихотворения Т. Зумакуловой .Как вы понимаете их? Забыв родной язык - я онемею Утратив, русский- стану я глухим. .(Каждый учащийся, давший правильный ответ получает карточку с вопросом.)
Организация учебной деятельности на этапе 2.
Учитель.
- С чего начнем наш урок? ( Ученики: с повторения)
- Для чего мы будем повторять? (Ученики: это нам необходимо для открытия нового).
- А теперь, ребята, которым я раздала карточки, прочитайте задания в порядке их следования.
- Какая часть в слове главная? (Ученик: корень.)
- Что мы называем суффиксом? (Ученик: изменяемая часть слова, которая служит для образования новых родственных слов.)
- Что мы называем приставкой? (Ученик: изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых родственных слов.)
- Почему нужно различать приставки и предлоги?(Ученик: для правильного правописания)
- Что мы называем окончанием?
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель:
1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения. Организация учебной деятельности на этапе 3.
Проверка по эталону. Игра «Грамматическое лото».
- Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить изменение существительных по вопросам. (Работа с учебником: стр.70, упр.121).
- Составьте и запишите предложения со словом сосна, чтобы оно отвечало на вопросы что? чего? о чем?
Что мы знаем о сосне? (Ученик: сосна - вечнозеленое хвойное дерево. У сосны прямой ствол конусовидной формы, достигающий в высоту сорок метров.)
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока. Организация учебной деятельности на этапе 4.
Работа над текстом(Упр. 123).
Ученик читает задание к упражнению.
Дети записывают в тетради, а учитель на доске:
За грибами, грибов, грибы, о грибах.
- Что это за слова? (Ученик: существительные)
- Что у них общего? (Ученик: корень)
- Чем они отличаются? (Ученик: составом слова)
- Разберите слова по составу.
- Назовите существительное, которые отвечают на вопрос что?
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5.
Учитель называет тему урока – Начальная форма.
Чтение правила на стр.71.
-Если слова отличаются друг от друга только окончанием, то однокоренными их назвать нельзя. Это всего лишь изменение формы одного и того же слова.
7. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
1)уметь с помощью правила определять формы слова ,работать над значением фразеологизма.
Организация учебной деятельности на этапе 7.
Учитель: Мы хорошо поработали вместе, а теперь выполните упражнение 124 самостоятельно.
Задание к упражнению.
- Выписать формы слов путник, степь, ночь, добыча.
- Выделить окончания.
3.Подобрать фразеологизм по значению: Большая усталость.- Валиться с ног.
Проверка.
- Путник, путники, путников. Степь. степи .Ночь, по ночам. Добыча, добычи, добычей.
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать способность определять существительные в начальной форме.
Организация учебной деятельности на этапе 8.
-Поставьте существительные в начальную форму: львам, лисе, о слонах,
собаками, кошек.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3)определить и согласовать свое домашнее задание.
Организация учебной деятельности на этапе 9.
Учитель.
-Какова была цель нашего урока? ( Ученик: показать, что существительные в единственном числе,которые отвечают на вопрос кто? и что?,- это существительные в начальной форме.).
-Достигли ли вы цели? Докажите.
-Оцените нашу работу на уроке.
смог
Я - узнал
научился
Домашнее задание.
С. 71 Правило, упражнение 122.
Спасибо всем за урок!
1 Какая часть в слове главная? Что вы знаете о ней? |
2 Что мы называем суффиксом? |
3 Что мы называем приставкой? |
4 Почему нужно различать приставки и предлоги? |
« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?
Отгадайте, ребята моё имя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"
урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам"...
Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"
План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....
Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"
- закреплять знания об однородных членах предложения; - развивать орфографическую зор...
конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....
Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс
урок русского языка в 3 классе программа Школа России...
Открытый урок по русскому языку" Изменение имен существительных по числам"
План и презентация открытого урока для 3 класса...