Технологическая карта урока "Сочинение по литературным источникам"
материал по русскому языку

Анастасия Валерьевна Гендлер

Технологическая карта урока "Сочинение по литературным источникам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_sochinenie_po_literaturnym_istochnikam.docx183.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.12.23

Школа:

Класс: 4

Урок:

Время:               Кабинет:

Студенты: Гендлер А.В.

Группа: 43

Учитель:

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Пишем сочинение»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель урока: формирование у обучающихся навыка написания сочинения по литературным источникам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Закрепить умение анализировать текст.
  2. Учить писать сочинение основываясь на собственных наблюдениях и жизненном опыте.

Предметные:

  1. Уметь определять тему текста и основную мысль текста.
  2. Уметь писать сочинения по заданным темам.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  2. Развивать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

  1. Познавательный интерес к изучению русского языка и народных примет.
  2. Осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа.

Воспитательные:

  1. Воспитывать стремление к самовыражению в искусстве слова.
  2. Воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения.

УМК: «Начальная школа ХХI века», учебник русского языка 4 кл., 2 часть: Учебник /С.В. Иванов. - М.: Вентана-Граф, 2012.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образоват. цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся и проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут ... . Я очень рада вас видеть и сегодня проведу у вас урок русского языка. Давайте покажем свою готовность к уроку: уберём всё лишнее, аккуратно встанем и улыбнёмся друг другу.

Психологически настраивает обучающихся на урок.

- Для того, чтобы быть готовым к уроку нам с вами нужно набраться энергии.

- Давайте потрём ладони рук друг об друг до теплого состояния. Приложите ладони к щечкам. Почувствовали тепло?

- А теперь нам нужно поделиться теплом со своим соседом. Трём руки ещё сильнее. А теперь приложите свои ладони к ладоням соседа.

- Отлично! Я надеюсь, вы зарядились энергией и теплом, и готовы начать урок!

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать в роли писателей. В нашу редакцию обратился прозаик Юрий Павлович Казаков с просьбой помочь ему.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Слушают учителя.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

УУРД:   проявлять готовность подчиняться

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: яз. анализ

П: орфографический, пунктуационный

ВК

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Организует повторение изученного материала.

- Кто был внимательным на прошлом уроке и помнит, какой рассказ Юрия Казакова мы изучали?

-О чём был этот текст?

-О чём это явление напомнило рыбакам?

- Что такое примета?

- Верно! О какой примете рассказывал нам Юрий Казаков?

- Что вы должны были принести на сегодняшний урок?

- Да. Кто хочет поделиться своей одной приметой?

Записывает примету на доску.

-Какие орфограммы здесь встречаются?

- Обратите внимание, что после слова «столбом» нужно писать тире.

- Как вы понимаете эту примету?

- Кто-нибудь встречался с этой приметой в жизни?

- Кто хочет поделиться ещё одной приметой?

Записывает примету на доску.

-Какие орфограммы здесь встречаются?

-Как вы понимаете эту примету?

-Кто-нибудь встречался с этой приметой в жизни?

Повторяют изученный материал.

Отвечают на вопрос учителя.

-О северном сиянии.

-О примете.

-Это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо.

- Когда луна становится тусклой, а небо розовеет, то это к холоду и непогоде.

- Две народные приметы.

- Дым столбом – к морозу.

-Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением в слове столбом (стОлб).

Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением в слове морозу. Написание нужно запомнить.

- Если из трубы идёт дым вверх в небо, значит приближается мороз.

- Да/ нет.

- Сорока под крышу лезет – к вьюге.

-Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением в словах сорока. Написание нужно запомнить. Разделительный мягкий знак между согласным и гласным в слове вьюга. Это словарное слово, написание нужно запомнить.

Написание личного окончания глагола 1 спр., 3 л., ед.ч. Нужно писать окончание - ет.

-Если сорока лезет под крышу, значит близится вьюга.

-Да/ нет.

УУРД:  проявлять готовность подчиняться

УУПД:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

УУКД: 

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУПД:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, формулировка

темы и цели

ВК

Организует процесс формулировки темы и цели урока.

-Ребята, мы не просто так выбрали две приметы.

-Юрий Казаков сообщил нам, что он хочет создать сборник рассказов с народными приметами. А рассказы он ждёт от нашей редакции.

-Как вы думаете, что вам предстоит сегодня сделать?

-Как по-другому можно назвать этот рассказ? (На слайде: тема урока «пишем сочинение»)

-Что такое сочинение?

-Чем отличается сочинение от изложения?

-Какие типы текстов вы знаете?

-А какого типа текст вы будете писать?

-Что вы будете писать в основной части сочинения?

-Верно! Что следует написать в конце сочинения?

-Обратите внимание, что вывод должен быть основан на примете!

Слушают учителя.

-Написать рассказ, используя примету.

-Сочинение.

-Это рассуждаем на заданную тему, изложение своих мыслей в тексте.

- В изложении есть готовый текст, который мы пересказываем письменно, а в сочинении мы составляем собственный текст.

-Описание, повествование, рассуждение.

-Описание или повествование.

-Описание/повествование истории.

-Вывод.

УУПД: с помощью

учителя

планировать цель.

УУКД: строить

речевое

высказывание в

соответствии с

поставленной

задачей

УУРД:

планировать

действия по

решению учебной

задачи для

получения

результата

Учебная презентация

Проведение динамической паузы. (1 мин)

1. Организует проведение динамической паузы.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть!

2. Проведение пальчиковой разминки.

Выполнение динамической паузы.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

(25-30 мин)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: упражнение

П: написание

сочинения

-Поднимите руку, если наша редакция готова приступить к работе?

-Откройте свои тетради для контрольных работ, запишите сегодняшнее число – 12 декабря, ниже запишите слово «сочинение».

-Давайте ещё раз повторим, что вам нужно делать. Обратите внимание на алгоритм на экране.

-Вам нужно выбрать примету. Придумать историю, связанную с приметой, и описать её проявление в жизни. Написать вывод, основанный на примете.

-Отступите одну строку для названия своего сочинения. После окончания работы придумаете его название.

-Можете приступить к работе.

-Заканчиваем работу. Не забудьте написать тему вашего сочинения.

Поднимают руки.

Слушают учителя.

Пишут сочинение.

УУПД: анализировать текстовую,

графическую, информацию в соответствии с учебной

задачей.

УУПД:

формулировать

выводы и

подкреплять их

доказательствами

на основе

результатов

проведённого

наблюдения за

языковым

материалом

Учебная презентация

Решение задач творческого уровня

(5-6 мин)

Применение изученных знаний при решении задач творческого уровня и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Ф

М: работа с приметой

П: иллюстрация

ВК

Организует выполнение дополнительного творческого задания.

-Изобразите иллюстрацию к одной из ваших примет. Напишите её на обратной стороне листа, укажите свою фамилию и имя.

-По окончании задания, сдайте лист мне. Если не успеете выполнить работу – закончите её дома.

Выполняют дополнительное задание.

Слушают учителя.

УУКД:

оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учетом речевой

ситуации

Учебная презентация

Рефлексия деятельности (по продукту)

(3 мин)

Самооценка результатовконтрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

ВК

Организует предметную, деятельностную и эмоциональную рефлексию.

-Ребята, от нашей редакции отправляется целых 30 сочинений на составление сборника рассказов Юрия Павловича Казакова.

-Как мы помогали Юрию Казакову? Что мы сегодня делали?

-Верно! Выполните «взлёт», если вам удалось соблюсти структуру сочинения – описание и вывод, смогли использовать примету в описании истории. Выполните «посадку», если не удалось соблюсти структуру сочинения – описание и вывод, возникли трудности.

-Какие трудности возникли? Почему?

-Юрий Павлович благодарит нас за помощь! Урок окончен!

Анализируют свою работу на уроке.

-Мы написали сочинения по народной примете.

Выполняют приём «взлет-посадка». Участвуют в рефлексии.

Отвечают на вопросы учителя.

УУРД:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

УУКД:

признавать возможность существования разных точек зрения;

оценивать свой вклад в общий результат. 

Учебная презентация

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...