Технологическая карта урока Русского языка «Фразеологизмы»,УМК «Школа России», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хисамова Елена Рафиковна

Цель урока: формирование общего представления о понятии «фразеологизм».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать представление о понятии «фразеологизм» у обучающихся;

 2.Учить младших школьников отличать фразеологизмы от других сочетаний слов;

 3.Учить объяснять лексическое значение фразеологизмов.

Предметные:
1. Уметь отличать фразеологизмы от других сочетаний слов.

2. Уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов

 

Развивающие:

1.Обогащать словарный запас обучающихся посредством изучения фразеологизмов;

2.Развивать самостоятельность у младших школьников в освоении новых знаний через самостоятельную работу на уроке.

Личностные:

1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении.

2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1. Воспитывать внимание, усидчивость.

2.Воспитывать уважение учеников к мнению других обучающихся в процессе парной и групповой работы;

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 11.10.24

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2

Урок: 

Студент: Хисамова Елена Рафиковна

Группа: 33

Учитель: Удачина Инна Александровна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Фразеологизмы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование общего представления о понятии «фразеологизм».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать представление о понятии «фразеологизм» у обучающихся;

 2.Учить младших школьников отличать фразеологизмы от других сочетаний слов;

 3.Учить объяснять лексическое значение фразеологизмов.

Предметные:
1. Уметь отличать фразеологизмы от других сочетаний слов.

2. Уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов

Развивающие:

1.Обогащать словарный запас обучающихся посредством изучения фразеологизмов;

2.Развивать самостоятельность у младших школьников в освоении новых знаний через самостоятельную работу на уроке.

Личностные:

1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении.

2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1. Воспитывать внимание, усидчивость.

2.Воспитывать уважение учеников к мнению других обучающихся в процессе парной и групповой работы;

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, ч.2, учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Приём: эмоциональный настрой

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Устанавливает эмоциональный контакт.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Рафиковна. Я рада Вас видеть. Пожалуйста, садитесь.

-Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы урок у нас прошёл успешно?

-Сейчас от каждого ряда попрошу выйти по одному человеку, выходите.

-У меня есть небольшая коробочка, внутри неё лежат записки. По очереди достаньте только одну записку из коробки.

- Прочитайте, что попалось у первого, второго, третьего ряда.

-Именно таким должен быть ряд на уроке.

-Можете занять свои места.

-Но как вы видите у меня осталась ещё одна записка.   -Сейчас я её вам прочитаю.

- Сегодня мы с вами будем …(последняя записка)

-Ребята, давайте же постараемся придерживаться именно такого настроения на уроке.

-Ребята, покажите мне, пожалуйста, знак готовности, если у вас есть желание стать умнее, добывать новые знания.

-Отлично!

Приветствуют учителя.

-Хорошее настроение, готовность работать …

Выходит один человек с ряда

Достают записки и прочитывают их. (активные, внимательные, любознательные, уверенные в себе)

Показывают большой палец вверх.

Л: самоопределение к деятельности.

М:

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учебная презентация

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Наглядный (демонстрация)

Ф: Словесный (подводящий диалог)

Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

-Я желаю вам сегодня работать, засучив рукава, а не спустя рукава.
- Как вы понимаете эти выражения?
Засучив рукава –

т. е. завернув рукава кверху, чтобы было удобно работать. Это выражение возникло еще в Древней Руси, верхняя одежда тогда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали.

-Спустя рукава?

- Следующее мое пожелание: не трещать на уроке как сорока. Что это значит?

- Не считать ворон на уроке!

- В каком значении употреблены были эти выражения – прямом или переносном?

- В речи мы употребляем подобные слова, даже не замечая этого. Скажите, а какие выражения в переносном смысле вы и ваши родители употребляют дома?

-Усердно, старательно, не жалея сил

-Работать плохо, не стараться

-Говорить громко, быстро

-Быть внимательным, не бездельничать и не отвлекаться

-В переносном

-Сердце в пятки ушло, валять дурака, белая ворона

Предметные: уметь определять слова в переносном значении;
объяснять лексическое значение слов.
М:
П: выполнять анализ, обобщение.
Р: строить речевое высказывание.
К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
в
ладеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

Учебная презентация

Учебная презентация

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: Практический (чтение)

Ф: Словесный (беседа)

П: Практический (языковой анализ: лексический)

Ф: Практический (проблемная ситуация)

Приём: ребус

Ф:

Словесный (подводящий диалог)

Формулирует вместе с детьми тему и цель урока.

-Сейчас прослушайте историю из книги К. Чуковского «От двух до пяти». (прошу ученика прочитать историю)


«Четырехлетняя девочка Света спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.
Света стала как-то странно вертеться:
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»


-Почему Света не увидела лета? (почему девочка не поняла маму?)
-Что имела в виду мама Светы? 
-Покажите мне палец вверх, если вы когда-то слышали такое выражение.  
-А можно ли заменить его одним словом? Каким?
- Мы знаем, что в русском языке есть слова – антонимы, омонимы, синонимы.

-Вспомните, что такое синонимы, антонимы, омонимы в парах (правила работы в парах).

-Можно ли отнести сочетания «оглянуться не успеешь», «засучив рукава», «спустя рукава», «считать ворон» к антонимам? Синонимам? Омонимам?
- С какой проблемой столкнулись?
- Решите ребус и узнаете название:

ФРАЗЛООЕГЗИМЫ

(Фразеологизмы)
- Определите тему нашего урока?
Тема урока: «Фразеологизмы».

-Какие цели поставим перед собой? (план)

Узнать …

Объяснять …

Составлять … 

Слушают текст.

-Потому что поняла дословно, в прямом смысле

-Время пролетит быстро

Показывают палец вверх.

-Быстро, мгновенно  

Обсуждают в парах.

Синонимы – слова, близкие по значению.

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Омонимы – слова, близкие по звучанию, но с разным значением.  

-Нет, потому что это сочетания слов, которые разные по своему значению, звучанию, они не подходят к этим группам

-Мы не знаем, к какой группе отнести данные словосочетания

-Фразеологизмы

План

1.Узнать, что такое фразеологизмы.
2.Объяснять значение фразеологизмов.
3.Составлять предложения с фразеологизмами.

Предметные: объяснять значение слова и устойчивого сочетания слов.


М:
Р:высказывать свое предположение.
П:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Предметные: знать понятия «антонимы», «омонимы», «синонимы»;

К: формулировать собственное высказывание, мнение;

очно и полно выражать свои мысли.

П: уметь формулировать тему и цель урока.

Учебная презентация

Учебная презентация

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: Словесный (беседа)

Практический (работа с понятием)

Ф: Практический (упражнение)

Ф: Словесный (беседа)

Открытие для обучающихся новых сведений.

1.Понятие «фразеологизм».
-Где мы можем найти ответ на вопрос, что такое фразеологизмы, чтоб решить первую учебную задачу?
Работа с рубрикой «Тайны языка». (стр. 103)

-Прочитайте информацию.


-Что значит «постоянные» сочетания слов?

-Как вы считаете, имеют ли фразеологизмы автора?

2. Значение, происхождение фразеологизмов, употребление в речи. (стр. 103 упр. 1)

-Объясните значение каждого фразеологизма одним словом.

История происхождения. 
Заруби на носу – запомни.

Раньше, когда у людей не было возможности учиться, учились лишь дети богатых, люди были не грамотными, и для того чтобы при торговле они могли посчитать свою прибыль, свой товар, делали зарубки на дощечках, а потом их подсчитывали. Дощечки назывались «носами» от слова
«носить», т.к. всегда носили их с собой.

Пятки засверкали – быстро бежать

Считалось, что душа пряталась в пятках при сильном испуге, страхе, а потом оттуда как бы управляла человеком, отдавала из своего убежища приказ "спасайся, беги". И человек бежал без оглядки, а ведь когда бежишь, то лица не видно, а видны только пятки. Они кажутся самыми заметными, сияют, сверкают.

Снег на голову – неожиданно.

В давние времена люди были неграмотными, они не знали когда придет зима, работает крестьянин в поле, и неожиданно на голову ему падает снег, а он этого не ожидал.

-Ребята, а скажите, нужно ли определять значение каждого слова во фразеологизме? Почему?

Прочитайте правило на стр. 104

-Посмотреть в учебнике в рубрике «Тайны языка» или обратиться в Интернет

Читают определение.

-Постоянные (устойчивые) – значит, в них не меняются слова

-Нет, они придуманы народом

Зарубить на носу – запомнить (Запомни …)

Пятки сверкали – быстро бежать (Коля побежал…)

Снег на голову – неожиданно, внезапно (Бабушка обрадовалась …)

-Нет, поскольку это устойчивое выражение

М:

П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Л: любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения.

Предметные:
знакомство с понятием «фразеологизм».

М:

П: ориентироваться в учебнике;

овладевать умением искать и выделять необходимую информацию.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:
объяснять значение фразеологизмов.

М:

Р: осуществлять самоконтроль.
К: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

оценивать действия других обучающихся.

М:

К: формулировать собственное высказывание, мнение.

П: ориентироваться в учебнике;

овладевать умением искать и выделять необходимую информацию.

Учебник

Учебник

Учебная презентация

Учебник

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий

П: Практический (языковой анализ: лексический) 

Наглядный: демонстрация

Практический (запись предложений)

Закрепляет с детьми полученные на уроке знания.

Работа с карточками.

-Найдите каждому фразеологизму его значение. Составьте соответствующие пары из карточек.

Фразеологизмы:

C:\Users\User\Downloads\2023-05-15_14-04-06.png

Проверка работ.

-Составьте и запишите с одним из фразеологизмов предложение.

Проверка работы.

-Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Выполняют задания на карточках: соотносят фразеологизмы с их значением.

Воды в рот набрал – будто онемел, лишился дара речи

Хлопот полон рот – очень много дел и забот

Не лезет в рот – нет никакого желания есть

Представляют результаты работы, объясняют значения фразеологизмов.

Составляют и записывают предложения с одним из фразеологизмов.

Читают составленные предложения.

Рома словно воды в рот набрал.

А у Насти хлопот полон рот.

Бабушка, твой пирог, ну никак не лезет в рот!

-Служат для выразительности речи, ее образности, яркости, точности

Предметные: уметь объяснять значение фразеологизмов.

Предметные: уметь

правильно употреблять фразеологизмы в речи, составлять предложения. 

М:

К: слушать и понимать речь других;

коррекция действий товарища.

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево повернулись,
На  носочках потянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
И соседу улыбнись

И тихонечко садись

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И: Практический (запись фразеологизмов, языковой анализ: лексический)

Наглядный (демонстрация)

Организация самостоятельной работы.

(упр. 3 стр. 104)

-Найдите для фразеологизма из левого столбика его значение из правого столбика. Запишите в тетрадь парами.
C:\Users\User\Downloads\2023-05-15_14-08-19.png

Инструкция для самопроверки.

Самопроверка по эталону учителя. Самооценка.

Критерии на слайде.

4 правильных – «5»

3 правильных – «4»

2 правильных – «3»

1 правильный – «2»

Выполняют самостоятельную работу.

ни свет ни заря – рано

язык без костей – болтливый

гонять лодыря – бездельничать

рукой подать – близко

Проводят проверку по эталону.

Проводят коррекцию знаний, исправляют ошибки вместе с учителем.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

М:
Л: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Р: осуществлять самоконтроль; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Учебная презентация

Рабочая тетрадь

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г: Практический (языковой анализ: лексический)

Обобщение материала урока.

-Предлагаю вам немного поиграть. Работать вы будете в командах. (правила работы в группах)

-Сейчас Вам необходимо догадаться о значении некоторых фразеологизмов. На обдумывание ответа у вас будет 30 сек. Не забывайте показывать свою готовность фейерверком.

клевать носом – засыпать

водить за нос – обманывать

унести ноги – скрыться

чесать языком – сплетничать

зарубить на носу – выучить, знать

надуть губы – обидеться

показывать зубы – злиться

ломать голову – много думать о чем-либо

Предметные:

объяснять значение фразеологизмов.

М:

К: слушать и понимать речь других;

коррекция действий товарищей.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс

Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)

Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

технологическая карта урока русского языка "Предлоги" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Предлоги»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о предлогах как части речи, его роли в предложении; формирование умения грамотно ...