Технологическая карта урока Русского языка «Фразеологизмы»,УМК «Школа России», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование общего представления о понятии «фразеологизм».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Формировать представление о понятии «фразеологизм» у обучающихся; 2.Учить младших школьников отличать фразеологизмы от других сочетаний слов; 3.Учить объяснять лексическое значение фразеологизмов. | Предметные: 2. Уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов
|
Развивающие: 1.Обогащать словарный запас обучающихся посредством изучения фразеологизмов; 2.Развивать самостоятельность у младших школьников в освоении новых знаний через самостоятельную работу на уроке. | Личностные: 1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении. 2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения. |
Воспитательные: 1. Воспитывать внимание, усидчивость. 2.Воспитывать уважение учеников к мнению других обучающихся в процессе парной и групповой работы;
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 708.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 11.10.24 Школа: Академический лицей №95 Класс: 2 Урок: | Студент: Хисамова Елена Рафиковна Группа: 33 Учитель: Удачина Инна Александровна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока: «Фразеологизмы»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование общего представления о понятии «фразеологизм».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Формировать представление о понятии «фразеологизм» у обучающихся; 2.Учить младших школьников отличать фразеологизмы от других сочетаний слов; 3.Учить объяснять лексическое значение фразеологизмов. | Предметные: 2. Уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов |
Развивающие: 1.Обогащать словарный запас обучающихся посредством изучения фразеологизмов; 2.Развивать самостоятельность у младших школьников в освоении новых знаний через самостоятельную работу на уроке. | Личностные: 1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении. 2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения. |
Воспитательные: 1. Воспитывать внимание, усидчивость. 2.Воспитывать уважение учеников к мнению других обучающихся в процессе парной и групповой работы; |
Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, ч.2, учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Приём: эмоциональный настрой | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Устанавливает эмоциональный контакт. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Рафиковна. Я рада Вас видеть. Пожалуйста, садитесь. -Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы урок у нас прошёл успешно? -Сейчас от каждого ряда попрошу выйти по одному человеку, выходите. -У меня есть небольшая коробочка, внутри неё лежат записки. По очереди достаньте только одну записку из коробки. - Прочитайте, что попалось у первого, второго, третьего ряда. -Именно таким должен быть ряд на уроке. -Можете занять свои места. -Но как вы видите у меня осталась ещё одна записка. -Сейчас я её вам прочитаю. - Сегодня мы с вами будем …(последняя записка) -Ребята, давайте же постараемся придерживаться именно такого настроения на уроке. -Ребята, покажите мне, пожалуйста, знак готовности, если у вас есть желание стать умнее, добывать новые знания. -Отлично! | Приветствуют учителя. -Хорошее настроение, готовность работать … Выходит один человек с ряда Достают записки и прочитывают их. (активные, внимательные, любознательные, уверенные в себе) Показывают большой палец вверх. | Л: самоопределение к деятельности. М: К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учебная презентация Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) Ф: Словесный (подводящий диалог) | Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности. -Я желаю вам сегодня работать, засучив рукава, а не спустя рукава. т. е. завернув рукава кверху, чтобы было удобно работать. Это выражение возникло еще в Древней Руси, верхняя одежда тогда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали. | -Усердно, старательно, не жалея сил -Работать плохо, не стараться -Говорить громко, быстро -Быть внимательным, не бездельничать и не отвлекаться -В переносном -Сердце в пятки ушло, валять дурака, белая ворона | Предметные: уметь определять слова в переносном значении; | Учебная презентация Учебная презентация Учебная презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: Практический (чтение) Ф: Словесный (беседа) П: Практический (языковой анализ: лексический) Ф: Практический (проблемная ситуация) Приём: ребус Ф: Словесный (подводящий диалог) | Формулирует вместе с детьми тему и цель урока. -Сейчас прослушайте историю из книги К. Чуковского «От двух до пяти». (прошу ученика прочитать историю)
-Вспомните, что такое синонимы, антонимы, омонимы в парах (правила работы в парах). -Можно ли отнести сочетания «оглянуться не успеешь», «засучив рукава», «спустя рукава», «считать ворон» к антонимам? Синонимам? Омонимам? ФРАЗЛООЕГЗИМЫ (Фразеологизмы) -Какие цели поставим перед собой? (план) Узнать … Объяснять … Составлять … | Слушают текст. -Потому что поняла дословно, в прямом смысле -Время пролетит быстро Показывают палец вверх. -Быстро, мгновенно Обсуждают в парах. Синонимы – слова, близкие по значению. Антонимы – слова, противоположные по значению. Омонимы – слова, близкие по звучанию, но с разным значением. -Нет, потому что это сочетания слов, которые разные по своему значению, звучанию, они не подходят к этим группам -Мы не знаем, к какой группе отнести данные словосочетания -Фразеологизмы План 1.Узнать, что такое фразеологизмы. | Предметные: объяснять значение слова и устойчивого сочетания слов.
Предметные: знать понятия «антонимы», «омонимы», «синонимы»; К: формулировать собственное высказывание, мнение; очно и полно выражать свои мысли. П: уметь формулировать тему и цель урока. | Учебная презентация Учебная презентация Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: Словесный (беседа) Практический (работа с понятием) Ф: Практический (упражнение) Ф: Словесный (беседа) | Открытие для обучающихся новых сведений. 1.Понятие «фразеологизм». -Прочитайте информацию. -Что значит «постоянные» сочетания слов? -Как вы считаете, имеют ли фразеологизмы автора? 2. Значение, происхождение фразеологизмов, употребление в речи. (стр. 103 упр. 1) История происхождения. -Ребята, а скажите, нужно ли определять значение каждого слова во фразеологизме? Почему? Прочитайте правило на стр. 104 | -Посмотреть в учебнике в рубрике «Тайны языка» или обратиться в Интернет Читают определение. -Постоянные (устойчивые) – значит, в них не меняются слова -Нет, они придуманы народом Зарубить на носу – запомнить (Запомни …) Пятки сверкали – быстро бежать (Коля побежал…) Снег на голову – неожиданно, внезапно (Бабушка обрадовалась …) -Нет, поскольку это устойчивое выражение | М: П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Л: любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения. М: П: ориентироваться в учебнике; овладевать умением искать и выделять необходимую информацию. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: М: Р: осуществлять самоконтроль. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; оценивать действия других обучающихся. М: К: формулировать собственное высказывание, мнение. П: ориентироваться в учебнике; овладевать умением искать и выделять необходимую информацию. | Учебник Учебник Учебная презентация Учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | П: Практический (языковой анализ: лексический) Наглядный: демонстрация Практический (запись предложений) | Закрепляет с детьми полученные на уроке знания. Работа с карточками. -Найдите каждому фразеологизму его значение. Составьте соответствующие пары из карточек. Фразеологизмы: Проверка работ. -Составьте и запишите с одним из фразеологизмов предложение. Проверка работы. -Какую роль играют фразеологизмы в речи? | Выполняют задания на карточках: соотносят фразеологизмы с их значением. Воды в рот набрал – будто онемел, лишился дара речи Хлопот полон рот – очень много дел и забот Не лезет в рот – нет никакого желания есть Представляют результаты работы, объясняют значения фразеологизмов. Составляют и записывают предложения с одним из фразеологизмов. Читают составленные предложения. Рома словно воды в рот набрал. А у Насти хлопот полон рот. Бабушка, твой пирог, ну никак не лезет в рот! -Служат для выразительности речи, ее образности, яркости, точности | Предметные: уметь объяснять значение фразеологизмов. Предметные: уметь правильно употреблять фразеологизмы в речи, составлять предложения. М: К: слушать и понимать речь других; коррекция действий товарища. | Раздаточный материал |
Динамическая пауза | Мы осанку исправляем, И тихонечко садись | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И: Практический (запись фразеологизмов, языковой анализ: лексический) Наглядный (демонстрация) | Организация самостоятельной работы. (упр. 3 стр. 104) -Найдите для фразеологизма из левого столбика его значение из правого столбика. Запишите в тетрадь парами. Инструкция для самопроверки. Самопроверка по эталону учителя. Самооценка. Критерии на слайде. 4 правильных – «5» 3 правильных – «4» 2 правильных – «3» 1 правильный – «2» | Выполняют самостоятельную работу. ни свет ни заря – рано язык без костей – болтливый гонять лодыря – бездельничать рукой подать – близко Проводят проверку по эталону. Проводят коррекцию знаний, исправляют ошибки вместе с учителем. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | М: Р: осуществлять самоконтроль; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Учебная презентация Рабочая тетрадь Учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Г: Практический (языковой анализ: лексический) | Обобщение материала урока. -Предлагаю вам немного поиграть. Работать вы будете в командах. (правила работы в группах) -Сейчас Вам необходимо догадаться о значении некоторых фразеологизмов. На обдумывание ответа у вас будет 30 сек. Не забывайте показывать свою готовность фейерверком. | клевать носом – засыпать водить за нос – обманывать унести ноги – скрыться чесать языком – сплетничать зарубить на носу – выучить, знать надуть губы – обидеться показывать зубы – злиться ломать голову – много думать о чем-либо | Предметные: объяснять значение фразеологизмов. М: К: слушать и понимать речь других; коррекция действий товарищей. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)
Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

технологическая карта урока русского языка "Предлоги" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Предлоги»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о предлогах как части речи, его роли в предложении; формирование умения грамотно ...