Технологическая карта по русскому языку "Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные, имеющие форму одного числа" УМК Школа" России 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: содействовать формированию умений распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 20.11.2023г Школа: МБОУ СОШ №1 Класс: 3А Урок: 1 Время: 14:00-14:45 Кабинет: 201 | Студент: Шаландина Юлия Алексеевна Группа: 301 Учитель: Верхорубова Елена Владимировна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна. |
Тема урока: «Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные, имеющие форму одного числа»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: содействовать формированию умений распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. учить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. 2. закреплять умение определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам 3. учить детей отвечать полным ответом. | Предметные: 1. формирование умения различать единственное и множественное число имён существительных. 2. осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры. |
Личностные: 1. создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе. 2. положительное отношение к изучению русского языка. | |
Развивающие: 1. развивать внимание, умение анализировать полученный материал. 2. развивать умение анализировать и принимать учебно-познавательную задачу. | |
Регулятивные: 1. формировать умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. 2. оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя. | |
Воспитательные: 1. воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. 2. воспитывать умение слушать и слышать друг друга. 3. воспитывать культуру поведения в классе на уроке. 4. воспитывать внутреннюю позицию школьника. | |
Коммуникативные: 1. формулировать своё мнение. |
УМК: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс. – М,:Просвещение, раздаточный материал, презентация, музыка для динамической паузы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой М: демонстрация П: презентация слайдов | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. - Перед тем, как начать занятие, сделайте глубокий вдох, выдохните и аккуратно садитесь на свои места. | Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку. Самоконтроль готовности. Эмоциональный настрой на работу. | УУРД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; УУПД: уметь выделять существенную информацию. УУЛД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку. | Презентация с картинкой для поднятия настроения. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Внешний контроль Ф М: репродуктивный П: минутка чистописания Ф М: языковой анализ П: графический анализ. М: беседа П:ответы на вопросы | Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. Повторение пройденной темы. - Для начала давайте повторим то, что мы уже знаем: - Часть речи, обозначающая предмет … - Существительные в начальной форме отвечают на вопросы… - Имена существительные бывают … - Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы? - Как могут изменяться имена существительные? (по числам) Что происходит с именами существительными при изменении его числа? (меняется окончание и может измениться суффикс) - Чтобы начать нашу работу, нам нужен план, он находится на доске, но этапы плана перепутались, кто желает выйти к доске и расставить этапы по порядку? - Молодец, присаживайся. - Какой первый этап урока? - Откройте свои рабочие тетради в линейку, и запишите число, классная работа, сегодня двадцатое ноября. Спину держим прямо, ноги на полу. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Существительное. -Кто? Что? - Одушевлённые и неодушевлённые. - Имена собственные. - По числам. - Меняется окончание и может измениться суффикс. Желающий расставляет план урока в правильном порядке. Делают записи. | УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; УУПД: развитие умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; УУЛД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Тетради |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: практический П: составление плана. | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и целей урока. - Откройте учебник на стр. 22. Рассмотрите рисунки. - Можно ли по рисункам и словам догадаться, что не все имена существительные изменяются по числам? Объясните своё мнение. -Сформулируйте тему урока (слайд 1) и учебную задачу. | Работа с учебником, рассматривают рисунки, формулировка темы урока. | УУПД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы. УУРД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. УУКД: развитие умение слушать и понимать других; УУЛД: развитие умения выказывать своё отношение; осознавать успешность своей деятельности. | Учебник Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический П: объяснение Ф М: беседа П: ответы на вопросы. | Беседа о словах имеющих только одну форму числа. Задаёт вопросы, сопровождая слайдами с презентации. - Попробуйте поставить во множественное число слово «соль» Не получается? Возьмём мы крупинку соли или несколько пачек, всё равно обозначим мы её словом «соль». Так же, как и «молоко», «печенье». Или, например, «солнце», «воздух». Оказывается, в русском языке довольно много слов, которые имеют только форму единственного числа. Запишем в тетрадь несколько таких существительных (слайд 3) Сметана, белизна, детвора, чистота, лень, доброта, … Работа с учебником. - Посмотрите упражнение 34. Какие слова мы можем добавить к этому списку? (молоко, творог, дружба, шоссе) А теперь давайте возьмём слово «ножницы» (слайд 4). Одни – ножницы, а если их несколько? Тоже ножницы! Или слово «духи»? Хоть один флакон или даже капелька, хоть десять флаконов – всё равно духи. У этих слов нет формы единственного числа. Только форма множественного. Так же, как, например, и у слов «грабли», «консервы», «макароны». Просто невозможно съесть «консервУ с макаронОМ». Можно только консервЫ с макаронАМИ. Этот список можно продолжать довольно долго. Запишем в тетрадь несколько таких существительных (слайд 5) Дрова, опилки, качели, часы, … - Какие слова из упражнения можем добавить к этому списку? (очки, ножницы, шашки, санки, сливки, джинсы) А как вы думаете, есть ли форма множественного числа у слова «пальто»? (слайд 6) Мы уже с вами говорили, что это существительное не изменяется, а значит, и не имеет окончания. Это слово не может иметь форму множественного числа. Поэтому ни в коем случае нельзя говорить, что в гардеробе висят по/льтЫ. Надо говорить: «В гардеробе висят пальто»! И неважно, одно пальто или их много. Всё равно существует только одна форма этого слова – ПАЛЬТО. А вот определить число таких имён существительных можно в словосочетании или предложении, например: (слайд 6) висит новое пальто – единственное число, а висят новые пальто – множественное число. Запишем в тетрадь несколько таких существительных (слайд 7) Кофе, пюре, драже, … - Какие слова из упражнения можем добавить к этому списку? (кино, шоссе) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работа с учебником, | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. УУРД: выстраивать последовательность учебных операций; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; | Презентация |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. Упражнение для глаз - Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте. - Быстро моргните глазами в течении 30 секунд. | Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем. | Фоновая музыка | |||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический | Групповая работа, работа у доски. - Сейчас откройте учебники на стр. 22. Выполним упражнение 34. В этом упражнении дан ряд слов, вам необходимо определить у всех слов число и могут ли они изменяться по числам, или употребляются только в форме одного числа, а также выписать их в порядке, который дан в учебнике. Нужно выбрать одного представителя от ряда для работы у доски. Трое из вас (один из ряда/команды) выйдут к доске, остальные выполняют эту работу у себя в тетради. - Назовите имена существительные, которые изменяются по числам. - Назовите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе. - Назовите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. Теперь давайте выполним фонетический разбор слова очки. Один пойдет к доске, остальные делают самостоятельно, потом проверим. Выбирает одного ученика из класса для работы на оценку.
| Разделяются на группы и выполняют задания. Дети выполняют работу у доски и у себя в тетрадях. Отвечают на вопросы. Один ученик выполняет фонетический разбор у доски, остальные в тетрадях. | Раздаточный материал Учебник Доска | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: репродуктивный П:чтение | Организация самостоятельной работы и проверки. - Сейчас проведём самостоятельную работу. Для этого нам понадобятся учебники. Упражнения можете делать в тетради. Одно мы проверим устно, а другое я проверю при сборе тетрадей.
Работа по учебнику. Упр. 36 (с. 23). (Письменное задание) — Прочитайте. Составьте из слов предложения. — Составляют ли данные предложения текст? Докажите. — Какой заголовок подойдёт к этому тексту? — Выполните задания. — Назовите слова с орфограммами, объясните их написание. — Какой синоним к слову узор вы подобрали? — Выполнили? Отлично, можете сдать тетради, а вторую взять для выполнения домашнего задания. Упр. 38 (с. 24). (Устное задание) — Прочитайте текст. — Какой заголовок подойдёт к этому тексту? — Назовите тему текста. (Синичка.) — Назовите главную мысль текста. (Костя спас синичку.) — Объясните написание слов с орфограммами. |
Читают упражнение устной работы. Отвечают на вопросы. Оценка своей работы, путём обсуждения. Выполняют задания в тетрадях. | УУПД : обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в заданиях; УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. УУКД: умение работать в группах , выслушивать мнение товарищей; инициативное сотрудничество в поиске информации. | Учебник Тетради |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический | Проверка изученного материала. - А теперь проверим, как вы усвоили материал, выполните тест, не забудьте указать фамилию. Раздаёт тест. 1. Какое слово стоит в форме единственного числа? А) чашки Б) ложки В) кастрюля Г) тарелки 2. Какое слово стоит в форме множественного числа? А) чашки Б) ложка В) кастрюли Г) тарелка 3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе. А) ручки Б) шкафы В) облака Г) ножницы 4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе. А) весло Б) соль В) колесо Г) роза 5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что? А) одеяла Б) люди В) друзья Г) дельфины 5. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто? А) одеяло Б) трактор В) карандаш Г) дельфин 6) Укажи «лишнее» слово. Б) лужи В) туча Г) слово 7) Укажи «лишнее» слово. Б) лужи В) тучи Г) слова - Молодцы, ребята. Передайте снои тесты на первые парты. | Отвечают на вопросы, закрепляя изученную тему, самооценивают при решении изучение проходимой темы. Сдают выполненные работы. | УУРД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; -проявление самостоятельности и инициативы. УУКД: у мение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества УУЛД: оценка своих и чужих поступков. УУКД: умение строить высказывание с учётом норм языка. | Проверочный тест |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - В завершении урока ответьте вот на такие вопросы: — Что обозначают имена существительные в единственном и множественном числе? - Какое задание было для вас самым трудным и почему? А какое задание было для вас самым интересным? Над чем еще нужно поработать? За что вы можете себя похвалить? — Оцените свою работу на уроке подняв нужный смайл настроения. - Отлично, а теперь откройте свои дневники, запишем домашнее задание. Домашнее задание: упр. 37 (с. 23). - На этом наш урок окончен, спасибо вам за работу, ребята. Вы большие молодцы. Хорошего дня и солнечного настроения! | Делятся впечатлениями и отвечают на вопросы. Подводят итоги урока, оценивают свою продуктивность. | УУПД: уметь формулировать несложные выводы. УУЛД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; УУРД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | Раздаточный материал для оценки продуктивности на уроке. Дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.
Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...
Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»
Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных» 2 класс...
технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс
технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...
Технологическая карта по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в Р.п. (нулевое, -ов, -ев, ей)" (3 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление навыка правописания окончаний существительных во множественном числе в Р.п. Задачи урока: Дидактические:1. Закрепить знания учащихся о поняти...
Проектирование урока для 3 класса по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»
Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Единственное и множественное число имен прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Задачи урока Дидактические:формирова...