Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Единственное и множественное число имен прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование умений распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе;
  2. развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.

Развивающие:

  1. развивать умения формулировать собственное мнение и позицию;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 18.04.2022

Школа: №45

Класс:

Урок: 1

Кабинет: 40

Студент: Никифорова П.Ю.

Группа: 42

Учитель: Лещева И.Г.

Оценка:

Тема урока «Единственное и множественное число имен прилагательных »

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умений распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе;
  2. развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.

Развивающие:

  1. развивать умения формулировать собственное мнение и позицию;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Русский язык – предмет непростой, но его необходимо знать, как вы считаете, почему? Знания, которые вы получите на уроке русского языка пригодятся в жизни. Надеюсь, сегодня, вы преодолеете все трудности на пути к знаниям. Желаю вам удачи, у вас всё обязательно получится. А теперь откройте свои тетради, положите тетрадь правильно, запишите число, классная работа.

Показывают готовность к уроку.

Отвечают на вопросы:

- знания, полученные на уроке русского языка пригодятся в жизни.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради; уметь видеть орфограммы

М:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа       Взаимопроверка

Практический метод: упражнение, работа у доски, работа в тетрадях

- На  партах у вас лежат листочки с текстами .Прочитайте.

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко  над облаками кружат ласточки.

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

-Сравните эти тексты. Чем они отличаются? Какой из тестов, на ваш взгляд, красивее? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

- Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи?

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

-Один с прилагательными, другой нет.

-Второй.

-Прилагательное.

-Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным).

Предметные: уметь видеть прилагательные и определять число.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Раздаточный материал(листочки с текстами).

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Практический: упражнение

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Определите число у существительных. Как определяли? 

-Какой вывод можно сделать?

- У кого здесь возникли затруднения? -

-Определите число у прилагательных.

- У кого возникли затруднения? Почему? 

- Чему должны научиться?

-Как вы думаете, какова тема урока?

-Какую цель мы поставим?

-Цель  урока: формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

Выполняют задания:

-Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число).

-Существительные могут быть единственного и множественного числа.

-Не знаем, как это делать.

-Определять число у имен прилагательных.

-Единственное и множественное число имен прилагательных.

-Научиться определять число у имён прилагательных.

Предметные: знать числа прилагательных.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Решает проблемную ситуацию:

-Кто смог определить число у прилагательных? У кого получилось?

-Расскажите, как вы это сделали?

- Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных?

- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

- Какой вывод можно сделать о числе прилагательных?

- Где мы сможем проверить ваши  предположения?

-Давайте познакомимся с правилом.  Откройте учебник на с. 92.

-Что обозначают имена прилагательные в ед.ч.? На какой вопрос отвечают?

-Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.? На какой вопрос отвечают?

Изучают новый материал:

-По вопросу.

-Существительное.

-Какие?

- Прилагательные могут быть единственного и множественного числа.

-По правилу.

-Признак одного предмета.

-Какой? Какая? Какое? Чей?

-Признак нескольких предметов.

-Какие? Чьи?

Предметные: знать способ определения числа прилагательного.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового материала.

Формы: работа в парах, фронтальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: просмотр способа действия

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

Работа по учебнику с. 92 упр.158.  Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.

Единственное число

Множественное число

Вопрос

 

Окончание

- Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

-Укажите над именами прилагательными и существительными их число.

-Как определить число имен прилагательных?

-Посмотрите на слайд, давайте  составим и проговорим алгоритм.

Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.
  2. Поставь вопрос к прилагательному.
  3. Определи число прилагательного.

Выполняют упражнения на закрепление нового материала.

-Окончание.

-Сначала определить число у существительных. Задать вопрос к прилагательному. Определить число прилагательного.

Предметные:  уметь склонять имена прил-ые .

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа.

Организует выполнение самостоятельной работы:

- Сейчас вам предстоит самостоятельная работа,  задание на партах (карточки).

-Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

- От какой части речи это зависит?

-Выполняем задания на карточках.

-Итак, ребята время вышло, передаем листочки с последних парт на первые.

Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Выполняют самостоятельную работу:

-Нужно посмотреть в каком числе стоит существительное.

-От существительного.

Предметные: уметь склонять имена прил-ые .

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Раздаточный материал (карточки с заданиями).

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Взаимопроверка

 -Итак, вы хорошо поработали, предлагаю вам немного отдохнуть, встаем на физ.минутку.

Физ.минутка.

-Присаживайтесь, следующее задание на слайде.

- Найди существительные. Определи число существительных. Соедини существительное с прилагательным.

-Какие словосочетания у вас получились?

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьте с эталоном на слайде.

красная             руки

золотое              горы

высокий            кольцо

красные            человек

золотые            лента

высокие            шары

- Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

-Что оно значит?

-Отлично!

-Красная лента, золотое кольцо, высокий человек, красные шары, золотые руки, высокие горы.

-Золотые руки.

-Так говорят про человека, который всё умеет.

Предметные: уметь находить и определять число имен прилагательных.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Видео-физ.минутка

Презентация.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Урок подходит к концу, поэтому давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

-Кто считает, что мы достигли цели, поднимите руку.

-Кто сможет объяснить своему товарищу, как определить число у имён прилагательных, поднимите руку.

-Ребята  посмотрите, у вас на партах лежат маленькие листочки, на них изображена лесенка успеха. Итак, кто считает, что хорошо работал, понял всю тему, смог выполнить занятия, нарисуйте флажок  на самой высокой ступени. Если возникали трудности, но вы справлялись с большей часть работы – нарисуйте флажок на средней ступени. И если вы ничего не поняли, то нарисуйте флажок на последней ступени.

-Поднимите руку, кто отметил высокий уровень? Кто средний? Кто низкий?

Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Отвечают на вопросы:

- Научиться определять число у имён прилагательных.

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Раздаточный материал для рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка с презентацией " Род и число имен прилагательных"

Урок русского языка во 2 классе по учебнику А.В. Поляковой. Урок соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»  2 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Приемы умножения числа 2" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: рефлексия.Цель урока: создание условий для закрепления знаний приемов умножения числа на 2.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о примах действия умножения на 2.Отрабатывать вычисли...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение прилагательных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования представления об изменении имен прилагательных во множественном числе. Задачи урока:Дидактические:1. уметь ...