Проектирование урока для 3 класса по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хамаева Наталия Васильевна

Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»

УМК: Школа России

Учебник: Русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 3 класс, 2 часть.

Основная цель темы: познакомить учащихся с именами существительными имеющие форму одного числа .

Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

Формировать умение различать единственное и множественное число имён существительных;

Учить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

 Закреплять умение определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам;

Развивающие

Развивать  внимание, память, мышление; орфографическую зоркость через  словарно-объяснительный диктант;

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам;

Предмет усвоения: число имён существительных, окончание имён существительных в единственном и множественном числе.

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Знают, что такое существительное;

Знают, что такое собственные и нарицательные имена существительные;

Знают, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Умеют распознавать имена существительные среди слов других частей речи;

Умеют приводить примеры одушевленных и неодушевленных;

Умеют отличать нарицательные имена существительные от собственных.

Тип урока – открытие новых знаний.

Ресурсы урока (средства обучения): учебник, тетрадь для письменных работ, презентация.

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать эмоционально-положительный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята!

-Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

1. Подготовка к восприятию

  Актуализация опорных знаний, умений.

  Цель: повторить полученные знания по теме «Число имён существительных».

  Название вида учебной работы: беседа.

  Учебное задание №1.

  • Учебная задача для учителя: повторить знания о числах имён существительных.
  • Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о числах имён существительных.
  • Организация работы детей: фронтальная.
  • Форма контроля: ответы на вопросы.

Содержание:

- Ребята, что мы уже с вами знаем об имени существительном? (имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, может быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным, изменяется по числам).

- Приведите, пожалуйста, примеры существительного единственного и множественного числа. (Ручка - ручки. книга – книги, озеро – озёра.)

  Учебное задание №2.

Цель: Закрепить умение определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам; подвести учащихся к новой теме урока «Имена существительные имеющие форму одного числа.»

  Название вида учебной работы: Словарно-объяснительный диктант

  • Учебная задача для учителя: формировать умение изменять имена существительные по числам; подвести учащихся к новой теме урока «Имена существительные имеющие форму одного числа.»
  • Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение изменять имена существительные по числам; подвести учащихся к новой теме урока.
  • Организация работы детей: индивидуальная.
  • Форма контроля: проверяют вместе с учителем.
  • Содержание:
  • - Ребята, откройте тетради сейчас мы напишем диктант . Я буду вам диктовать слова , а вы их запишите, изменив число , не забудьте выделить окончания . Например слово пчела – пчёлы , окончание ы .

 (лестница,  берега, комната, сахар.)

 - Измените слово лестница. 

  • -Давайте проверим . Кто хочет прочитать как изменил слово лестница? (лестницы). 
  • - Какое это число? (мн.число)
  • -Все согласны? У кого по-другому?
  • -  Докажи, что это единственное число?( обозначает несколько предметов , окончание ы)
  • - Как пишется слово лестница ? С буквой т или без?( с буквой т)

- Следующее слово берега. Юля, как ты изменила слово берега? (берег)

-Какое число?(единственное)

- Докажи, что это единственное число.(  обозначает один предмет ,окончание нулевое)

-Слово комната. Лиза , как ты изменила это слово? (комнаты)

-Какое число?(множественное)

- Докажи, что это множественное число.( обозначает несколько предметов ,окончание ы)

-Как пишется слово комната? О или а?( комната)

-Записываем слово сахар. Даша, как ты изменила слово сахар?(сахар)

-Кто как изменил слово сахар? А можем ли мы изменить слово сахар?(нет) 

-Почему не можем? Потому что, слово сахар употребляется только в единственном числе.

- Ребята, как вы думаете, что  мы сегодня будем проходить на уроке? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Тема нашего урока «Имена существительные имеющие форму одного числа.»)

2. Восприятие

3. Осмысление

 Открытие нового знания.

Учебное задание №1.

  Цель: Учить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

  Название вида учебной работы: работа с учебником

Учебная задача для учителя: учить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Учебная задача для учащихся: учиться распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

  • Организация работы детей: фронтальная.
  • Форма контроля: учитель слушает и корректирует ответы учащихся.

  Содержание:

-Ребята откройте учебник на странице 22, упражнение33 .

- Сколько предметов изображено на второй картинке?(один)

-Как называется это предмет?(яблоко)

-В каком числе стоит слово яблоко? Докажите. (в единственном, т.к. обозначает один предмет и окончание о )

- Посмотрите на следующую картинку.

-Сколько предметов изображено?(три)

-Как называются эти предметы?(яблоки)

-В каком числе стоит слово яблоки? Докажите.( во мн.числе, т.к. обозначает несколько предметов, окончание и)

-Чем слово яблоко отличается от слова яблоки?(яблоко в ед.числе, окончание о, яблоки во мн.числе, окончание и)

-Посмотрите на первую картинку.

- Сколько предметов изображено на второй картинке?(один)

-Как называется это предмет?(брюки)

-Какое окончание в слове брюки?(окончание и)

-В каком числе стоит слово брюки? (во множественном)

- Сколько предметов изображено на следующей картинке?(два)

-Как предметы называются?(брюки)

-В каком числе стоит слово брюки? (во множественном)

- Попробуйте изменить слово брюки в единственное число. (не можем) 

-Ребята в русском языке есть такие слова , которые употребляются только множественном числе. Например слова : брюки, очки, ножницы.

-Смотрим четвёртую картинку. Сколько предметов изображено? (один)

-Как называется предмет?(сахар)

-Какое окончание в слове сахар?(окончание нулевое)

-В каком числе стоит слово сахар?(в ед.числе)

- Следующая картинка. Сколько изображено предметов?(пять)

-Как называется этот предмет?(сахар)

-В каком числе стоит слово сахар?(в единственном)

-Можем ли мы поставить слово сахар во множественное число?(нет)

-Ребята , есть такие слова , которые употребляются только в единственном числе. Например слова: сахар, соль, мёд.

-Посмотрите на последнюю картинку. Сколько предметов изображено?(один)

-Как называется предмет?(пальто) 

-Можем ли мы выделить окончание?(нет)

- Давайте зададим вопросы к слову пальто.

Что? (пальто) , нет чего (пальто), подойти к чему (к пальто), вижу что?(пальто), доволен чем?(пальто), говорить о чём?(о пальто). 

-Что мы видим?(слово пальто не изменяется)

-Слово пальто не изменяемое слово, мы не можем определить число.

-Что мы можем сказать про слово яблоки?(слово изменяется по числам)

-А что можем сказать про слово брюки?( употребляется только во множественном числе)

-Какой вывод мы можем сделать?

(Не все имена существительные изменяются по числам, бывают имена существительные которые употребляются только в единственном числе и имена существительные которые употребляются только во множественном числе).

Учебное задание №2.

Цель: учить определять существительные употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе, изменять имена существительные по числам;

   Название вида учебной работы: работа с учебником.

  • Учебная задача для учителя: учить определять существительные употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе.
  • Учебная задача для учащихся: учиться определять существительные употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе.
  • Организация работы детей: работа в парах.
  • Формы и организация контроля за работой: 3 пары читают, остальные анализируют.

Содержание:

- Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте внимательно упражнение 34. Обсудите с соседом по парте , все ли данные имена существительные изменяются по числам? Даю вам на эту обсуждение 2 минуты.

- Алёна и Юля , как вы ответили на вопрос?(не все имена существительные изменяются по числам)

- Ксюша и Лера назовите существительные , которые не изменяются по числам.(очки , молоко, творог, ножницы, сахар, дружба, санки, пальто , мёд, сливки, шоссе, брюки)

-Выпишите слова в таком порядке:

А) Имена существительные, которые изменяются по числам;

Б) Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе;

В) Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. Не забудьте выделить окончания во всех словах.

- Сейчас поменяйтесь тетрадями, давайте проверим.

-Настя, какие слова ты выписала под буквой А? Какие окончания ты выделила?

 ( шофёр- окончание нулевое, рисунок- окончание нулевое, газета- окончание а, синица- окончание а, тетрадь- окончание нулевое, яблоко- окончание о)

-Кто выписал другие слова?

-Юля какие ты слова выписала?(…)

-Посмотрите на слайд , у всех так?

-Даша, какие слова ты выписала под буквой Б? Какие окончания ты выделила?

( молоко - окончание о, творог - окончание нулевое, сахар - окончание нулевое, дружба- окончание а, пальто- нет окончания, мёд- окончание нулевое, шоссе – нет окончания)

- Все согласны?

- Ребята, в каких именах существительных не выделили окончания?( пальто, шоссе)

-Какие это слова? (неизменяемые)

-Давайте докажем , что это неизменяемые слова. Нет чего? – пальто, шоссе; Доволен чем?- пальто, шоссе; Говорить о чем? – о пальто, о шоссе.

-Что записали под буквой В? (очки – окончание и, ножницы- окончание ы, шашки- окончание и, санки- окончание- и,  сливки-окончание и, брюки- окончание и )

- У кого есть вопросы по этому упражнению, кто не понял?

-Прежде, чем приступить к следующему заданию, я предлагаю вам отдохнуть.

                                             Физкультминутка

Вечер зимний в небе синем (встаём )

Звёзды синие зажёг (потянуться на носках )

Ветви сыплют синий иней (потрясти руками)

На заснеженный лужок. (сесть за парты)

4. Закрепление

   Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

   Учебное задание №1.

   Цель: закрепить знание по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа ».

   Название вида учебной работы: работа с деформированными предложениями.

  • Учебная задача для учителя: способствовать закреплению полученных знаний.  
  • Учебная задача для учащихся: закрепить полученные знания.
  • Организация работы детей: индивидуальная.
  • Формы и организация контроля за работой: взаимопроверка.

  Содержание:

- Даша прочитай упражнение 36.

- Юля , составь первое предложение .( Было морозное утро)

- Лера , составь второе предложение.( На окнах появились удивительные рисунки)

- А сейчас самостоятельно составьте и запишите все предложения в тетради.

(Было морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки . В комнату заглянул лучик солнца. Солнечные зайчики стали зажигать снежные узоры на стекле. Заблестела перистая ветвь чудесного цветка.)

(Орфографический анализ)

-Читаем по цепочке каждый  по одному предложению.

-Какая буква пропущена в слове морозный?(буква о)

- Докажи , что о. (сочетание –оро-)

-Какая буква пропущена в слове удивительный? Как проверим?(буква и, проверим дивный; рисунки - буква и , о – это словарное слово)

-Читай следующие слова и доказывай почему именно эти буквы вставила. (комнату- буква а, словарное слово; заглянул -буква я, проверим глядя; лучик- буква и ,суффикс существительных – ик-, лучика; солнца- буква л, солнечный, непроизносимый согласный.)

- Следующий читает.( зайчики –буква и, суффикс; стекле –буква е, стёкла.)

- (блестела- буква е, блеск; чудесного-  буква у, чу щу пиши с буквой у; цветка – бука е , цветик.

-Кто докажет , что полученные предложения составляют текст? (полученные предложения составляют текст , потому что они связаны по смыслу и объединены ).

- Как можно озаглавить текст? (Морозный узор)

-  Запишите заголовок текста.

- Найдите в тексте синоним к слову узор.

-Кто нашёл? Какой синоним? (рисунок)

5. Применение

  Включение в систему знаний и повторение учебного содержания.

  Цель: применение знаний по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа.»

  Учебное задание №1.

  Название вида учебной работы: беседа

  • Учебная задача для учителя: проверить степень усвоения знаний.
  • Учебная задача для учащихся: применить усвоенные знания по теме.
  • Организация работы детей: индивидуальная.
  • Формы и организация контроля за работой: заслушивание и анализ ответов.

  Содержание:

-Какие бывают имена существительные по форме числа? (единственные и множественные)

- Посмотрите на слайд скажите, какое из данных имён существительных употребляется только в форме одного числа? Дружба, друг, пшеница , колос, шахматы , ручьи. (дружба, пшеница, шахматы)

-В каком числе стоит слово дружба? (в ед.числе)

-Слово пшеница?( в ед.ч)

-Слово шахматы?(во мн.ч)

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: определить уровень интереса учащихся и усвоение темы.

- Наш урок подходит к концу.

-Какая была тема нашего урока?

- Что нового на уроке вы сегодня узнали?

- Что вам лучше всего запомнилось?

- В чём испытали затруднения?

-У вас на партах лежат сигнальные карточки. Поднимите карточку зелёного цвета, если поняли тему. Если остались вопросы поднимите красную карточку.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: закрепить полученные на уроке знания

- Запишите домашнее задание: в учебнике стр. 23, упражнения 37; 35.

- Давайте посмотри, что вам нужно сделать. Внимательно прочитайте задание. У кого-нибудь есть вопросы?

- Спасибо за урок, до свидания!

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."

Проблемный  урок по  русскому  языку  проводится  в  4  классе. На  уроке  применяется  интерактивная  форма  организации  учебного...

Логопедическое занятие ."Имена существительные имеющие только множественное число"

Логопедичеческое занятие в 5-7 классах,   для обучающихся с ОВЗ....

Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число».

Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число»....

Урок русского языка в 3 классе по теме"Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?"

*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? *Развивать творческое мышление;*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения  друг к другу....

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...

Урок родного русского языка в 3 классе Все ли имена существительные "умеют" изменяться по числам?

урок родного русского языка в 3 классе Все ли имена существительные "умеют" изменяться по числам?...