Проектирование урока для 3 класса по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hamaeva_n.v._imena_sushchestvitelnye_imeyushchie_formu_odnogo_chisla.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»
УМК: Школа России
Учебник: Русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 3 класс, 2 часть.
Основная цель темы: познакомить учащихся с именами существительными имеющие форму одного числа .
Задачи | С точки зрения учителя |
Образовательные | Формировать умение различать единственное и множественное число имён существительных; Учить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Закреплять умение определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам; |
Развивающие | Развивать внимание, память, мышление; орфографическую зоркость через словарно-объяснительный диктант; |
Воспитательные | Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам; |
Предмет усвоения: число имён существительных, окончание имён существительных в единственном и множественном числе.
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают, что такое существительное; Знают, что такое собственные и нарицательные имена существительные; Знают, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Умеют распознавать имена существительные среди слов других частей речи; Умеют приводить примеры одушевленных и неодушевленных; Умеют отличать нарицательные имена существительные от собственных. |
Тип урока – открытие новых знаний.
Ресурсы урока (средства обучения): учебник, тетрадь для письменных работ, презентация.
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: создать эмоционально-положительный настрой на урок. - Здравствуйте, ребята! -Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? | |
1. Подготовка к восприятию | Актуализация опорных знаний, умений. Цель: повторить полученные знания по теме «Число имён существительных». Название вида учебной работы: беседа. Учебное задание №1.
Содержание: - Ребята, что мы уже с вами знаем об имени существительном? (имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, может быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным, изменяется по числам). - Приведите, пожалуйста, примеры существительного единственного и множественного числа. (Ручка - ручки. книга – книги, озеро – озёра.) Учебное задание №2. Цель: Закрепить умение определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам; подвести учащихся к новой теме урока «Имена существительные имеющие форму одного числа.» Название вида учебной работы: Словарно-объяснительный диктант
(лестница, берега, комната, сахар.) - Измените слово лестница.
- Следующее слово берега. Юля, как ты изменила слово берега? (берег) -Какое число?(единственное) - Докажи, что это единственное число.( обозначает один предмет ,окончание нулевое) -Слово комната. Лиза , как ты изменила это слово? (комнаты) -Какое число?(множественное) - Докажи, что это множественное число.( обозначает несколько предметов ,окончание ы) -Как пишется слово комната? О или а?( комната) -Записываем слово сахар. Даша, как ты изменила слово сахар?(сахар) -Кто как изменил слово сахар? А можем ли мы изменить слово сахар?(нет) -Почему не можем? Потому что, слово сахар употребляется только в единственном числе. - Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем проходить на уроке? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Тема нашего урока «Имена существительные имеющие форму одного числа.») |
2. Восприятие 3. Осмысление | Открытие нового знания. Учебное задание №1. Цель: Учить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Название вида учебной работы: работа с учебником Учебная задача для учителя: учить распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Учебная задача для учащихся: учиться распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Содержание: -Ребята откройте учебник на странице 22, упражнение33 . - Сколько предметов изображено на второй картинке?(один) -Как называется это предмет?(яблоко) -В каком числе стоит слово яблоко? Докажите. (в единственном, т.к. обозначает один предмет и окончание о ) - Посмотрите на следующую картинку. -Сколько предметов изображено?(три) -Как называются эти предметы?(яблоки) -В каком числе стоит слово яблоки? Докажите.( во мн.числе, т.к. обозначает несколько предметов, окончание и) -Чем слово яблоко отличается от слова яблоки?(яблоко в ед.числе, окончание о, яблоки во мн.числе, окончание и) -Посмотрите на первую картинку. - Сколько предметов изображено на второй картинке?(один) -Как называется это предмет?(брюки) -Какое окончание в слове брюки?(окончание и) -В каком числе стоит слово брюки? (во множественном) - Сколько предметов изображено на следующей картинке?(два) -Как предметы называются?(брюки) -В каком числе стоит слово брюки? (во множественном) - Попробуйте изменить слово брюки в единственное число. (не можем) -Ребята в русском языке есть такие слова , которые употребляются только множественном числе. Например слова : брюки, очки, ножницы. -Смотрим четвёртую картинку. Сколько предметов изображено? (один) -Как называется предмет?(сахар) -Какое окончание в слове сахар?(окончание нулевое) -В каком числе стоит слово сахар?(в ед.числе) - Следующая картинка. Сколько изображено предметов?(пять) -Как называется этот предмет?(сахар) -В каком числе стоит слово сахар?(в единственном) -Можем ли мы поставить слово сахар во множественное число?(нет) -Ребята , есть такие слова , которые употребляются только в единственном числе. Например слова: сахар, соль, мёд. -Посмотрите на последнюю картинку. Сколько предметов изображено?(один) -Как называется предмет?(пальто) -Можем ли мы выделить окончание?(нет) - Давайте зададим вопросы к слову пальто. Что? (пальто) , нет чего (пальто), подойти к чему (к пальто), вижу что?(пальто), доволен чем?(пальто), говорить о чём?(о пальто). -Что мы видим?(слово пальто не изменяется) -Слово пальто не изменяемое слово, мы не можем определить число. -Что мы можем сказать про слово яблоки?(слово изменяется по числам) -А что можем сказать про слово брюки?( употребляется только во множественном числе) -Какой вывод мы можем сделать? (Не все имена существительные изменяются по числам, бывают имена существительные которые употребляются только в единственном числе и имена существительные которые употребляются только во множественном числе). Учебное задание №2. Цель: учить определять существительные употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе, изменять имена существительные по числам; Название вида учебной работы: работа с учебником.
Содержание: - Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте внимательно упражнение 34. Обсудите с соседом по парте , все ли данные имена существительные изменяются по числам? Даю вам на эту обсуждение 2 минуты. - Алёна и Юля , как вы ответили на вопрос?(не все имена существительные изменяются по числам) - Ксюша и Лера назовите существительные , которые не изменяются по числам.(очки , молоко, творог, ножницы, сахар, дружба, санки, пальто , мёд, сливки, шоссе, брюки) -Выпишите слова в таком порядке: А) Имена существительные, которые изменяются по числам; Б) Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе; В) Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. Не забудьте выделить окончания во всех словах. - Сейчас поменяйтесь тетрадями, давайте проверим. -Настя, какие слова ты выписала под буквой А? Какие окончания ты выделила? ( шофёр- окончание нулевое, рисунок- окончание нулевое, газета- окончание а, синица- окончание а, тетрадь- окончание нулевое, яблоко- окончание о) -Кто выписал другие слова? -Юля какие ты слова выписала?(…) -Посмотрите на слайд , у всех так? -Даша, какие слова ты выписала под буквой Б? Какие окончания ты выделила? ( молоко - окончание о, творог - окончание нулевое, сахар - окончание нулевое, дружба- окончание а, пальто- нет окончания, мёд- окончание нулевое, шоссе – нет окончания) - Все согласны? - Ребята, в каких именах существительных не выделили окончания?( пальто, шоссе) -Какие это слова? (неизменяемые) -Давайте докажем , что это неизменяемые слова. Нет чего? – пальто, шоссе; Доволен чем?- пальто, шоссе; Говорить о чем? – о пальто, о шоссе. -Что записали под буквой В? (очки – окончание и, ножницы- окончание ы, шашки- окончание и, санки- окончание- и, сливки-окончание и, брюки- окончание и ) - У кого есть вопросы по этому упражнению, кто не понял? -Прежде, чем приступить к следующему заданию, я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка Вечер зимний в небе синем (встаём ) Звёзды синие зажёг (потянуться на носках ) Ветви сыплют синий иней (потрясти руками) На заснеженный лужок. (сесть за парты) |
4. Закрепление | Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Учебное задание №1. Цель: закрепить знание по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа ». Название вида учебной работы: работа с деформированными предложениями.
Содержание: - Даша прочитай упражнение 36. - Юля , составь первое предложение .( Было морозное утро) - Лера , составь второе предложение.( На окнах появились удивительные рисунки) - А сейчас самостоятельно составьте и запишите все предложения в тетради. (Было морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки . В комнату заглянул лучик солнца. Солнечные зайчики стали зажигать снежные узоры на стекле. Заблестела перистая ветвь чудесного цветка.) (Орфографический анализ) -Читаем по цепочке каждый по одному предложению. -Какая буква пропущена в слове морозный?(буква о) - Докажи , что о. (сочетание –оро-) -Какая буква пропущена в слове удивительный? Как проверим?(буква и, проверим дивный; рисунки - буква и , о – это словарное слово) -Читай следующие слова и доказывай почему именно эти буквы вставила. (комнату- буква а, словарное слово; заглянул -буква я, проверим глядя; лучик- буква и ,суффикс существительных – ик-, лучика; солнца- буква л, солнечный, непроизносимый согласный.) - Следующий читает.( зайчики –буква и, суффикс; стекле –буква е, стёкла.) - (блестела- буква е, блеск; чудесного- буква у, чу щу пиши с буквой у; цветка – бука е , цветик. -Кто докажет , что полученные предложения составляют текст? (полученные предложения составляют текст , потому что они связаны по смыслу и объединены ). - Как можно озаглавить текст? (Морозный узор) - Запишите заголовок текста. - Найдите в тексте синоним к слову узор. -Кто нашёл? Какой синоним? (рисунок) |
5. Применение | Включение в систему знаний и повторение учебного содержания. Цель: применение знаний по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа.» Учебное задание №1. Название вида учебной работы: беседа
Содержание: -Какие бывают имена существительные по форме числа? (единственные и множественные) - Посмотрите на слайд скажите, какое из данных имён существительных употребляется только в форме одного числа? Дружба, друг, пшеница , колос, шахматы , ручьи. (дружба, пшеница, шахматы) -В каком числе стоит слово дружба? (в ед.числе) -Слово пшеница?( в ед.ч) -Слово шахматы?(во мн.ч) |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: определить уровень интереса учащихся и усвоение темы. - Наш урок подходит к концу. -Какая была тема нашего урока? - Что нового на уроке вы сегодня узнали? - Что вам лучше всего запомнилось? - В чём испытали затруднения? -У вас на партах лежат сигнальные карточки. Поднимите карточку зелёного цвета, если поняли тему. Если остались вопросы поднимите красную карточку. Обсуждение и запись домашнего задания. Цель: закрепить полученные на уроке знания - Запишите домашнее задание: в учебнике стр. 23, упражнения 37; 35. - Давайте посмотри, что вам нужно сделать. Внимательно прочитайте задание. У кого-нибудь есть вопросы? - Спасибо за урок, до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."
Проблемный урок по русскому языку проводится в 4 классе. На уроке применяется интерактивная форма организации учебного...
Конспект урока русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах".
Разработка урока русского языка с презентацией в 4 классе ....
Логопедическое занятие ."Имена существительные имеющие только множественное число"
Логопедичеческое занятие в 5-7 классах, для обучающихся с ОВЗ....
Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число».
Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число»....
Урок русского языка в 3 классе по теме"Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?"
*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? *Развивать творческое мышление;*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения друг к другу....
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...
Урок родного русского языка в 3 классе Все ли имена существительные "умеют" изменяться по числам?
урок родного русского языка в 3 классе Все ли имена существительные "умеют" изменяться по числам?...