Главные вкладки
Технологическая карта урока русского языка. Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс. УМК Школа России, 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Способствовать формированию представления о значении суффикса как значимой части слова. 2 Сформировать у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов, находить суффикс в слове. | Предметные: 1. Научатся образовывать слова при помощи суффиксов; 2. Выделять в словах суффикс среди других частей слова. |
Развивающие: 1. Развивать у обучающихся умения выделять главное. 2. Развивать память, мышление, речь. | Личностные: 1. Способствование развития навыков и умений образовывать слова при помощи суффиксов. 2. Воспитание уважительного отношения к русскому языку и его традициям.
|
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 2. Подвести обучающихся к выводу. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 09.11.2023 ФИО учителя: Баязитова Гульсия Закиржановна
Школа: АСОШ №1 ФИ студента: Салыкаева Аниса Ульмаскуловна
Класс: 3 ФИО методиста: Ткаченко Екатерина Александровна
Кабинет: 225
Тема: Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о значении суффикса, как значимой части слова, способе выделения суффикса в слове.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Способствовать формированию представления о значении суффикса как значимой части слова. 2 Сформировать у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов, находить суффикс в слове. | Предметные: 1. Научатся образовывать слова при помощи суффиксов; 2. Выделять в словах суффикс среди других частей слова. |
Развивающие: 1. Развивать у обучающихся умения выделять главное. 2. Развивать память, мышление, речь. | Личностные: 1. Способствование развития навыков и умений образовывать слова при помощи суффиксов. 2. Воспитание уважительного отношения к русскому языку и его традициям. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 2. Подвести обучающихся к выводу. |
Оборудование: Учебник (Русский язык, 3 класс «Школа России, авторы: В. П. Канакина и В. Г. Горецкий часть I, с. 89–90, презентация «Что такое суффикс. Как найти суффикс в слове», телевизор.
Этап урока | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I.Самоопределения к деятельности (1-2 мин.) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой Внешний контроль | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Аниса Ульмаскуловна! Я рада вас всех видеть. Пожалуйста, присаживайтесь. -Улыбнитесь и пожелайте своему соседу хорошей работы на сегодняшнем уроке. -Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать, на вопросы отвечать. - Проверим готовность к уроку: учебник, пенал, тетрадь, дневник. -Оцените свое рабочее место. – Покажите мне палец «вверх» если вы готовы начать наш урок. - Отлично! Чтобы наша работа была успешной, обозначим законы урока: не выкрикивать, уважать друг друга, внимательно слушать, быть терпеливым. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Оценивают свое рабочее место. Показывают палец «вверх». | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Л: самоопределение: внутренняя позиция школьника | Презентация |
II. Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа, диалог П: репродуктивный | Начнем сегодня наш урок с каллиграфической минутки. -Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Отступите от предыдущей работы две рабочие строчки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Гг. Напишите их соединение полностью строчку. - Посмотрите на слайд. На какие две группы можно разделить слова? (Союз, корень, глагол, окончание, предлог, приставка, имя существительное, основа) -Спишите предложение, соблюдая правила каллиграфии. Сижу правильно, пишу красиво! «На прогулке гусёнок встретил большую гусеницу». | Открывают тетради, выпрямляют спинки, записывают число, классная работа. Прописывают букву Гг. - Части речи, - союз, глагол, предлог, имя существительное, имя прилагательное. - Части слова – корень, окончание, приставка. Списывают. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: умение слушать и понимать речь других К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей | Доска Презентация |
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин.) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: диалог, демонстрация П: презентация Внешний контроль | - Разберите это предложение по членам и частям речи. - В слове гусёнок найдите корень. -Что такое корень? - Как вы его находили? - Хорошо! - Прочитайте предложения из стихотворения «Два веселых гуся»: «Жили у бабуси Два весёлых гуся, Вот кричит бабуся: "Ой, пропали гуси!» - Выпишите эти два слова и разберите по составу. - Скажите, слова гуси и гуся однокоренные? - Почему? - А что такое окончание?
- Как найти в слове окончание? - Прочитайте, пожалуйста продолжение стихотворения «Два веселых гуся»: «Выходили гуси, Кланялись бабусе» - Найдите слово с приставкой, обозначьте её. - Что такое приставка? - Как найти приставку в слове? - А сейчас соберём нашу гусиную семейку и запишем слова. - Как называют папу в гусиной семейке? -Маму? -Детёныша? -Что вы можете сказать об этих словах? - Выделите известные части в этих словах. - Ребята, все ли части слова выделены? - Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Слайд с паровозиком) - Послушайте загадку. После корня он стоит Перед окончанием Если я его сменю Другое слово получу Обозначаю уголком Называю …… -О какой части слова мы сегодня будем говорить. Сформулируйте тему урока? - Какой будет цель урока? | - (Кто?) Гусенок – подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выраженное существительным. (Что сделал?) встретил – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом. - Корень -гус- - Корень – это главная, значимая часть слова, в нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Чтобы найти корень в слове надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Читают. Выписывают, разбирают. - Нет, это форма одного и того же слова. - Лексическое значение у этих слов одинаковое, они обозначают один и тот же предмет, меняется только окончание. - Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. - Выходили - Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. - Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой). Слушают, записывают. - Гусь - Гусыня - Гусёнок - Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение. Выделяют корень, окончание. - Нет, не все. - Суффикс - «Суффиксом» - «Что такое суффикс? Как найти его в слове?» Цель: - Узнать, все о суффиксе, где он находится, для чего служит, как обозначается. | М: определять цель деятельности П: уметь строить рассуждения | Презентация |
IV. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: диалог репродуктивный Работа в парах Внешний контроль | - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы. -Какая это часть слова? -После чего стоит? -Перед чем стоит? - Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило? - Прочитайте сведения о языке. - Что такое суффикс? Для чего он служит? Как выделяют суффикс? - Приведите примеры слов с приставками. - Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте. - Выучите правило дома. | - Значимая. - После корня - Перед окончанием Открывают, читают. - Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. - Лес- лесок – лесник – лесной Рассказывают друг другу. | П: строят речевые высказывания К: формулируют речевое высказывание К: умение слушать и понимать других | Презентация |
V.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа, диалог Внешний контроль | - Открываем учебник на стр.89 упр. 168 (устно) - Прочитайте. - Найдите однокоренные слова, выделите в них корень и окончание. - От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ежиха и ежик. - Где находится суффикс, перед или после корня? - Следующее упражнение по учебнику 169 (письменно в тетрадях) - Прочитайте группы слов. - Что вы можете сказать про эти слова? - Выполните письменные задания к упражнению. (1-ый ряд первый столбик, 2-ой ряд второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик). - Давайте проверим как вы выполнили это упражнение по цепочке, начиная с первого ряда. - Ребята, у меня возник вопрос: что общего между приставкой и суффиксом? | Открывают. Читают. - Еж, ежиха, ежик. - Образовались от слова еж, при помощи суффиксов ик-, их-. - После корня. Читают. - Это однокоренные слова. Выполняют. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова. - Они служат для образования новых слов. | Л: умение выражать свои эмоции К: умение слушать и понимать других Р: анализ и синтез | Учебник |
Динамическая пауза | - А теперь мы отдохнем – физминутку проведем! Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | |||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: самостоятельное выполнение Внешний контроль | -Работаем самостоятельно по учебнику стр. 90 упр. 170. -Давайте проверим, как вы выполнили это упражнение. | Выполняют. Анализируют выполненное задание. | К: умение слушать и понимать других К: умение работать самостоятельно П: умение извлекать информацию из текста | Учебник |
VII. Включение в систему знаний (7-8 мин.) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа П: работа в парах Взаимоконтроль | - Работа в парах. Вам надо будет выполнить следующее задание. - Прочитайте слова. Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт. - Разделите их на 2 группы. - По какому признаку делили слова? - Сейчас вам нужно будет выполнить тест по теме «Что такое суффикс?» Выбери верный ответ.
б) Суффикс – часть слова. в) Суффикс – слово. 2. а) Суффикс стоит перед корнем. б) Суффикс стоит после корня перед окончанием. 3. а) Суффикс служит для образования новых слов. б) Суффикс служит для красоты. в) Суффикс служит для связи слов в предложении. 4. Укажи слово с суффиксом –к-. а) мак б) лапка в) язык г) картина 5*. Разгадай шараду. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. __________________ - Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадками с соседом по парте и давайте проверим правильность написания теста вашего соседа. (Без ошибок оценка «5», 1-2 ошибки, оценка «4», 3 ошибки – «3», если 4 и более, то «2») - Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями. | Слушают. Выполняют задание в тетради. - В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок. Выполняют тест. Обмениваются тетрадями в парах, проверяют по слайду на презентации. | П: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. К: владеть формами речи, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Р: осознавать качество усвоения; уметь работать с соблюдением общего темпа | Презентация |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) 2-3 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Группа словесных методов (беседа, опрос) |
Я узнал(а)…. Мне сегодня…. Я хотел(а) бы….
Спасибо вам за урок, до свиданья! | - Узнать, все о суффиксе, где он находится, для чего служит, как обозначается. - Да. Смотрят упр.171. Задают вопросы, разбирают совместно с учителем. | Р: осуществлять итоговый контроль | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
Презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?».
Распознавать части речи на основе усвоенных признаков...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.Задачи урокаДидактические:1. Познаком...

Презентация к уроку русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" 3 класс
Презентация к уроку «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Что такое приставка. Определение приставки в словах. УМК Школа России, 3 класс.
Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Способствовать формированию представления о значении приставки как значимой части слова.2 Сформировать у обучающихся умения образовывать новые слова с...