Технологическая карта урока русского языка. Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс. УМК Школа России, 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Салыкаева Аниса Ульмаскуловна

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Способствовать формированию представления о значении суффикса как значимой части слова.

2 Сформировать у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов, находить суффикс в слове.

Предметные:

1. Научатся образовывать слова при помощи суффиксов;

2. Выделять в словах суффикс среди других частей слова.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

2. Развивать память, мышление, речь.

Личностные:

1. Способствование развития навыков и умений образовывать слова при помощи суффиксов.

2. Воспитание уважительного отношения к русскому языку и его традициям.

 

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

2. Подвести обучающихся к выводу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 09.11.2023                                                                                                   ФИО учителя: Баязитова Гульсия Закиржановна

Школа: АСОШ №1                                                                                        ФИ студента: Салыкаева Аниса Ульмаскуловна

Класс: 3                                                                                                        ФИО методиста: Ткаченко Екатерина Александровна

Кабинет: 225

Тема: Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о значении суффикса, как значимой части слова, способе выделения суффикса в слове.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Способствовать формированию представления о значении суффикса как значимой части слова.

2 Сформировать у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов, находить суффикс в слове.

Предметные:

1. Научатся образовывать слова при помощи суффиксов;

2. Выделять в словах суффикс среди других частей слова.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

2. Развивать память, мышление, речь.

Личностные:

1. Способствование развития навыков и умений образовывать слова при помощи суффиксов.

2. Воспитание уважительного отношения к русскому языку и его традициям.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

2. Подвести обучающихся к выводу.

Оборудование: Учебник (Русский язык, 3 класс «Школа России, авторы: В. П. Канакина и В. Г. Горецкий часть I, с. 89–90, презентация «Что такое суффикс. Как найти суффикс в слове», телевизор.

Этап урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределения к деятельности (1-2 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Внешний контроль

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Аниса Ульмаскуловна! Я рада вас всех видеть. Пожалуйста, присаживайтесь. -Улыбнитесь и пожелайте своему соседу хорошей работы на сегодняшнем уроке.

-Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.                                                              

Будем грамотно писать, на вопросы отвечать.

- Проверим готовность к уроку: учебник, пенал, тетрадь, дневник.

-Оцените свое рабочее место.

 – Покажите мне палец «вверх» если вы готовы начать наш урок.

- Отлично! Чтобы наша работа была успешной, обозначим законы урока: не выкрикивать, уважать друг друга, внимательно слушать, быть терпеливым.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Оценивают свое рабочее место.

 Показывают палец «вверх».

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Л: самоопределение: внутренняя позиция школьника

Презентация

II. Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа, диалог

П: репродуктивный

Начнем сегодня наш урок с каллиграфической минутки.

-Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Отступите от предыдущей работы две рабочие строчки.  Запишите сегодняшнее число, классная работа.  

Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Гг. Напишите их соединение полностью строчку.

- Посмотрите на слайд. На какие две группы можно разделить слова? (Союз, корень, глагол, окончание, предлог, приставка, имя существительное, основа)

   -Спишите предложение, соблюдая правила каллиграфии. Сижу правильно, пишу красиво!

«На прогулке гусёнок встретил большую гусеницу».

Открывают тетради, выпрямляют спинки, записывают число, классная работа.

Прописывают букву Гг.

- Части речи, - союз, глагол, предлог, имя существительное, имя прилагательное.

- Части слова – корень, окончание, приставка.

Списывают.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: умение слушать и понимать речь других

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

Доска

Презентация

III. Постановка учебной задачи (4-5 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: диалог, демонстрация

П: презентация

Внешний контроль

- Разберите это предложение по членам и частям речи.

- В слове гусёнок найдите корень.

-Что такое корень?

- Как вы его находили?

- Хорошо!

- Прочитайте предложения из стихотворения «Два веселых гуся»:

«Жили у бабуси Два весёлых гуся,

 Вот кричит бабуся: "Ой, пропали гуси!»

- Выпишите эти два слова и разберите по составу.

- Скажите, слова гуси и гуся однокоренные?

- Почему?

- А что такое окончание?

   

- Как найти в слове окончание?

- Прочитайте, пожалуйста продолжение стихотворения «Два веселых гуся»:

«Выходили гуси,

 Кланялись бабусе»    

  - Найдите слово с приставкой, обозначьте её.

  - Что такое приставка?

  - Как найти приставку в слове?

- А сейчас соберём нашу гусиную семейку и запишем слова.

- Как называют папу в гусиной семейке?

-Маму?

-Детёныша?

-Что вы можете сказать об этих словах?

-  Выделите известные части в этих словах.

-  Ребята, все ли части слова выделены?

- Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня?

(Слайд с паровозиком)

- Послушайте загадку.

 После корня он стоит

Перед окончанием

Если я его сменю

Другое слово получу

Обозначаю уголком

Называю ……

 -О какой части слова мы сегодня будем говорить. Сформулируйте тему урока?

- Какой будет цель урока?

- (Кто?) Гусенок – подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выраженное существительным. (Что сделал?) встретил – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом.

- Корень -гус-

- Корень – это главная, значимая часть слова, в нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Чтобы найти корень в слове надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Читают.

Выписывают, разбирают.

- Нет, это форма одного и того же слова.

- Лексическое значение у этих слов одинаковое, они обозначают один и тот же предмет, меняется только окончание.

- Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

 - Выходили

- Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

- Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой).

 Слушают, записывают.

-  Гусь

- Гусыня

- Гусёнок

- Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение.

Выделяют корень, окончание.

- Нет, не все.

- Суффикс

 - «Суффиксом»

- «Что такое суффикс?  Как найти его в слове?»

Цель: - Узнать, все о суффиксе, где он находится, для чего служит, как обозначается.

М: определять цель деятельности

П: уметь строить рассуждения

Презентация

IV. «Открытие» нового знания (7-8 мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М: диалог

репродуктивный

Работа в парах

Внешний контроль

- Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая это часть слова?

-После чего стоит?

-Перед чем стоит?

- Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?

- Прочитайте сведения о языке.

- Что такое суффикс? Для чего он служит? Как выделяют суффикс?

- Приведите примеры слов с приставками.

- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.

- Выучите правило дома.

- Значимая.

- После корня

- Перед окончанием

Открывают, читают.

- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

- Лес- лесок – лесник – лесной

Рассказывают друг другу.

П: строят речевые высказывания

К: формулируют речевое высказывание

К: умение слушать и понимать других

Презентация

V.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа, диалог

Внешний контроль

- Открываем учебник на стр.89 упр. 168 (устно)

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова, выделите в них корень и окончание.

- От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ежиха и ежик.

- Где находится суффикс, перед или после корня?

- Следующее упражнение по учебнику 169 (письменно в тетрадях)

- Прочитайте группы слов.

 - Что вы можете сказать про эти слова?

 -  Выполните письменные задания к упражнению. (1-ый ряд первый столбик, 2-ой ряд второй   столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

- Давайте проверим как вы выполнили это упражнение по цепочке, начиная с первого ряда.

-   Ребята, у меня возник вопрос: что общего между приставкой и суффиксом?

Открывают.

Читают.

- Еж, ежиха, ежик.

- Образовались от слова еж, при помощи суффиксов ик-, их-.

- После корня.

Читают.

- Это однокоренные слова.

Выполняют.

Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.

- Они служат для образования новых слов.

Л: умение выражать свои эмоции

К: умение слушать и понимать других

Р: анализ и синтез

Учебник

Динамическая пауза

- А теперь мы отдохнем – физминутку проведем!

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: самостоятельное выполнение

Внешний контроль

-Работаем самостоятельно по учебнику стр. 90 упр. 170.

-Давайте проверим, как вы выполнили это упражнение.

Выполняют.

Анализируют выполненное задание.

К: умение слушать и понимать других

К: умение работать самостоятельно

П: умение извлекать информацию из текста

Учебник

VII. Включение в систему знаний (7-8 мин.)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: работа в парах

Взаимоконтроль

- Работа в парах. Вам надо будет выполнить следующее задание.

- Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

- Разделите их на 2 группы.

- По какому признаку делили слова?

- Сейчас вам нужно будет выполнить тест по теме «Что такое суффикс?» 

        Выбери верный ответ.

  1. а) Суффикс – часть предложения.

       б) Суффикс – часть слова.

        в) Суффикс – слово.

2.    а) Суффикс стоит перед корнем.

        б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

3.    а) Суффикс служит для образования новых слов.

        б) Суффикс служит для красоты.

        в) Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Укажи слово с суффиксом –к-.

        а) мак                    

        б) лапка

      в) язык

      г) картина        

5*. Разгадай шараду.

        Корень мой находится в цене.

        В очерке найди приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

        Вся же в дневнике я и в журнале. __________________

- Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадками с соседом по парте и давайте проверим правильность написания теста вашего соседа. (Без ошибок оценка «5», 1-2 ошибки, оценка «4», 3 ошибки – «3», если 4 и более, то «2»)

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями.

Слушают. Выполняют задание в тетради.

- В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.

Выполняют тест.

Обмениваются тетрадями в парах, проверяют по слайду на презентации.

П: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

К: владеть формами речи, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р: осознавать качество усвоения; уметь работать с соблюдением общего темпа

Презентация

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) 2-3 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Группа словесных методов (беседа, опрос)

  • Наш урок подошел к концу, давайте подведем итоги.

Я узнал(а)….

Мне сегодня….

Я хотел(а) бы….

  • Какая цель у нас была на уроке? 

  • Достигли ли мы этой цели?
  •  Запишите домашнее задание: учебник стр.90 № 171. Давайте разберем это упражнение.

Спасибо вам за урок, до свиданья!

- Узнать, все о суффиксе, где он находится, для чего служит, как обозначается.

- Да.

Смотрят упр.171. Задают вопросы, разбирают совместно с учителем.

Р: осуществлять итоговый контроль

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?».

Распознавать части речи на основе усвоенных признаков...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.Задачи урокаДидактические:1. Познаком...

Презентация к уроку русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" 3 класс

Презентация к уроку «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Что такое приставка. Определение приставки в словах. УМК Школа России, 3 класс.

Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Способствовать формированию представления о значении приставки как значимой части слова.2 Сформировать у обучающихся умения образовывать новые слова с...