Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лесных Наталья Александровна1975

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").

Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;

            2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока32.5 КБ
Файл Презентация2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

   Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I.  Организационный момент

III. Актуализация знаний

      - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

      1) Землю согрело, не опоздай с посевом. (Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).

      2) Разлитую воду не соберёшь. (Пролитого не подберешь.)

      - Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.

IV. Самоопределение к деятельности

      - Спишите слова. Выделите в них корень.

      Столик, пенёк, лётчик.

      - Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

      - Объясните лексическое значение каждого слова.

Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.

Пенёк - нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.

Летчик - специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.

      - Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

      - Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

     - Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

- Прочитайте стихотворение.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

- Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

- Прочитайте группы слов.

- Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

- С помощью какой части слова образованы новые слова?

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что такое суффикс?

- Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

       1. Работа по учебнику

       Упр. 166 (с. 90).

       - Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

       - Выполните задания.

       - Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-).)

       - Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? (Русский, конских.)

       - А как называют жителей нашего города (села)?

       - Прочитайте ниже сведения о языке.

       - Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

       - Приведите примеры.

       Упр. 167 (с. 90).

       (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

       2. Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

         (Работа в парах.)

         - Прочитайте слова.

         Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

        - Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)

        - По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.)

       - Что такое приставка? Для чего она служит?

       - Что такое суффикс? Для чего он служит?

       - Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

      - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

      Записать десять слов с суффиксами.

Resource id #5698

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок р усского языка 11 ноября 2013 года 1

Слайд 2

О ди нн а д цатое н о ября. 2 Землю согрело, не опоздай с посевом. 2) Разлитую воду не соберёшь.

Слайд 3

О ди нн а д цатое н о ября. 3 Столик, пенёк, лётчик.

Слайд 4

О ди нн а д цатое н о ября. 4 Тема урока «Что такое су фф икс? Как найти в слове су фф икс?»

Слайд 5

Суффикс – это неизменяемая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слова: б арабан - барабанщик О ди нн а д цатое н о ября. 5

Слайд 6

О ди нн а д цатое н о ября. 6

Слайд 7

О ди нн а д цатое н о ября. 7 Корень мой находится в цене. В очерке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.

Слайд 8

О ди нн а д цатое н о ября. 8 Корень мой находится в цен е. В о черке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрад к е вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.

Слайд 9

О ди нн а д цатое н о ября. 9 Корень — с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс как в слове дневник. Целым же — в космос проник.

Слайд 10

О ди нн а д цатое н о ября. 10 Корень — с дорогой род нится, В с боре приставка таится, Суффикс как в слове днев ник . Целым же — в космос проник.

Слайд 11

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт. О ди нн а д цатое н о ября. 11

Слайд 12

О ди нн а д цатое н о ября. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?».

Распознавать части речи на основе усвоенных признаков...

Урок открытия нового знания по русскому языку "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе  по теме "Корень слова. Однокоренные слова". На уроке решается проектная задача. Дети создают продукт- лэпбук. Работа в разноуро...

Презентация к уроку русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" 3 класс

Презентация к уроку «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания ...