Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.
Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомить обучающихся с понятиями прямое и переносное значение многозначных слов;
2. Формировать умения объяснять переносное значение слов;
3. Закрепить умения находить прямое и переносное значение многозначных слов.
Развивающие:
1. Развивать устную связную речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя;
2. Развивать логическое мышление в ходе определения прямого и переносного значения многозначных слов.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий в тетради;
2. Воспитывать умение общаться в условиях парной работы.
Планируемые результаты
Предметные:
1.Знать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов.
2.Уметь определять прямое и переносное значение многозначных слов.
Личностные:
1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
2. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_pyatnitsa.docx | 57.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 30.09.2022 Школа: ОЦ «Ньютон» г. Челябинска Класс: 2-4 Урок: 3 Время: 14:40-15:20 Кабинет: 104 | Студент: Знайко Екатерина Александровна Группа: 44 Учитель: Потапкина Ольга Викторовна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с понятиями прямое и переносное значение многозначных слов; 2.Формировать умения объяснять переносное значение слов; 3.Закрепить умения находить прямое и переносное значение многозначных слов. | Предметные: 1.Знать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов. 2.Уметь определять прямое и переносное значение многозначных слов. |
Развивающие: 1.Развивать устную связную речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя; 2.Развивать логическое мышление в ходе определения прямого и переносного значения многозначных слов. | Личностные: 1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; 2. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств. |
Воспитательные: 1.Воспитывать аккуратность при выполнении заданий в тетради; 2. 2. Воспитывать умение общаться в условиях парной работы. |
УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 2ч./В.П.Канакина. - М.: Просвещение, 2021.-Ч.1.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф Словесный: Беседа Самоконтроль | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иван Викторович! Присаживайтесь! - Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. (первый раз читает учитель, затем читает класс хором): На уроке не зевай, Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! -Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока? -Тогда начинаем урок! -На ваших столах лежат карта успеха, на протяжении всего урока мы будем с нему обращаться. | 1.приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. - На уроке не нужно отвлекаться, всё нужно запоминать, чтобы знать русский язык | Р: самоопределение к деятельности; К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать информацию в устной форме | Учебная презентация, слайд №1, 2 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: Беседа И Практический: Прописывание буквы Самоконтроль И Практический: Словарная работа Самоконтроль Самоконтроль Ф Словесный: Беседа Наглядный: Демонстрация на слайде | 1.Организует минутку чистописания. -Посмотрите, какую букву мы будем сегодня прописывать? -Из каких элементов состоит буква Ж? -Давайте вспомним, как мы пишем букву Ж в воздухе. -Чем отличается заглавная буква от строчной? -Открываем тетради, сначала прописываем заглавную букву, отступаем 2 клеточки и прописываем строчную букву. -Если у вас получалось аккуратно писать, поставьте напротив Чистописания «+» 2. Проводит словарную работу. -Я сейчас буду зачитывать загадку, а вы тихо, не выкрикивая, записываете отгадку в тетрадь. -Сижу меж травы Красная сладкая. Нагнись и сорви. - Всем она давно знакома – Ждет послушно возле дома, Только выйдешь из ворот – Куда хочешь поведет. - Ручка есть, а не грабли, Землю роет, а не плуг. 3.Организует самопроверку обучающихся, своих работ по эталону с фиксацией результатов -А теперь давайте проверим, правильно ли вы написали? -Если вы справились со словарной работой, и написали без ошибок, поставьте напротив Словарной работы «+» 4. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Посмотрите на слайд. Перед вами картина И.И.Левитана. Прочитайте название картины. - Как вы понимаете название? Разве осень можно сделать из золота? Что может быть из золота? | 1.Выполняют задание. -Букву Ж (заглавную и строчную) -Состоит из 3 элементов: правый полуовал, наклонная линия, левый полуовал Повторяют за учителем, пишем букву в воздухе. -Размером Прописывают заглавную и строчную букву Ж. Отмечают 2.Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы. - Ягода - Дорога - Лопата 3.Проверяют самостоятельную работу по образцу. Сверяют написания слов с доски Отмечают 4.Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал; - Золотая осень - Может быть золотое кольцо часы | П: анализ, сравнение, аналогия. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме. П: подведение под понятие Р: выполнение пробного учебного действия | Учебная презентация, слайд №3,4 Учебная презентация, слайд №5,6 Учебная презентация, слайд №7,8,9,10 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: Беседа Наглядный: Демонстрация на доске | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися -Так поему же картина называется «Золотая осень»? - Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое. Как вы думаете, какое это значение? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? -Какие цели поставим на наш урок? -Узнать … Учиться … 2.Организует построение плана выхода из затруднений. - Чтобы достигнуть поставленной цели, давайте составим план урока. - Наш план будет звучать так: 1.Выполним практическое задание и узнаем, что такое прямое и переносное значение многозначных слов. 2.Будем учиться прямое и переносное значение многозначных слов. 3. Выполним самостоятельную работу 4. Подведём итоги. -Мы с вами сформулировали тему, цели и план урока? Тогда отметьте в карте успеха напротив Выявил причину затруднения «+» | 1.Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении - Переносное -Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? 1.Узнать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов. 2.Учиться определять прямое и переносное значение многозначных слов 2.Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. Расставляют на доске правильный порядок пунктов плана | П: подведение к теме урока; К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; П: постановка и формулирование проблемы. | Учебная презентация, слайд №12 Раздаточный материал |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: Беседа И Практический: Работа с учебником Ф Словесный: Беседа И Словесный: Работа с учебником П Словесный: Беседа Взаимоконтроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности. 2. Организовывает работу обучающихся ; - Откроем учебник на странице 49 и посмотрим на упражнение 62. -Кто прочитает задание? -Что вам нужно сделать в этом упражнении? (Плывут корабли. Плывут облака.) -Как вы думаете, выделенные слова однозначные или многозначные? - Давайте сверим наши предположения с объяснением на с.50 Читаем по цепочке начиная с первого ряда. Вывод: - Какое слово и почему имеет прямое значение, а какое переносное? -Давайте рассмотрим схему, упражнение 63. (рассмотрение, объяснение схемы) -Кто может рассказать, что даёт нам схема? - А теперь выполним задание. Под схемой есть сочетания слов. 1в.- составляет предложение любым сочетанием слов, в которых выделенное слово имеет прямое значение. 2в.- переносное значение. - На это задание вам 5 минут. - Кто хочет выйти с 1 варианта ответить? Прочитайте предложение . - Кто выйдет со второго варианта? -Отметьте в карте успеха напротив Узнал правило «+», если вы поняли, что такое распространенное и нераспространенное предложение, а если не понял «-» | 1.Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. 2. Работают с раздаточным материалом, Читают задание - Сравнить лексическое значение каждого слова - Многозначные, так как они могут использоваться в прямом и Переносном значении Читают правило - Прямое значение указывает на прямое действие предмета, например, двигаться по воде. - Переносное значение «плывут» имеет значение двигаться по небу. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде. - Учиться различать прямое и Переносное значение многозначных слов в заданиях. Наступает утро. Блеснуло солнце. Запели птицы. Отмечают | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий; П: поиск необходимой информации. | Учебная презентация, слайд №13, раздаточный материал Учебная презентация, слайд №14. Учебник, страница 35 |
Физкультминутка (1 мин) | Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья | Ф | -После открытия нового мы немножко устали, так давайте немножко разомнемся. Все встали прямо, подтянулись. Сжимаем и разжимаем кулачки. Пальцы закрыли в замочек, круговые движения. Открыли и закрыли замочек. Теперь обводим глазами восьмерку. Глазами вверх, вниз, вправо, влево. | Выполняют упражнения | Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы. | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: Беседа Практический: Упражнение Взаимоконтроль | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Насколько хорошо вы уяснили материал сейчас узнаем в упражнении 64. -Ваша задача списать в тетрадь предложение под номером 3. К доске прошу выйти одного ученика и записать это предложение. -Какое слово в этом предложении имеет прямое и переносное значение? Объясни, что оно значит в 1 и 2 случаи. -Выдели в этих предложениях подлежащее и сказуемое и напиши над ними часть речи. -Проверяем, поменялись тетрадью с соседом, если всё верно поставьте зелёный круг на полях, одна ошибка – жёлтый. -Молодец! Садись. -В карте успеха напротив Выполнил упражнение, закрепил правило поставьте «+», если все получилось. | 1.Выполняют задания на новый способ действий проговариванием алгоритма решения вслух. Горят в печи дрова. С холоду щеки горят. - в 1 случае прямое значение указывает на прямое действие предмета, во 2 случае переносное значение «горят» имеет значение становятся ярко-красного цвета из-за мороза. Отмечают | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; П: построение логической цепи рассуждений, доказательств. | Учебник, страница 35 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практический: Упражнение на карточках Взаимоконтроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. -Найдите на своих столах карточку №2. Прочитайте задание. Всем понятно задание? 2.Организовывает взаимопроверку обучающимися своих решений по эталону. -Обменяйтесь с соседом по парте, и сверьте ответы с доской. Золотое кольцо - золотое сердце - золотая голова - золотое время – золотой работник- - Поднимите руку те, у кого ни одной ошибки. Затем те, у кого 1 ошибка - Какое словосочетание лишнее? Почему? - Отметьте в карте успеха на против выполнил самостоятельную работу «+», если не было ошибок. | 1.Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал. Выполняют задание. 2. Анализируют выполненное задание, осуществляют взаимопроверку. - прямое значение - доброе - умная - хорошее - умелый - золотое кольцо прямое значение, а остальные переносное Отмечают | Р: Контроль. | Раздаточный материал Учебная презентация, слайд №14 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | П Практический: Упражнение Взаимоконтроль Ф Словесный: беседа | 1.Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации. Организует работу в парах. - А теперь задание на карточках №3, вы будете выполнять его в парах. -Кто скажет, как мы должны работать в парах? -Молодцы! Задание: Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении. Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении. В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток. – Какая пара уже готова, хочет проговорить ответ? –У кого также получилось? У кого есть ошибки? – Молодцы! Присаживайтесь. - Итак, давайте подведём итог: -Что такое прямое значение слова? А что такое переносное значение слова? - Вашим домашним заданием будет РТ, с.18, упражнение 35,36. | 1.Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Работают в парах В прямом значении: облако пара, золотое кольцо, горит огонь В переносном значении: Щёки на морозе горят. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Зачитывают свои предложения. 2.Записывает домашнее задание в дневник. | П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. | Учебник, страница 36 Учебная презентация, слайд №15, Рабочая тетрадь, дневник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: Беседа Самоконтроль | 1.Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Какая была тема нашего занятия? - Какие мы цели себе поставили? -Достигли мы целей? -Все пункты плана мы выполнили? - Объясните мне, что такое переносные слова? - А прямое? 2.Создает ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Посчитайте сколько у вас «+». - Встаньте те, у кого все 6 плюсов Поднимите руку у кого 4-5 плюсов Поднимите руку у кого 2-3 плюса | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема: что такое прямое и переносное значение многозначных слов? 1.Узнать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов. 2.Учиться определять прямое и переносное значение многозначных слов -Да -Да - Переносное значение – как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому- либо сходству - Прямое значение – указывает на предмет (признак, действие) 2.Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. Объясняют почему и где были трудности | П: Рефлексия способов и условий действия; Л: Самооценка; К: Планирование учебного сотрудничества. | Учебная презентация, слайд №16 |
Карточка №1 Карта успеха | |
Задания: | +/- |
Чистописание | |
Словарная работа | |
Выявил причину затруднения | |
Узнал правило | |
Выполнил упражнение | |
Выполнил самостоятельную работу |
Карточка №2 | Карточка №2 |
Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. | Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. |
Золотое кольцо – | Золотое кольцо – |
Золотое сердце – | Золотое сердце – |
Золотая голова – | Золотая голова – |
Золотое время – | Золотое время – |
Золотой работник – | Золотой работник – |
Карточка №3
- Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.
Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь
- Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.
В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.
Карточка №1 Карта успеха | Карточка №1 Карта успеха | ||
Задания: | +/- | Задания: | +/- |
Чистописание | Чистописание | ||
Словарная работа | Словарная работа | ||
Выявил причину затруднения | Выявил причину затруднения | ||
Узнал правило | Узнал правило | ||
Выполнил упражнение | Выполнил упражнение | ||
Выполнил самостоятельную работу | Выполнил самостоятельную работу |
Карточка №1 Карта успеха | Карточка №1 Карта успеха | ||
Задания: | +/- | Задания: | +/- |
Чистописание | Чистописание | ||
Словарная работа | Словарная работа | ||
Выявил причину затруднения | Выявил причину затруднения | ||
Узнал правило | Узнал правило | ||
Выполнил упражнение | Выполнил упражнение | ||
Выполнил самостоятельную работу | Выполнил самостоятельную работу |
Карточка №1 Карта успеха | Карточка №1 Карта успеха | ||||
Задания: | +/- | Задания: | +/- | ||
Чистописание | Чистописание | ||||
Словарная работа | Словарная работа | ||||
Выявил причину затруднения | Выявил причину затруднения | ||||
Узнал правило | Узнал правило | ||||
Выполнил упражнение | Выполнил упражнение | ||||
Выполнил самостоятельную работу | Выполнил самостоятельную работу | ||||
Карточка №2 | Карточка №2 | ||||
Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. | Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. | ||||
Золотое кольцо – | Золотое кольцо – | ||||
Золотое сердце – | Золотое сердце – | ||||
Золотая голова – | Золотая голова – | ||||
Золотое время – | Золотое время – | ||||
Золотой работник – | Золотой работник – | ||||
Карточка №2 | Карточка №2 | ||||
Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. | Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. | ||||
Золотое кольцо – | Золотое кольцо – | ||||
Золотое сердце – | Золотое сердце – | ||||
Золотая голова – | Золотая голова – | ||||
Золотое время – | Золотое время – | ||||
Золотой работник – | Золотой работник – | ||||
Карточка №2 | Карточка №2 | ||||
Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. | Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово. | ||||
Золотое кольцо – | Золотое кольцо – | ||||
Золотое сердце – | Золотое сердце – | ||||
Золотая голова – | Золотая голова – | ||||
Золотое время – | Золотое время – | ||||
Золотой работник – | Золотой работник – |
Карточка №3
Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь
В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток. |
Карточка №3
Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь
В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток. |
Карточка №3
Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь
В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 3класс "Прямое и переносное значение глаголов"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их. На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...
Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?...
Технологическая карта урока русского языка "Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением, умения обозначать суффиксы на письме.Задачи урока Дидактические: 1)...
Технологическая карта урока технологии «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?»(УМК "Школа России" 2 класс)
Цель деятельности учителя: формировать у обучающихся знакомство с технологией изготовления подставки, требующая наклеивание ткани на картонную основу; знакомство с различными видами нат...