Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ницуляк Кристина Витальевна

Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Обобщить знания о частях слова.

2. Учить находить и использовать окончание в словах.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к языку, речевой культуре.

2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        25.10.2022                                                                                                ФИО учителя Саитбаталова Светлана Владимировна

Школа: МОУ «Кичигинская средняя общеобразовательная школа имени

В.П.Кибальника»                                                                                        ФИ студента Ницуляк Кристина Витальевна

Класс: 3                                                                                                ФИО методиста Ткаченко Екатерина Александровна

Кабинет: 3

КОНСПЕКТ УРОКА Русского языка

Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»

Цели деятельности учителя: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах. 

Планируемые результаты

Предметные:

1.Умение называть и определять части слова (корень, окончание);

2. Умение находить окончания в словах;

3. Умение грамотно писать.

Личностные:

1. Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

2. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: Учебник УМК «Школа России» 3 класс; учебная презентация; раздаточный материал. 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

Делу – время, потехе - час.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы?

-Кто готов заниматься делом?

-Молодцы! Мы начинаем урок!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места.

Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.

На уроке надо заниматься делом.


К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им 

II. Актуализация знаний и мотивация

5 мин

- С чего начнём работу на уроке?

- Начнём с орфографической разминки.

Отгадайте слово по загадке.

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая ....

- Осина– дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России.

Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари.

- Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму.

- В какой части слова находится орфограмма?

- А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать?

- Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина.

- Выделим корень.

- Почему эти слова однокоренные?

- А что такое корень и как его найти?

-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.

С повторения необходимых знаний

Осина

Записывают слово, ставят ударение.

В корне

Однокоренные слова

Осинка

Осинник

Подосиновик

Осиновый

 Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.


К: Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Р:Настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

4 мин

- Посмотрите на доску.

Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении?

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

- Какое получим предложение?

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой?

Предлог

Обсуждение в парах

Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Меня увидели бурые медвежата.

Окончание

Нет

Что такое окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

IV. Открытие нового знания

7 мин

-Ребята, начнем работать над упражнением. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

Одно

Дерево

Окончание

Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним

Изменить окончанием

Составляют алгоритм

Работа с правилом

Предположения детей

П: Использовать новую информацию для решения учебных заданий;

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р: Планировать своё действие в группе; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


V.Первичное закрепление во внешней речи

7 мин

Динамическая пауза

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами

П: Использовать новую информацию для выполнения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р: Планировать своё действие; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

7 мин

-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2.Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

диван - _____________________________

собака - _____________________________

чёрное - _____________________________

первая - _____________________________

лестница - _____________________________

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2.Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

стакан - _____________________________

дедушка - _____________________________

большая - _____________________________

четвёртое - _____________________________

мечтал - _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

Самостоятельная работать

Самопроверка

П: Осуществлять поиск информации в тексте;

К: Строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Р: Самостоятельно контролировать время при выполнении задания; осуществлять анализ учебного материала.


VII. Включение в систему знаний

3 мин

-Подведем итоги.

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

Отвечают на вопросы

П: Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

К: Строить монологическое высказывание;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2 мин

-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы.

-Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы

К: Умение анализировать результаты своего труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий

Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;            2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...

Конспект урока русского языка "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" , УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...

Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс) УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс)...