Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Обобщить знания о частях слова.
2. Учить находить и использовать окончание в словах.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к языку, речевой культуре.
2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структура урока «Открытие нового знания»
Дата: 25.10.2022 ФИО учителя Саитбаталова Светлана Владимировна
Школа: МОУ «Кичигинская средняя общеобразовательная школа имени
В.П.Кибальника» ФИ студента Ницуляк Кристина Витальевна
Класс: 3 ФИО методиста Ткаченко Екатерина Александровна
Кабинет: 3
КОНСПЕКТ УРОКА Русского языка
Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»
Цели деятельности учителя: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.
Планируемые результаты
Предметные:
1.Умение называть и определять части слова (корень, окончание);
2. Умение находить окончания в словах;
3. Умение грамотно писать.
Личностные:
1. Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
2. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: Учебник УМК «Школа России» 3 класс; учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 2 мин | -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал Делу – время, потехе - час. - Как вы понимаете эту пословицу? - Почему мы начинаем урок с этой пословицы? -Кто готов заниматься делом? -Молодцы! Мы начинаем урок! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места. Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений. На уроке надо заниматься делом. | К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
II. Актуализация знаний и мотивация | 5 мин | - С чего начнём работу на уроке? - Начнём с орфографической разминки. Отгадайте слово по загадке. Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая .... - Осина– дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России. Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари. - Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму. - В какой части слова находится орфограмма? - А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать? - Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина. - Выделим корень. - Почему эти слова однокоренные? - А что такое корень и как его найти? -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. | С повторения необходимых знаний Осина Записывают слово, ставят ударение. В корне Однокоренные слова Осинка Осинник Подосиновик Осиновый Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. | К: Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Р:Настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи | 4 мин | - Посмотрите на доску. Меня увидел бурый медвежата. - Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? - Какая часть речи служит для связи слов в предложении? - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? - Какое получим предложение? - Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? -Какую цель поставим перед собой? | Предлог Обсуждение в парах Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Меня увидели бурые медвежата. Окончание Нет Что такое окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. | П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Р: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; |
IV. Открытие нового знания | 7 мин | -Ребята, начнем работать над упражнением. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. | Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Изменить окончанием Составляют алгоритм Работа с правилом Предположения детей | П: Использовать новую информацию для решения учебных заданий; К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Р: Планировать своё действие в группе; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 7 мин | Динамическая пауза -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. | Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами | П: Использовать новую информацию для выполнения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Р: Планировать своё действие; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 7 мин | -Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2.Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _____________________________ собака - _____________________________ чёрное - _____________________________ первая - _____________________________ лестница - _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2.Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____________________________ дедушка - _____________________________ большая - _____________________________ четвёртое - _____________________________ мечтал - _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? | Самостоятельная работать Самопроверка | П: Осуществлять поиск информации в тексте; К: Строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Р: Самостоятельно контролировать время при выполнении задания; осуществлять анализ учебного материала. |
VII. Включение в систему знаний | 3 мин | -Подведем итоги. Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? | Отвечают на вопросы | П: Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. К: Строить монологическое высказывание; |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2 мин | -Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы. -Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы | К: Умение анализировать результаты своего труда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"
Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....
Урок ОНЗ "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК Школа России)
Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО...
Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий
Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; 2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...
Конспект урока русского языка "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" , УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...
Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс) УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс)...