Технологическая карта урока русского языка по теме «Письмо строчной письменной буквы «б»»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «б» и её элементов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать понятие о каллиграфически правильном написании строчной буквы «б» и её элементов. 2. Формировать умение составлять и анализировать звуковую модель слова. | Предметные: 1. Уметь писать аккуратным разборчивым почерком без искажений строчную букву «б», соединения букв, слова. 2. Уметь правильно списывать слова и предложения. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими ответами. 2. Развивать устную диалогическую речь. | Личностные: 1. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. 2. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТКУ | 680.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Дата: 05.04.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск» Класс: 1-8 Урок: 4 | Студент: Залога Виктория Леонидовна Группа: 43 Учитель: Лещёва Ирина Геннадьевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 10:50-11:30 | Кабинет: 212 |
Тема урока: «Письмо строчной письменной буквы «б»»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «б» и её элементов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать понятие о каллиграфически правильном написании строчной буквы «б» и её элементов. 2. Формировать умение составлять и анализировать звуковую модель слова. | Предметные: 1. Уметь писать аккуратным разборчивым почерком без искажений строчную букву «б», соединения букв, слова. 2. Уметь правильно списывать слова и предложения. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими ответами. 2. Развивать устную диалогическую речь. | Личностные: 1. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. 2. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями. |
УМК: «Школа России», учебник (В. А. Илюхина): «Чудо пропись» 1 класс, 2 часть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок обучения письму. - Сядьте те, кто готов сегодня на уроке готов хорошо поработать, проявить трудолюбие, внимательность и находчивость. Устанавливает эмоциональный контакт. - Перед началом урока я прошу вас повернуться к своему соседу по парте. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. - Молодцы! Давайте начнем наш урок! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | |
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: беседа П: вопросы на актуализацию Ф: индивидуальная М: языковой анализ П: составление звуковой схемы Ф: фронтальная беседа П: подведение к теме Внешний контроль | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - С какими звуками вы работали на уроке обучения грамоте? - Назовите характеристики этих звуков, какие они? - Верно! Какой буквой обозначаются эти звуки? - Посмотрите на экран. Что это? - Кто знает, что такое бубен? - Давайте произнесём слово хором. На счет 3-4. - Давайте составим предложения с этим словом. Посмотрите, какое предложение получилось у меня: Мальчик стучит в бубен. - Давайте составим звуковую схему этого слова. Откройте ваши прописи на с. 22. - Разделим слово бубен на слоги. Посчитаем их хлопками на счет 3-4. - Сколько их получилось? - Назовите ударный слог. - Закрасьте, пожалуйста звуковую схему. Какими цветами пользуемся при составлении схем? - Сверьте свои ответы с эталоном на слайде. Кто может объяснить свой выбор? - Отлично! Можете ли вы написать новое слово письменными буквами с правильным соединением? | Актуализируют знания по прошедшему уроку. - Мы работали со звуками [б], [б‘]. - [б] – согл., тв., зв. - [б‘] - согл., мяг., зв. - Буквой «Б, б». - Бубен. - Бубен – это ударный музыкальный инструмент в виде круглой рамы. Произносят слово хором. - Бу-бен. - 2. - Бу. - Красным – для гласных звуков, синим – для твёрдых согласных звуков и зелёным – для мягких согласных звуков. - Нет. | КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий. ПУУД: сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. ПУУД: проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу | Проектор с презентацией, прописи с. 22 |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Как вы думаете, с какой буквой мы будем работать сегодня на уроке письма? - Правильно, с буквой «б». - Попробуем сформулировать тему урока. О чем мы сегодня с вами поговорим? - Правильно, сегодня у нас на уроке тема «Письмо строчной письменной буквы «б». - А почему эту букву называют именно «строчной»? Как вы думаете? - Так чему же мы с вами сегодня будем учиться? Сформулируйте цель на наш урок. - Да, всё верно, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву «б». - Для того чтобы наш урок прошел продуктивно, нам нужен план на наш урок. Посмотрите на экран, восстановите правильную последовательность плана: 1. Выполним самостоятельную работу. 2. Подведём итоги. 3. Узнаем, из каких элементов состоит строчная буква «б». 4. Научимся писать строчную букву «б». - Вы правы! Теперь мы точно готовы к работе. - Посмотрите на листы, которые лежат перед вами. Это листы самооценивания. Они и цветные карандаши красного, желтого и зелёного цвета помогут оценивать вам свою работу в течение урока. | Предполагают тему, цели и план урока. - С строчной буквой «б». - Тема: «Письмо строчной письменной буквы «б»». - Потому что она маленькая и пишется в рабочей строке, выше и ниже строки она не выходит. - Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву «б». 1. Узнаем, из каких элементов состоит строчная буква «б». 2. Научимся писать строчную букву «б». 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Подведём итоги. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; КУУД: признавать возможность существования разных точек зрения; РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Проектор с презентацией, прописи с. 22 |
Учитель проводит пальчиковую гимнастику Обучающиеся представляют, что в одной из их рук находится бубен, в который нужно постучать 1, 2, 3, 4 и 5 пальчиками одновременно. После руки меняются и всё повторяется. | ||||||
"Открытие" детьми нового знания (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: демонстрация П: поэлементный анализ буквы Внешний контроль Ф М: демонстрация П: показ письма буквы Ф: фронтальная М: объяснение П: письмо в воздухе с тактированием Ф: фронтальная М: объяснение П: инструктаж Внешний контроль Ф: индивидуальная М: имитативный П: письмо буквы Самоконтроль | Организует комментированное письмо и письмо «в воздухе». - Давайте сравним: чем отличается печатная буква «б» от письменной? - Рассмотрим, из каких элементов состоит строчная буква «б». - Отлично! Вы правы. Повторим ещё раз хором все элементы строчной буквы «б». - Ребята, а на какую букву похож нижний элемент строчной буквы «б»? Молодцы! - А что еще у нас появляется в букве «б»? - Сейчас я вам покажу, как нужно правильно писать строчную букву «б». Внимательно посмотрите. Комментированное письмо на доске Письмо в воздухе. - Давайте потренируемся в воздухе в написании нашей буквы. Возьмите карандаш в руку. Не забываем, как нужно правильно держать пишущий предмет в руке. А теперь поднимите руку так, как это сделала я. - Попробуем вместе под счёт прописать букву «б» воздухе: и-раз, и-два. - Теперь я считаю, а вы прописываете в воздухе. Повторяют правила перед началом работы в прописях. - Давайте повторим: как нужно правильно сидеть за партой? - Проверьте, чтобы расстояние от вашего корпуса до парты было равно кулаку. Рука, которой вы пишите должна лежать на парте, а не висеть. - Кто мне скажет, как правильно располагать тетрадь? - Покажите, как правильно нужно держать ручку. Учитель ходит и проверяет. - Ручку сжимать не надо, необходимо только удерживать ее между большим и средним пальцами. - Посмотрите на страницу в прописи. У нас есть рабочая строка и наклонная строка. Когда мы будем писать букву «б», она должна соответствовать наклонной линии и писаться строго в отведенной рабочей строке. - А какое расстояние у нас будет между буквами? - Вспомним, из каких элементов состоит буква «б»? - Прописывать букву «б» будем всю строку. Пишите аккуратно. Поставьте руку на локоток, если вы закончите писать первый ряд. - Подчеркните, пожалуйста, букву, которая больше всего похожа на образец. - Зарисуйте, пожалуйста, рядом со строчкой красный минус – если не получилось написать букву; жёлтую галочку – если вы старались, но были ошибки в написании элементов и зелёный плюс – если все элементы прописаны верно. - Какой пункт нашего плана нам удалось выполнить? - Оцените себя в листах самооценивания. Закрасьте бубен зеленым, если у вас все получилось, если были затруднения, то не закрашивайте. | Выполняют упражнение «письмо в воздухе». - У печатной буквы верхняя часть находится слева, а у строчной справа. Строчная буква более вытянутая - Состоит из 6 элементов: бугорок, наклонная линия, качалочка, секрет, крючковая линия. - На букву «о». - Гнездышко. Смотрят. Повторяют движения за учителем и проговаривают. Повторяют правила перед началом работы в прописях. - Плечи опущены, спина ровная. - Левша – левый угол вверх, правша – правый. Показывают, как держать ручку. - Равное. - бугорок, наклонная линия, качалочка, секрет, крючковая линия. Работают в прописях. Оценивают себя. - Узнаем, из каких элементов состоит строчная буква «б». | РУУД: устанавливать причины возникших ошибок и трудностей. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику. ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом; анализировать предложенную информацию в соответствии с учебной задачей. КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; ПУУД: сравнивать различные языковые единицы. | Проектор с презентацией анимация Проектор с презентацией, прописи с.22 Прописи с. 22 Проектор с презентацией |
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф: индивидуальная М: репродуктивный П: Самоконтроль Ф: индивидуальная М: репродуктивный П: письмо буквосочетаний, слогов Взаимоконтроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Посмотрите на следующую строчку. Что вы видите? - Давайте их прочитаем. - Какое соединение используются при написании буквы «б»? - Посмотрите образец, как нужно правильно соединять. Учитель показывает правильные соединения на доске. - По сколько слогов нужно написать, чтобы между ними было равное расстояние? - Начинайте прописывать. - Итак, сейчас обменяйтесь прописями с соседом по парте, возьмите в руки карандаш и подчеркните самый аккуратный слог. Буквы в слоге должны быть аккуратно написаны, под наклоном и не выходить за рамки рабочей строки. - Покажите зелёный карандаш, если написанные слоги соседа соответствуют следующим критериям: 1) правильность написания соединений; 2) есть наклон; 3) аккуратность. - Обменяйтесь прописями обратно. - Посмотрите на слова ниже. Прочитайте. - Пропишите слова. Поставьте ударение. - Какой пункт плана мы выполнили? - Оцените себя в листах самооценивания. Закрасьте бубен зеленым, если у вас все получилось, если были затруднения, то не закрашивайте. | Первично закрепляют полученные знания. - Слоги. - Верхнее, нижнее, среднее. - По одному. Меняются работами в парах. - Нижним. Показывают карандаш. - Барабан, бобр. Работают в прописях. - Научимся писать строчную букву «б». Оценивают себя. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. РУУД: уметь осуществлять действие по образцу; уметь сохранять заданную цель. ПУУД: выбирать источник получения информации; ПУУД: анализировать информацию в соответствии с учебной задачей. | Прописи с. 22 |
Учитель организует динамическую паузу. Дети складывают руки в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачивают «замок»: - На двери висит замок. - Кто его открыть бы мог? - Постучали. На этом слове ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы. - Покрутили. Не расцепляя пальцы, одну руку тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя их. - Потянули. Тянут ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. - И открыли! Резко отпуская руки, разводят их широко в стороны. | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: индивидуальная репродуктивный П: списывание слов Самоконтроль | Настраивает на выполнение самостоятельной работы. Рассказывает инструкцию к самостоятельной работе. - Посмотрите на следующую строчку. Прочитайте слова. - Посмотрите на экран и определите, какое животное подходит к картинке. - Обратим внимание на соединения в словах. Как буква «б» соединена с буквами в этих словах? - Сейчас вы в течение 2 минут должны будете записать эти слова. - Поставьте руку на локоток, если вы готовы. - Проверьте написание своих слов по критериям: 1) правильность написания соединений; 2) есть наклон; 3) аккуратность. - Поставьте + рядом с написанными словами, если все критерии соблюдены и -, если хотя бы один не соответствует. - Верните прописи обратно. - Поднимите руку, кто поставил себе +/-. - Все молодцы. Те, у кого что-то не получилось – не расстраивайтесь, у вас получится это в следующий раз. - Какой пункт плана мы выполнили? - Оцените себя в листах самооценивания. Закрасьте ноту зеленым, если у вас все получилось, если были затруднения, то не закрашивайте. | Выполняют самостоятельную работу. - Зебра, кобра, барсук, бабочка. - верхним соединением. Выполняют взаимопроверку. Рисуют себе тот или иной значок-отметку. - Выполним самостоятельную работу. Оценивают себя. | РУУД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; корректировать свои учебные действия. КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей ПУУД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; РУУД: оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов. | Проектор с презентацией Прописи с.22 |
Включение в систему знаний, повторение (4 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | П М: эвристический П: анаграммы М: Языковой анализ П: Звуковая схема Ф: фронтальная М: работа с книгой П: анализ пословиц Ф: фронтальная М: имитативный П: письмо слов | Подводит к выполнению последующей работы. - Посмотрите, у нас есть интересное задание. - Как вы думаете, что нам нужно будет сделать? - Да, всё верно. Давайте прочитаем слово. На какой слог падает ударение? - Прочитаем вопрос, который нам поможет в образовании нового слова. - Что ещё нам поможет в образовании нового слова? - Сколько слогов показано в схеме? Какие эти слоги? Какой ударный? - Эту работу вы будете выполнять в паре. Вспомним правила работы в парах. - Вам нужно решить, какое новое слово мы можем получить из данного, затем записать его и раскрасить схему - Записывайте красиво и аккуратно. Не забывайте про правильную осанку. У вас есть 3 минуты. - Давайте проверим, какое слово у вас получилось. - Отлично, молодцы! - Посмотрите на следующую строчку. Что вы видите? - Давайте прочитаем его. Кто знает, что это за предложение? - Это посло́вица —законченное предложение, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. - О чём нам говорит эта пословица? Чему учит? - Теперь давайте прочитаем предложение хором по слогам. - Сколько слов в предложении? Прочитайте ещё раз. - Почему начало предложений написаны с заглавных букв? - В каком слове мы можем ошибиться при написании этого предложения? - Давайте запишем это предложение прописными буквами по пунктирным линиям. - Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы записали предложения. - Посмотрите на доску. Какой пункт плана мы с вами выполнили? - Оцените себя в листах самооценивания. Закрасьте бубен зеленым, если у вас все получилось, если были затруднения, то не закрашивайте. - Верно! | - Составить новое слово - Рыба - Первый - Что делал? - Схема - 3 слога, 2 слога слияния + слог слияния и буква, 2 слог ударный - Рыбачил. - Предложение. - Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Ответы обучающихся. - 9. Работают с предложением. Научимся писать строчную букву «б». Оценивают себя. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. ПУУД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. РУУД: оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов. КУУД: готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы | Прописи с.22 Проектор с презентацией Прописи с.22 |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Самоконтроль Внешний контроль | Организует самооценивание всех обучающихся. - Проанализируйте план нашего урока. Какой пункт нам осталось выполнить? - Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались. - Каким соединением буква «б» может соединяться с другими буквами? - Теперь давайте вспомним, как называлась тема сегодняшнего урока. - Оцените себя в последнем пункте в листах самооценивания. Закрасьте бубен зеленым, если у вас все получилось, если были затруднения, то не закрашивайте. - Поднимите руку те, у кого все бубны закрашены зеленым. У кого 3 закрашены, у кого 2? У кого ничего не закрашено? - Какую цель мы поставили на урок? - Поднимите правую руку те, кто считает, что мы смогли достичь цели нашего урока. - А если вы считаете, что продуктивно поработали на уроке, дайте своему соседу «пять». - Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Отвечают на вопросы. - Подвести итоги. - Учились писать строчную букву «б». - Нижним, верхним, средним соединениями. Поднимают руки. - Тема: «Письмо строчной письменной буквы «б»». Оценивают себя. - Цель: научиться писать строчную букву «б». | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику. РУУД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей. | Проектор с презентацией |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ жЖ" 1 класс
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ ж Ж" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс «Письмо строчной и заглавной букв З, з»
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «Письмо строчной и заглавной букв З, з»...
Технологическая карта урока русский язык по теме "Письмо слов и предложений с буквой Р (р)"
Закрепление. Второй урок....
Технологическая карта урока русского языка «Написание заглавной и строчной буквы «Ж, ж» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Цель урока: формирование представления об элементах и алгоритме написания новой буквы, умения писать заглавную и строчную букву Ж, ж.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: как пишется заглавная и...
Технологическая карта урока русского языка по теме Звуки Г, г. Буква Г, г.
Тема урока: Звуки Г, г. Буква Г, г.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой...
Технологческая карта урока русского языка на тему: "Написание строчной буквы «И»" 1 класс УМК:"Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной и строчной буквы «И» и её элементов.Задачи урокаПл...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Звук [к], [к’]. Буква «К, к»»
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений у обучающихся о согласных звуках [к], [к’] и буквах К, к.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1....