Русская народная сказка «Емеля». Знакомство с буквой Е и звуком [э]. Обозначение звуков [й ’э]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Русский язык, 1 класс
Урок № 14.
Тема: Русская народная сказка «Емеля». Знакомство с буквой Е и звуком [э]. Обозначение звуков [й ’э]
КЭС: Обозначение буквой Е звука [э]. Смягчение предшествующего согласного. Определение специфики буквенного обозначения Е двух звуков [й ’э].
Позиции обозначения двух звуков одной буквой (начало слова, между гласными)
Цель сегодняшнего урока – изучить букву Е, е и звуки, которые она обозначает: [э] [й‘э]
Задачи:
1. Научиться определять, когда буква Е обозначает один звук, а когда два.
2. Познакомиться с буквами Е, е и научиться их писать.
3. Научиться составлять предложения и небольшие тексты.
4. Познакомиться с пословицами о труде.
Результаты:
Научимся определять, когда буква Е обозначает один звук, а когда два.
Узнаем новые пословицы
Составим предложения и небольшие тексты.
Вспомним русскую народную сказу про Емелю
Тезаурус:
Буква Е, е – 6-ая буква русского алфавита.
Буква Е, е может обозначать один или два звука:
В начале слова или после гласного буква Е, е обозначает два звука: [й‘э].
После согласного буква Е, е обозначает звук [э], а согласный перед ней становится мягким.
Антонимы – слова, противоположные по значению.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Русский язык, 1 класс

Урок № 14.

Тема: Русская народная сказка «Емеля»Знакомство с буквой Е и звуком [э]. Обозначение звуков [й ’э]

КЭС: Обозначение буквой Е звука [э]. Смягчение предшествующего согласного. Определение специфики буквенного обозначения Е двух звуков [й ’э].

Позиции обозначения двух звуков одной буквой (начало слова, между гласными)

Цель сегодняшнего урока – изучить букву Е, е и звуки, которые она обозначает: [э] [й‘э]

Задачи:

  1. Научиться определять, когда буква Е обозначает один звук, а когда два.
  2. Познакомиться с буквами Е, е и научиться их писать.
  3. Научиться составлять предложения и небольшие тексты.
  4. Познакомиться с пословицами о труде.

Результаты:

  • Научимся определять, когда буква Е обозначает один звук, а когда два.
  • Узнаем новые пословицы
  • Составим предложения и небольшие тексты.
  • Вспомним русскую народную сказу про Емелю

Тезаурус:

Буква Е, е – 6-ая буква русского алфавита.

Буква Е, е может обозначать один или два звука:

В начале слова или после гласного буква Е, е обозначает два звука: [й‘э].

После согласного буква Е, е обозначает звук [э], а согласный перед ней становится мягким.

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Список литературы:

Обязательная литература

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С.
  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 111 с. С.

Дополнительная литература

  • Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С.
  • Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С.
  • Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С.

Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрите картинку.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/dc37cc0b-14a1-41df-a324-7e38176e6a2a.png

Что это за сказка?

Как зовут главного героя?

Произнесите слово Емеля. Сколько в нем слогов?

В слове Емеля три слога. Сколько звуков в первом слоге? Два.

Буква «Е» очень хитрая: в начале слова и после гласной она обозначает два звука: [й'] и [э]. А когда стоит после согласного, смягчает его и обозначает только звук [э]

Например, в слове «еда» буква «е» стоит в начале слова и обозначает два звука - [й’э], а в слове «лес» -один [э], зато буква «Л» обозначает мягкий [л‘].

Еда

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/f11d7d09-5244-43ea-a11d-c623bf86229d.png

Лес

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/97e99bd7-2931-4b54-81d2-bfeb26085bf1.png

Задание 1.

Прочитайте пословицы:

Едет Емеля, ждать его неделю.

Сладкая еда не приходит лёжа.

Работать – мальчишка, а есть – молодец.

К работе «ох!», а ест за трёх.

Когда так говорят?

Задание 2.

Рассмотрите картинку. Составьте рассказ о лесе. Запишите в тетрадь схемы предложений. Помните, что предложения должны быть связаны друг с другом.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/c8f51763-ab3f-4a15-afe4-f2f4e8c26221.jpeg

Задание 3.

Найдите все буквы Е,е в пословицах. Если Е,е обозначает один звук – выделите красным, а если два – серым.

Едет Емеля, ждать его неделю.

Сладкая еда не приходит лёжа.

Работать – мальчишка, а есть – молодец.

К работе «ох!», а ест за трёх.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Задание 4.

Раскрасьте звуковые схемы слов. Помните, что красным обозначаются гласные звуки, синим – согласные твердые, а зелёным – согласные мягкие.

Еда https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/08228a5e-ed7c-401b-8e78-0ca30c0101d0.png

Енот https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/bba28bde-9719-4f76-a379-26d0c7497a2f.png

Река https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/5930600a-2f9c-4ea8-9d3f-08add804fc2c.png

Лес https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/a50a9877-8405-4760-b03d-670da5334a0f.png

Задание 5.

Распределите растения по разным группам. В первую – растения, в названии которых буква Е обозначает два звука [й'э], а во вторую – один звук [э].

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/0fef4cc2-5a49-4e87-a49f-e15a9014c284.jpeg

ЧЕРЁМУХА

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/ee7cf4a1-fe46-4f94-9f9e-c1bbafff62fd.jpeg

ЕЛЬ

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/b97d0f6a-8ff5-45da-970a-6b05a0b0bf47.jpeg

БЕРЁЗА

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/05d33963-7d3f-48a5-8d7b-e02724e4c525.jpeg

ОБЛЕПИХА

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/68a5d1ff-cf88-4548-a46e-c5391559195d.jpeg

ЕЖЕВИКА

[й'э]

[э]

Задание 6.

Посчитайте, сколько слогов в словах:

Ель ___

Ежевика ___

Белка ___

Черёмуха ___

Задание 7.

Соедините слова, противоположные по смыслу:

Старые, низкие, толстые, новые, тонкие, высокие, тонкие, быстрые, грустные, медленные, правые, веселые, левые.

Задание 8.

Подберите прилагательные к словам:

Волк _____________________________

Белка _____________________________

Сапог _____________________________

Клоун _____________________________

Бабушка _____________________________

Черёмуха _____________________________

Прилагательные: добрая, резвая, левый, серый, душистая, весёлый.

Задание 9.

Выберите правильную характеристику буквы Е,е

А) обозначает звук [е]

Б) обозначает два звука [й‘э] после согласной

В) может обозначать звуки [й‘э] или [э]

Г) обозначает глухой согласный звук

Задание 10. В прописи потренируйтесь писать буквы Е,е.

ОТВЕТЫ:

Задание 3

Едет Емеля, ждать его неделю.

Сладкая еда не приходит лёжа.

Работать – мальчишка, а есть – молодец.

К работе «ох!», а ест за трёх.

Задание 4.

да

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/3c5db33c-71bb-4213-b1ba-7160bf93abc8.png

Енот

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/06eabc29-58bf-4c83-b84f-4bb14d60ae61.png

Река

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/b8eef73a-e82e-4316-861e-645636bf5f17.png

Лес

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6381/20190605143523/OEBPS/objects/c_russ_1_14_1/6c3c9839-6664-42cd-8a55-7fa411168f94.png

Задание 5.

Ель, ежевика – [й'э]

Черёмуха, берёза, облепиха – [э]

Задание 6.

Ель - 1

Ежевика - 4

Белка - 2

Черемуха - 4

Задание 7.

Старые – новые, высокие – низкие, толстые – тонкие, быстрые медленные, веселые – грустные, левые - правые

Задание 8.

Серый волк, резвая белка, левый сапог, добрая бабушка, весёлый клоун, душистая черёмуха.

Задание 9. В

Источник: Источник: Русский язык. Российская электронная библиотека https://resh.edu.ru/subject/lesson/6381/conspect/179452/

Автор: Пушпышева Елена Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)

Буква е в начале слова (обозначение звуков      [й’ ] и  [э ]урок №45 по программе «Начальная школа XXI века»,  Грамота, 1 класс)...

Конспект урока обучение грамоте "Звук [й, э]. Буква Е е. Русская народная сказка"

Вашему вниманию, я представляю разработку урока обучение грамоте "Звук [й, э]. Буква Е е. Русская народная сказка". УМК Школа России...

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...