Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Текст - описание", УМК («Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2 кл., 2 ч.).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чебан Дарья Александровна

 Тема урока: «Текст - описание»

 Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о тексте-описании и его признаках.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с признаками текста-описания.

2. Научить отличать текст-описание от других текстов.

Предметные:

1. Знать признаки текста-описания.

2.  Уметь отличать текст-описание от других типов текста.

 

Развивающие:

1. Развивать речь посредством формулирования полных ответов на вопросы.

2. Развивать устную речь учащихся с помощью ответов на вопросы.

Личностные:

1. Неприятие любых форм поведения, направленных на

причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых

средств языка).

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе

познавательный интерес к изучению русского языка.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу через работу в парах.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_teks-opisanie_2_klass.docx57.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.05.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск»

Класс: 2-9

Урок: 3

Студент: Чебан Дарья Александровна

Группа: 33

Учитель: Курочкина Мария Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

 

Время: 9:50-10:30

Кабинет: 314

 Тема урока: «Текст - описание»

 Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о тексте-описании и его признаках.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с признаками текста-описания.

2. Научить отличать текст-описание от других текстов.

Предметные:

1. Знать признаки текста-описания.

2.  Уметь отличать текст-описание от других типов текста.

 

Развивающие:

1. Развивать речь посредством формулирования полных ответов на вопросы.

2. Развивать устную речь учащихся с помощью ответов на вопросы.

Личностные:

1. Неприятие любых форм поведения, направленных на

причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых

средств языка).

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе

познавательный интерес к изучению русского языка.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу через работу в парах.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 УМК: «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2 кл., 2 ч.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


 Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: слово учителя

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Приготовьте для урока цветные карандаши – зеленый, желтый и красный. Отложите их на край парты. Садитесь те, у кого хорошее настроение, те, кто готов отлично поработать на уроке, и те, кто учится во втором классе.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

Показывают свою эмоциональную готовность к уроку.

КУУД:  принимать цели совместной деятельности.

 

 

 

 

 

Учебная презентация

 

Актуализация знаний и мотивация

(7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

 

 

 

 

 

 

 

Ф: индивидуальная

М: эвристический

П: разгадывание загадки

 

Ф: индивидуальная

М: репродуктивный

П: минутка чистописания

 

Ф: индивидуальная

М: продуктивный

П: составление предложений

 

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

 

Внешний контроль

Организует словарную работу.

- В начале урока давайте выполним словарную работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какие орфограммы в записи числа вы встретили?

- Что такое словарные слова?

- А где мы можем допустить ошибку в этих словах?

- Верно, все слова, которые, встретились нам, в числе, являются словарными и их необходимо запомнить.

Организует минутку чистописания.

- Посмотрите на экран. О чем говорится в четверостишии?

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывёт.

- Запишите аккуратно в тетради: О о //Оо

Облако облако

- Составьте предложение со словом облако. Запишите его в тетрадь.

- Кто хочет прочитать свое предложение?

-У вас получились очень хорошие предложения.

- На слайде вы видите набор букв. Вам надо выбрать среди них выбрать те, которые не перевёрнуты, и собрать из них слово. Какое слово у вас получилось?

(ТКЕТС)

- Ребята, давайте вспомним, что такое текст. 

- Что вы еще знаете о тексте?

- Можно ли назвать предложения на слайде текстом? Если да, то почему?

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

- Что общего у этих текстов?

- Какая часть речи играет ведущую роль в первом тексте?

- Как будет называться данный вид текста?

- Какая часть речи играет ведущую роль во втором тексте?

- Назовите имена прилагательные из второго текста.

- Благодаря этим словам вы смогли представить себе тигров?

- В чём помогают нам имена прилагательные?

- Значит, как можно назвать второй текст? К какому виду можно отнести второй текст?

 

- 14 мая, классная (непроверяемые согласные в корне слова), работа (непроверяемая безударная гласная в корне -работ-).

 

- Облако

Записывают предложение в

тетрадь. Читают своё

предложение.

 

 

-Текст.

-Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

- Его можно озаглавить. - Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу.

- Они о тиграх.

- Глагол.

- Текст-повествование.

- Имя прилагательное.

- Красивые, сильные, полосатая, яркая, упругие, белые.

- Да.

- В описании.

- Текст-описание.

ПУУД: анализировать графическую

информацию в соответствии с учебной задачей.

КУУД: слушать и понимать речь других.

РУУД: проявлять готовность выполнять указанные действия.

 

 

 

 

 ПУУД:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

ПУУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

РУУД:

Высказывать своё предположение;

КУУД:

Формулировать своё собственное высказывание, мнение.

 

 

Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит работу над формулированием обучающимися темы и цели урока. Организует построение плана урока.

 Предположите тему урока.

- Какую цель мы с вами поставим?

1. Познакомиться …

2. Научиться …

- Для достижения цели нам необходим план урока.

На экране представлены слова подсказки, давайте их дополним:

1. Выполним…

2. Узнаем…

3. Закрепить…

4. Выполним…

5. Подвести…

- На ваших столах есть лист самооценивания. С помощью него вы будете оценивать свою работу. После выполнения каждого пункта плана, вы закрашиваете ее отсек определенным цветом. Если у вас получилось выполнить задание, то вы закрашиваете его зеленым цветом. Если у вас возникли вопросы и затруднения – желтым. Если не получилось выполнить работу – красным. Поднимите руки, если вам понятно задание. Отлично!

- Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили?

- Какой следующий пункт?

Формулируют тему и цель урока.

- Текст-описание.

- 1. Познакомиться с текстом-описанием.

2. Научиться определять текст-описание.

Составляют план урока.

1. Выполним словарную работу.

2. Узнаем, что такое текст-описание.

3. Закрепить знания о тексте-описании.

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Подвести итог.

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: формулировать с помощью учителя цель, планировать деятельность.

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий.

КУУД:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

 

Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Открытие" детьми нового знания  (8 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: индивидуальный

М: продуктивный

П: анализ текста

Внешний контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф: фронтальный

М: беседа

П: работа с книгой

Внешний контроль

 

 

 

Ф: парная

М: практический

П: работа с правилом

Организует ознакомление с новым материалом.

- Прочитайте текст. Попробуйте определить тему и основную мысль текста.

Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке. Его чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

- Какова тема этого текста? О чём говорится в тексте?

- Какова основная мысль текста? О чём хотел сказать автор?

- Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел?

- Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является, как можно точно описать данный объект. Как это сделать?

- Прочитайте на странице 115 как знаменитый русский писатель Александр Куприн описывает облака.

- Чем этот текст отличается от предыдущего?

- А теперь я вам предлагаю на минуту превратиться в художников. Закройте глаза и представьте, что вы стоите с красками перед мольбертом. Послушайте еще раз текст А.Куприна. - Кто смог представить будущую картину? Опишите свою картину. Совпал текст? Сделайте вывод. Какой текст мы называем описанием? Какие отличительные признаки мы можем выделить?

- А теперь прочитайте на странице 116 «Тайны языка».

- Расскажите в парах правило. Но для начала давайте вспомним правила работы в парах.

- Кто хочет рассказать правило для всех?

 

Читают текст и отвечают на вопросы. 

- Тема – о подснежнике.

- Основная мысль – подснежник – настоящий герой.

- Описать то, что он увидел.

- С помощью текста-описания.

- Каждый автор по-своему описывает облака.

1) описывается предмет или явление;

2) напоминает картину; 3) к содержанию можем задать вопросы: какой? какая? и т. д.

Работают в парах.

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий.

КУУД:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

 

 

 

 

 

Учебная презентация

Учебная презентация

Динамическая пауза

(1 мин)

 

 

Организует динамическую паузу (видеофрагмент).

 

Выполняют упражнения динамической паузы.

 

 

 

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

 

 

 

Ф: фронтальный

М: практический

П: анализ текста

Внешний контроль

 

Организует работу на закрепление знаний.

-Итак, какой пункт плана мы с вами, выполнили?

- Верно, какой следующий пункт плана?

Организует работу над текстом «Лиса». 

Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

- Прочитайте текст о лисе. Можно ли его назвать описанием? Почему?

- Какая лиса?

- Опишите шерсть лисы.

- Какая у лисы мордочка?

- Как автор описывает хвост лисы?

- Я предлагаю написать текст по памяти.

- Посмотрите на план работы. Прочитайте каждый шаг работы с текстом.

План работы:

1) Прочитайте текст 3 раза.

2) Выпишите опорные слова.

3) Прочитайте текст еще раз.

 

Лиса – осторожный и _________зверь. Шерсть на ней _____ и _____. Мордочка у ____ красивая. Особенно хорош ______. Он переливается на солнце _________ искрами.

- Сравните свой текст с образцом.

- Мы выполнили с вами задание, оцените себя на листах самооценивания.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Какой следующий пункт?

 

 

- Узнаем, что такое текст-описание

- Закрепить знания о тексте - описании.

Читают текст. Доказывают,

что это текст-описание.

- В тексте описываются зверь, можно представить лису, к

тексту можно задать вопрос «какая?».

- Длинная и пушистая.

- Красивая.

- Переливается на солнце рыжими искрами.

Пишут текст по памяти.

Сравнивают с образцом.

- 3. Закрепить знания о тексте-описании.

- 4. Выполним самостоятельную работу.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности

ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками

ПУУД:

Ориентироваться в своей системе знаний

 

Учебная презентация

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: индивидуальная

М: продуктивный

П: составление текста

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешний контроль

 

 

Организует самостоятельную работу. 

- Сейчас я предлагаю вам написать небольшой текст-описание о вашем любимом животном по плану:

1. Общее представление.

2. Особенности животного. (внешний вид, поведение и пр).

3. Отношение к животному. (любишь, заботишься, оберегаешь).

- На это задание у вас есть 3 минуты. Можете приступать.

- Кто желает прочитать нам свой текст-описание?

- Мы выполнили с вами задание, оцените себя на листах самооценивания.

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

 

РУУД: корректировать свои учебные действия.

ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками.

ПУУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

 

 

 

 

 

 Карточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний, повторение (6 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: групповая

М: продуктивный

П: анализ текста

Внешний контроль

Организует деятельность обучающихся.

- А теперь давайте поработаем с вами в группах по 4 человека.

- На столе у вас лежат карточки вам необходимо прочитать и определить тип текста и объяснить почему вы так решили.

- Прочитай. Определи тип текста, докажите.

1. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

2. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

- Допиши правило: «Текст-описание ___________________________ что-то, отвечает на вопросы________».

- Давайте проверять.

- Превосходно!

- Мы выполнили с вами задание, оцените себя на листах самооценивания.

 

 

- Текст-повествование, рассказывается о лете.

-Текст-описание, описывается цветок.

- Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

КУУД:

при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу.

КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

 

РУУД: корректировать свои учебные действия.

ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками.

ПУУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

 

Карточка

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Самоконтроль

 

Организует анализ деятельности обучающихся.

- Что нового о тексте вы узнали?

- Какую цель поставили мы перед собой на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли этой цели?

- Отлично, чтобы узнать, чему вы сегодня научились, нам поможет кубик. Ваша задача, подбросить кубик, продолжить фразы, которые написаны на нём и ответить на вопрос.

-Спасибо вам за урок!

Проводят анализ деятельности.

-Узнать, что такое текст-описание.

 

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.

 

 

 

 

Учебная презентация

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока по литературному чтению  "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока "Животные - живые существа (организмы)" УМК "Начальная школа XXI века"

Краткая технологическая карта урока в 3 классе по теме"Животные - живые существа (организмы)" УМК "Начальная школа XXI века". Организована самостоятельное изучение учебного материала, работа в малых и...

Технологическая карта урока математики во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» «Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 7, 8, 9».

Технологическая карта урока - новый вид методической деятельности учителя. Она помогает более качественно спроектировать урок от начала до конца....

Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК «Начальная школа 21 века» ) на тему: "Работаем с числом 10". Авторы-составители: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая

Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК "Начальнгая школа 21 века") на тему : Работаем с числом 10". Авторы - составители : Е. Э . Кочурова, В. Н. Рудницкая....

Технологическая карта урока математики в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока: Деление многозначного числа на трёхзначное число.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениямиЦель урока: формирование умений выполнять дел...

Технологическая карта урока математики 2 Е класса УМК «Начальная школа 21 века». Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел (общий случай)-закрепление».

Цели деятельности учителя Создать условия для закрепления с общими приёмами сложения и вычитания двузначных чисел, совершенствовать навыки решения задач, развивать логическое мышление, нахождение пери...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века"

  Этот урок соответствует требованиям ФГОС.Тема урока: Лес и его обитатели.Цель: Знакомство с лесом и его природным сообществом.....