Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Текст - описание", УМК («Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2 кл., 2 ч.).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Текст - описание»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о тексте-описании и его признаках.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с признаками текста-описания. 2. Научить отличать текст-описание от других текстов. | Предметные: 1. Знать признаки текста-описания. 2. Уметь отличать текст-описание от других типов текста.
|
Развивающие: 1. Развивать речь посредством формулирования полных ответов на вопросы. 2. Развивать устную речь учащихся с помощью ответов на вопросы. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.
|
Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу через работу в парах. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_teks-opisanie_2_klass.docx | 57.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 14.05.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск» Класс: 2-9 Урок: 3 | Студент: Чебан Дарья Александровна Группа: 33 Учитель: Курочкина Мария Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна
| |
Время: 9:50-10:30 | Кабинет: 314 | |
Тема урока: «Текст - описание»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о тексте-описании и его признаках.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с признаками текста-описания. 2. Научить отличать текст-описание от других текстов. | Предметные: 1. Знать признаки текста-описания. 2. Уметь отличать текст-описание от других типов текста.
|
Развивающие: 1. Развивать речь посредством формулирования полных ответов на вопросы. 2. Развивать устную речь учащихся с помощью ответов на вопросы. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.
|
Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу через работу в парах. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2 кл., 2 ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: слово учителя П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Приготовьте для урока цветные карандаши – зеленый, желтый и красный. Отложите их на край парты. Садитесь те, у кого хорошее настроение, те, кто готов отлично поработать на уроке, и те, кто учится во втором классе. | Приветствуют учителя.
Показывают свою эмоциональную готовность к уроку. | КУУД: принимать цели совместной деятельности. |
Учебная презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф: индивидуальная М: эвристический П: разгадывание загадки
Ф: индивидуальная М: репродуктивный П: минутка чистописания
Ф: индивидуальная М: продуктивный П: составление предложений
Внешний контроль Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы
Внешний контроль | Организует словарную работу. - В начале урока давайте выполним словарную работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какие орфограммы в записи числа вы встретили? - Что такое словарные слова? - А где мы можем допустить ошибку в этих словах? - Верно, все слова, которые, встретились нам, в числе, являются словарными и их необходимо запомнить. Организует минутку чистописания. - Посмотрите на экран. О чем говорится в четверостишии? Пушистая лошадка, А может бегемот, А может просто ватка Над нами вдаль плывёт. - Запишите аккуратно в тетради: О о //Оо Облако облако - Составьте предложение со словом облако. Запишите его в тетрадь. - Кто хочет прочитать свое предложение? -У вас получились очень хорошие предложения. - На слайде вы видите набор букв. Вам надо выбрать среди них выбрать те, которые не перевёрнуты, и собрать из них слово. Какое слово у вас получилось? (ТКЕТС) - Ребята, давайте вспомним, что такое текст. - Что вы еще знаете о тексте? - Можно ли назвать предложения на слайде текстом? Если да, то почему? 1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. 2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. - Что общего у этих текстов? - Какая часть речи играет ведущую роль в первом тексте? - Как будет называться данный вид текста? - Какая часть речи играет ведущую роль во втором тексте? - Назовите имена прилагательные из второго текста. - Благодаря этим словам вы смогли представить себе тигров? - В чём помогают нам имена прилагательные? - Значит, как можно назвать второй текст? К какому виду можно отнести второй текст? |
- 14 мая, классная (непроверяемые согласные в корне слова), работа (непроверяемая безударная гласная в корне -работ-).
- Облако Записывают предложение в тетрадь. Читают своё предложение.
-Текст. -Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. - Его можно озаглавить. - Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу. - Они о тиграх. - Глагол. - Текст-повествование. - Имя прилагательное. - Красивые, сильные, полосатая, яркая, упругие, белые. - Да. - В описании. - Текст-описание. | ПУУД: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. КУУД: слушать и понимать речь других. РУУД: проявлять готовность выполнять указанные действия.
ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. ПУУД: Ориентироваться в своей системе знаний; РУУД: Высказывать своё предположение; КУУД: Формулировать своё собственное высказывание, мнение. |
Учебная презентация
Учебная презентация
|
Постановка учебной задачи (4 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока
| Проводит работу над формулированием обучающимися темы и цели урока. Организует построение плана урока. Предположите тему урока. - Какую цель мы с вами поставим? 1. Познакомиться … 2. Научиться … - Для достижения цели нам необходим план урока. На экране представлены слова подсказки, давайте их дополним: 1. Выполним… 2. Узнаем… 3. Закрепить… 4. Выполним… 5. Подвести… - На ваших столах есть лист самооценивания. С помощью него вы будете оценивать свою работу. После выполнения каждого пункта плана, вы закрашиваете ее отсек определенным цветом. Если у вас получилось выполнить задание, то вы закрашиваете его зеленым цветом. Если у вас возникли вопросы и затруднения – желтым. Если не получилось выполнить работу – красным. Поднимите руки, если вам понятно задание. Отлично! - Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили? - Какой следующий пункт? | Формулируют тему и цель урока. - Текст-описание. - 1. Познакомиться с текстом-описанием. 2. Научиться определять текст-описание. Составляют план урока. 1. Выполним словарную работу. 2. Узнаем, что такое текст-описание. 3. Закрепить знания о тексте-описании. 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Подвести итог.
| ПУУД: формулировать с помощью учителя цель, планировать деятельность. РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
| Учебная презентация
Учебная презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (8 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: индивидуальный М: продуктивный П: анализ текста Внешний контроль
Ф: фронтальный М: беседа П: работа с книгой Внешний контроль
Ф: парная М: практический П: работа с правилом | Организует ознакомление с новым материалом. - Прочитайте текст. Попробуйте определить тему и основную мысль текста. Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке. Его чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой. - Какова тема этого текста? О чём говорится в тексте? - Какова основная мысль текста? О чём хотел сказать автор? - Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел? - Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является, как можно точно описать данный объект. Как это сделать? - Прочитайте на странице 115 как знаменитый русский писатель Александр Куприн описывает облака. - Чем этот текст отличается от предыдущего? - А теперь я вам предлагаю на минуту превратиться в художников. Закройте глаза и представьте, что вы стоите с красками перед мольбертом. Послушайте еще раз текст А.Куприна. - Кто смог представить будущую картину? Опишите свою картину. Совпал текст? Сделайте вывод. Какой текст мы называем описанием? Какие отличительные признаки мы можем выделить? - А теперь прочитайте на странице 116 «Тайны языка». - Расскажите в парах правило. Но для начала давайте вспомним правила работы в парах. - Кто хочет рассказать правило для всех? |
Читают текст и отвечают на вопросы. - Тема – о подснежнике. - Основная мысль – подснежник – настоящий герой. - Описать то, что он увидел. - С помощью текста-описания. - Каждый автор по-своему описывает облака. 1) описывается предмет или явление; 2) напоминает картину; 3) к содержанию можем задать вопросы: какой? какая? и т. д. Работают в парах. | РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
|
Учебная презентация Учебная презентация |
Динамическая пауза (1 мин) |
|
| Организует динамическую паузу (видеофрагмент).
| Выполняют упражнения динамической паузы. |
|
|
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий |
Ф: фронтальный М: практический П: анализ текста Внешний контроль
| Организует работу на закрепление знаний. -Итак, какой пункт плана мы с вами, выполнили? - Верно, какой следующий пункт плана? Организует работу над текстом «Лиса». Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. - Прочитайте текст о лисе. Можно ли его назвать описанием? Почему? - Какая лиса? - Опишите шерсть лисы. - Какая у лисы мордочка? - Как автор описывает хвост лисы? - Я предлагаю написать текст по памяти. - Посмотрите на план работы. Прочитайте каждый шаг работы с текстом. План работы: 1) Прочитайте текст 3 раза. 2) Выпишите опорные слова. 3) Прочитайте текст еще раз.
Лиса – осторожный и _________зверь. Шерсть на ней _____ и _____. Мордочка у ____ красивая. Особенно хорош ______. Он переливается на солнце _________ искрами. - Сравните свой текст с образцом. - Мы выполнили с вами задание, оцените себя на листах самооценивания. - Какой пункт плана мы выполнили? - Какой следующий пункт? |
- Узнаем, что такое текст-описание - Закрепить знания о тексте - описании. Читают текст. Доказывают, что это текст-описание. - В тексте описываются зверь, можно представить лису, к тексту можно задать вопрос «какая?». - Длинная и пушистая. - Красивая. - Переливается на солнце рыжими искрами. Пишут текст по памяти. Сравнивают с образцом. - 3. Закрепить знания о тексте-описании. - 4. Выполним самостоятельную работу. | РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками ПУУД: Ориентироваться в своей системе знаний |
Учебная презентация
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: индивидуальная М: продуктивный П: составление текста
Внешний контроль
| Организует самостоятельную работу. - Сейчас я предлагаю вам написать небольшой текст-описание о вашем любимом животном по плану: 1. Общее представление. 2. Особенности животного. (внешний вид, поведение и пр). 3. Отношение к животному. (любишь, заботишься, оберегаешь). - На это задание у вас есть 3 минуты. Можете приступать. - Кто желает прочитать нам свой текст-описание? - Мы выполнили с вами задание, оцените себя на листах самооценивания. | Выполняют самостоятельную работу.
| КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.
РУУД: корректировать свои учебные действия. ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками. ПУУД: Ориентироваться в своей системе знаний. |
Карточка
|
Включение в систему знаний, повторение (6 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: групповая М: продуктивный П: анализ текста Внешний контроль | Организует деятельность обучающихся. - А теперь давайте поработаем с вами в группах по 4 человека. - На столе у вас лежат карточки вам необходимо прочитать и определить тип текста и объяснить почему вы так решили. - Прочитай. Определи тип текста, докажите. 1. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников. 2. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки. - Допиши правило: «Текст-описание ___________________________ что-то, отвечает на вопросы________». - Давайте проверять. - Превосходно! - Мы выполнили с вами задание, оцените себя на листах самооценивания. |
- Текст-повествование, рассказывается о лете. -Текст-описание, описывается цветок. - Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. КУУД: при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу. КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.
РУУД: корректировать свои учебные действия. ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками. ПУУД: Ориентироваться в своей системе знаний. |
Карточка Учебная презентация |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Самоконтроль
| Организует анализ деятельности обучающихся. - Что нового о тексте вы узнали? - Какую цель поставили мы перед собой на уроке? - Как вы думаете, мы достигли этой цели? - Отлично, чтобы узнать, чему вы сегодня научились, нам поможет кубик. Ваша задача, подбросить кубик, продолжить фразы, которые написаны на нём и ответить на вопрос. -Спасибо вам за урок! | Проводят анализ деятельности. -Узнать, что такое текст-описание.
| РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.
|
Учебная презентация
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока по литературному чтению "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока "Животные - живые существа (организмы)" УМК "Начальная школа XXI века"
Краткая технологическая карта урока в 3 классе по теме"Животные - живые существа (организмы)" УМК "Начальная школа XXI века". Организована самостоятельное изучение учебного материала, работа в малых и...
Технологическая карта урока математики во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» «Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 7, 8, 9».
Технологическая карта урока - новый вид методической деятельности учителя. Она помогает более качественно спроектировать урок от начала до конца....
Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК «Начальная школа 21 века» ) на тему: "Работаем с числом 10". Авторы-составители: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая
Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК "Начальнгая школа 21 века") на тему : Работаем с числом 10". Авторы - составители : Е. Э . Кочурова, В. Н. Рудницкая....
Технологическая карта урока математики в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века"
Тема урока: Деление многозначного числа на трёхзначное число.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениямиЦель урока: формирование умений выполнять дел...
Технологическая карта урока математики 2 Е класса УМК «Начальная школа 21 века». Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел (общий случай)-закрепление».
Цели деятельности учителя Создать условия для закрепления с общими приёмами сложения и вычитания двузначных чисел, совершенствовать навыки решения задач, развивать логическое мышление, нахождение пери...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века"
Этот урок соответствует требованиям ФГОС.Тема урока: Лес и его обитатели.Цель: Знакомство с лесом и его природным сообществом.....