Технологическая карта урока русского языка по теме: ««Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)» (4 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока «Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об изменении глаголов по временам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить умение определять время глаголов;

2. Закрепить умение изменять глаголы по временам.

Предметные:

1. Уметь определять время глаголов;

2. Уметь изменять глаголы по временам.

Развивающие:

1. Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

2. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа.

Личностные:

1. Осознавать личностный смысл учения;

2. Оценивать свои успехи в изучении русского языка, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к изучаемому предмету;

2. Воспитывать самостоятельность у обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 15.03.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс: 4 «В»

Урок: 7

Время: 14:00-14:40    Кабинет: 212

Студент: Лужинская Елизавета Николаевна

Группа: 31

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об изменении глаголов по временам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить умение определять время глаголов;

2. Закрепить умение изменять глаголы по временам.

Предметные:

1. Уметь определять время глаголов;

2. Уметь изменять глаголы по временам.

Развивающие:

1. Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

2. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа.

Личностные:

1. Осознавать личностный смысл учения;

2. Оценивать свои успехи в изучении русского языка, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к изучаемому предмету;

2. Воспитывать самостоятельность у обучающихся.

УМК: «Школа России» учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 4 класс, 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте все ли готово к уроку: учебник, тетрадь и пенал.

- Вначале сядьте те, чья фамилия начинается на гласную букву. Затем сядьте те, чья фамилия начинается на согласную букву.

- Начать наш урок я предлагаю с русской народной пословицы:

«Мир освещается солнцем, а человек знанием».

- Как вы понимаете значение пословицы?

- Верно. Точно также и мы сегодня будем просвещаться знаниями.  

- Так же, тем, кто будет сегодня вести себя дисциплинированно и активно – я буду выдавать стикеры. В конце урока, у кого будет больше стикеров – получит отметку.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Отвечают на вопрос.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

УУРД: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Презентация, слайд №1, №2

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Организует и координирует работу обучающихся, по              определению темы и целей урока.

 - Ребята, что вы делали на прошлом уроке?

- Значит, вы знаете, что такое глагол? Сейчас на слайде появятся определения. Каждому нужно выбрать подходящее определение глагола.

– это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета

– обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

– это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

– это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

- Молодцы ребята! Вы, верно, выбрали правильный ответ. А те ребята, которые выбрали другой ответ нужно повторить определение глагола.

- А какова роль глагола в языке?

- Какие грамматические категории есть у глагола?

- Какая синтаксическая роль?

Выполняют задание.

- Повторяли, что такое глагол.

Выбирают подходящее определение глагола.

- Выражает действие предмета.

- Род, число, время.

- Сказуемое.

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Презентация, слайд №3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Создаёт условия для формулировки темы, цели, плана урока обучающимися.

- Ребята, прочитайте предложения и скажите, чем они отличаются.

Кассир продал пассажиру билет.

Кассир продает пассажиру билет.

Кассир продаст пассажиру билет.

- Чем похожи предложения? Чем они отличаются?

- Форма какой части речи изменяется при этом?

- Что изменяется у глагола?

- Верно, ребята, предположите, как будет звучать тема урока?

- Правильно, сегодня мы с вами закрепим наши знания о времени глагола. Тема урока: «Изменение глаголов по временам».

- Любая деятельность без цели бессмысленна, давайте сформулируем цель сегодняшнего урока. На экране появилось слово подсказка, его необходимо продолжить: повторить …

- Отлично, давайте составим план урока. На экране также появились слова подсказки, которые нужно продолжить:

1) Повторим …

2) Выполним …

3) Подведём …

Формулируют тему, цель и план урока.

- В предложениях говорится об одном и том же. В первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором-действие, которое происходит в данный момент, в третьем – действие, которое будет происходить.

- Глагола.

- Время.

- Время глагола.

- Цель: повторить знания о временах глагола.

- План:

1) Повторим времена глаголов;

2) Выполним самостоятельную работу;

3) Подведём итоги урока.

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД: формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Презентация, слайд №4, №5

Обобщение и систематизация знаний и умений (7-8 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях или на практике

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

(работа с книгой)

Группа практических методов

(задание)

- Ребята, давайте с вами вспомним, какие есть времена у глагола?

Посмотрите на слайд. Проверьте верно ли вы сказали?

- Отлично, рассмотрите подробно слайд и проанализируйте данную информацию. Что вы можете сказать?

- Отлично, ребята открываем тетради, отступаем 2 строчки от предыдущей темы и записываем сегодняшнее число (пятнадцатое марта), классная работа.

- Для того, чтобы проверить ваши знания на практике, откройте учебники на странице 71. Упражнение № 146. Прочитайте выразительно.

- Какое задание написано к этому упражнению?

- Данное задание вы можете выполнять в парах. После чего мы проверим все вместе. На это задание у вас есть 3 минуты. Приступайте к выполнению!

- Время вышло, давайте проверять. Какие глаголы вы нашли в стихотворении? В форме какого времени стоят найденные глаголы?

- Ребята, а давайте с вами изменим любой глагол по лицам. Например, глагол «готовим». На экране вы можете увидеть местоимения –

Он …

Она …

Оно …

- Давайте подставим к каждому местоимению глагол «готовим» в правильной форме.  

- Отлично, а теперь давайте сделаем всё тоже самое, только глагол поставим в разные времена (настоящее, прошедшее, будущее).

- Ребята, что вы заметили?

- Правильно, значит, что мы можем определить у глаголов в прошедшем времени?

- Превосходно, вы отлично справились с этим заданием. Давайте перейдем к следующему упражнению. Под номером № 147.  Прочитайте выразительно диалог.

- С кем ведется диалог? Приходилось ли вам убеждаться в правоте маминых слов?

- Хорошо, можете выполнять задание самостоятельно, позже мы проверим. На это задание у вас есть буквально 1 минута. Начинаем!

- Заканчиваем и проверяем.

- Отлично, а сейчас мы с вами немного отдохнём. Все встаём!

- Прошедшее, настоящее, будущее.

- Да.

Рассказывают по картинке.

Выполняют упражнение.

- Потекут. (Буд. вр., действие, которое будет проходить в момент речи. Что сделают?)

- Навострили. (Прош., вр., действие, которое произошло до момента речи. Что сделали?)

- Готовим (Наст., вр., действие, которое происходит в момент речи. Что делаем?)

- Снятся (Наст., вр, действие, которое происходит в момент речи. Что делают?)

- Кончится (Буд., вр. действие, которое будет проходить в момент речи. Что сделает?)

- Он готовит.

- Она готовит.

 - Оно готовит.

- Глагол будет изменяться только в прошедшем времени.

- Род.

- Значит (наст., вр.); становится (нас., вр.); значит (наст., вр.); поступает (наст., вр.); узнают (буд., вр.); понесет (буд., вр.).

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы.

Учебник

Динамическая пауза

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Группа практических методов

(задание)

Организовывает выполнение самостоятельной работы.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Какой наш следующий пункт плана?

- Отлично, сейчас мы проведем самостоятельную работу. На ваших столах лежат листы с самостоятельной работой. На выполнение у вас есть 3 минуты.

- Время вышло, поменяйтесь в паре и проверьте друг друга по эталону, который есть на экране.

- Если всё верно поставьте 5;

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

3 ошибки – 2.

- Поднимите руки, у кого 5; 4; 3; 2.

- Отметим пункт выполненным.

Выполняют самостоятельную работу.

- Повторили времена глаголов.

- Выполним самостоятельную работу.

Тест:

1) Найди глагол настоящего времени:

А) добежал;

Б) иду;

В) прилетит.

2) Выбери строчку с глаголами прошедшего времени:

А) написал, придумал, пел, приехал;

Б) будет выполнять, позвонил, сообщит, слушает;

В) поёт, учился, будет слушать, решают, молчишь.

3) Найди глагол будущего времени:

А) сделали;

Б) слушает;

В) будут рисовать.

4) Выбери вопрос для настоящего времени глагола:

А) что делал?

Б) что сделает?

В) что делаем?

5)  Отметь глаголы прошедшего времени:

А) читает;

Б) нарисовал;

В) ехал;

Г) поиграем.

УУРД:

владеть способами самоконтроля, признавать своё право на ошибку и право другого.

УУПД:

Выявлять причинно- следственные связи.

УУКД: выражать свою точку зрения.

Презентация, слайд №6

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, на экране вы снова видите план. Все ли пункты плана мы выполнили?

- А что мы не сделали?

- Верно, мы не подвели итоги.

- Напомните, какая была тема и цель сегодня на уроке?

- Посмотрите на экран. Перед вами фразы. Вам нужно продолжит фразу:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за…

- Итак ребята, пришло время считать кто сколько стикеров набрал. Посчитайте. Давайте поставим оценку.

- Спасибо вам за активность на уроке. До свидания!

Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.

- Нет.

- Не подвели итоги.

- Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цель: повторить знания о временах глагола.

Дети оценивают свою работу.

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУКД: выражать свою точку зрения в устных и

письменных текстах.

Презентация, слайд №7, №8, №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине. Задачи у...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» (2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятий о тексте-описании, умения определять в нем роль прилагательных. Задачи урока   Дидактические: 1)  актуализировать знания о тексте – опис...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе

Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.Задачи урока:Дидактические:1...

Технологическая карта урока русский язык. Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?"Тип урока: урок рефлексииЦель урока: ознакомление с отличительными признаками сложного предл...