Технологическая карта урока русского языка по теме: ««Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)» (4 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока «Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об изменении глаголов по временам.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Закрепить умение определять время глаголов; 2. Закрепить умение изменять глаголы по временам. | Предметные: 1. Уметь определять время глаголов; 2. Уметь изменять глаголы по временам. |
Развивающие: 1. Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; 2. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа. | Личностные: 1. Осознавать личностный смысл учения; 2. Оценивать свои успехи в изучении русского языка, намечать пути устранения трудностей. |
Воспитательные: 1. Прививать интерес к изучаемому предмету; 2. Воспитывать самостоятельность у обучающихся. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 15.03.2024 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148» Класс: 4 «В» Урок: 7 Время: 14:00-14:40 Кабинет: 212 | Студент: Лужинская Елизавета Николаевна Группа: 31 Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об изменении глаголов по временам.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Закрепить умение определять время глаголов; 2. Закрепить умение изменять глаголы по временам. | Предметные: 1. Уметь определять время глаголов; 2. Уметь изменять глаголы по временам. |
Развивающие: 1. Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; 2. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа. | Личностные: 1. Осознавать личностный смысл учения; 2. Оценивать свои успехи в изучении русского языка, намечать пути устранения трудностей. |
Воспитательные: 1. Прививать интерес к изучаемому предмету; 2. Воспитывать самостоятельность у обучающихся. |
УМК: «Школа России» учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 4 класс, 2 часть.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте все ли готово к уроку: учебник, тетрадь и пенал. - Вначале сядьте те, чья фамилия начинается на гласную букву. Затем сядьте те, чья фамилия начинается на согласную букву. - Начать наш урок я предлагаю с русской народной пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». - Как вы понимаете значение пословицы? - Верно. Точно также и мы сегодня будем просвещаться знаниями. - Так же, тем, кто будет сегодня вести себя дисциплинированно и активно – я буду выдавать стикеры. В конце урока, у кого будет больше стикеров – получит отметку. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. Отвечают на вопрос. | УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. УУРД: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций. | Презентация, слайд №1, №2 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) | Организует и координирует работу обучающихся, по определению темы и целей урока. - Ребята, что вы делали на прошлом уроке? - Значит, вы знаете, что такое глагол? Сейчас на слайде появятся определения. Каждому нужно выбрать подходящее определение глагола. – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета – обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? - Молодцы ребята! Вы, верно, выбрали правильный ответ. А те ребята, которые выбрали другой ответ нужно повторить определение глагола. - А какова роль глагола в языке? - Какие грамматические категории есть у глагола? - Какая синтаксическая роль? | Выполняют задание. - Повторяли, что такое глагол. Выбирают подходящее определение глагола. - Выражает действие предмета. - Род, число, время. - Сказуемое. | УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | Презентация, слайд №3 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) | Создаёт условия для формулировки темы, цели, плана урока обучающимися. - Ребята, прочитайте предложения и скажите, чем они отличаются. Кассир продал пассажиру билет. Кассир продает пассажиру билет. Кассир продаст пассажиру билет. - Чем похожи предложения? Чем они отличаются? - Форма какой части речи изменяется при этом? - Что изменяется у глагола? - Верно, ребята, предположите, как будет звучать тема урока? - Правильно, сегодня мы с вами закрепим наши знания о времени глагола. Тема урока: «Изменение глаголов по временам». - Любая деятельность без цели бессмысленна, давайте сформулируем цель сегодняшнего урока. На экране появилось слово подсказка, его необходимо продолжить: повторить … - Отлично, давайте составим план урока. На экране также появились слова подсказки, которые нужно продолжить: 1) Повторим … 2) Выполним … 3) Подведём … | Формулируют тему, цель и план урока. - В предложениях говорится об одном и том же. В первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором-действие, которое происходит в данный момент, в третьем – действие, которое будет происходить. - Глагола. - Время. - Время глагола. - Цель: повторить знания о временах глагола. - План: 1) Повторим времена глаголов; 2) Выполним самостоятельную работу; 3) Подведём итоги урока. | УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. УУКД: формулировать цели и задачи деятельности на уроке. | Презентация, слайд №4, №5 |
Обобщение и систематизация знаний и умений (7-8 мин) | Применение усвоенного знания в новых условиях или на практике | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) (работа с книгой) Группа практических методов (задание) | - Ребята, давайте с вами вспомним, какие есть времена у глагола? Посмотрите на слайд. Проверьте верно ли вы сказали? - Отлично, рассмотрите подробно слайд и проанализируйте данную информацию. Что вы можете сказать? - Отлично, ребята открываем тетради, отступаем 2 строчки от предыдущей темы и записываем сегодняшнее число (пятнадцатое марта), классная работа. - Для того, чтобы проверить ваши знания на практике, откройте учебники на странице 71. Упражнение № 146. Прочитайте выразительно. - Какое задание написано к этому упражнению? - Данное задание вы можете выполнять в парах. После чего мы проверим все вместе. На это задание у вас есть 3 минуты. Приступайте к выполнению! - Время вышло, давайте проверять. Какие глаголы вы нашли в стихотворении? В форме какого времени стоят найденные глаголы? - Ребята, а давайте с вами изменим любой глагол по лицам. Например, глагол «готовим». На экране вы можете увидеть местоимения – Он … Она … Оно … - Давайте подставим к каждому местоимению глагол «готовим» в правильной форме. - Отлично, а теперь давайте сделаем всё тоже самое, только глагол поставим в разные времена (настоящее, прошедшее, будущее). - Ребята, что вы заметили? - Правильно, значит, что мы можем определить у глаголов в прошедшем времени? - Превосходно, вы отлично справились с этим заданием. Давайте перейдем к следующему упражнению. Под номером № 147. Прочитайте выразительно диалог. - С кем ведется диалог? Приходилось ли вам убеждаться в правоте маминых слов? - Хорошо, можете выполнять задание самостоятельно, позже мы проверим. На это задание у вас есть буквально 1 минута. Начинаем! - Заканчиваем и проверяем. - Отлично, а сейчас мы с вами немного отдохнём. Все встаём! | - Прошедшее, настоящее, будущее. - Да. Рассказывают по картинке. Выполняют упражнение. - Потекут. (Буд. вр., действие, которое будет проходить в момент речи. Что сделают?) - Навострили. (Прош., вр., действие, которое произошло до момента речи. Что сделали?) - Готовим (Наст., вр., действие, которое происходит в момент речи. Что делаем?) - Снятся (Наст., вр, действие, которое происходит в момент речи. Что делают?) - Кончится (Буд., вр. действие, которое будет проходить в момент речи. Что сделает?) - Он готовит. - Она готовит. - Оно готовит. - Глагол будет изменяться только в прошедшем времени. - Род. - Значит (наст., вр.); становится (нас., вр.); значит (наст., вр.); поступает (наст., вр.); узнают (буд., вр.); понесет (буд., вр.). | УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. УУПД: выявление причинно- следственных связей. УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы. | Учебник |
Динамическая пауза (1 мин) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Группа практических методов (задание) | Организовывает выполнение самостоятельной работы. - Какой пункт плана мы выполнили? - Какой наш следующий пункт плана? - Отлично, сейчас мы проведем самостоятельную работу. На ваших столах лежат листы с самостоятельной работой. На выполнение у вас есть 3 минуты. - Время вышло, поменяйтесь в паре и проверьте друг друга по эталону, который есть на экране. - Если всё верно поставьте 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2. - Поднимите руки, у кого 5; 4; 3; 2. - Отметим пункт выполненным. | Выполняют самостоятельную работу. - Повторили времена глаголов. - Выполним самостоятельную работу. Тест: 1) Найди глагол настоящего времени: А) добежал; Б) иду; В) прилетит. 2) Выбери строчку с глаголами прошедшего времени: А) написал, придумал, пел, приехал; Б) будет выполнять, позвонил, сообщит, слушает; В) поёт, учился, будет слушать, решают, молчишь. 3) Найди глагол будущего времени: А) сделали; Б) слушает; В) будут рисовать. 4) Выбери вопрос для настоящего времени глагола: А) что делал? Б) что сделает? В) что делаем? 5) Отметь глаголы прошедшего времени: А) читает; Б) нарисовал; В) ехал; Г) поиграем. | УУРД: владеть способами самоконтроля, признавать своё право на ошибку и право другого. УУПД: Выявлять причинно- следственные связи. УУКД: выражать свою точку зрения. | Презентация, слайд №6 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Ребята, на экране вы снова видите план. Все ли пункты плана мы выполнили? - А что мы не сделали? - Верно, мы не подвели итоги. - Напомните, какая была тема и цель сегодня на уроке? - Посмотрите на экран. Перед вами фразы. Вам нужно продолжит фразу: Мне удалось… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… - Итак ребята, пришло время считать кто сколько стикеров набрал. Посчитайте. Давайте поставим оценку. - Спасибо вам за активность на уроке. До свидания! | Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке. - Нет. - Не подвели итоги. - Тема: «Изменение глаголов по временам». Цель: повторить знания о временах глагола. Дети оценивают свою работу. | УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | Презентация, слайд №7, №8, №9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине. Задачи у...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» (2 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: формирование понятий о тексте-описании, умения определять в нем роль прилагательных. Задачи урока Дидактические: 1) актуализировать знания о тексте – опис...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе
Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.Задачи урока:Дидактические:1...
Технологическая карта урока русский язык. Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? 4 класс. УМК "Школа России"
Тема урока: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?"Тип урока: урок рефлексииЦель урока: ознакомление с отличительными признаками сложного предл...