Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 25.04.23

Школа: МАОУ «СОШ № 91»

Класс: 3 «а»

Урок: 4

Время: 10:25 - 11:05   Кабинет: 34

Студент: Елисеева Елизавета Олеговна

Группа: 42

Учитель: Силина Ирина Юрьевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Изменение глаголов по числам»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по числам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить знания учащихся об изменении глаголов по числам.

2. Тренировать умения учащихся распознавать число глагола, изменять глаголы по числам.

Предметные:

1. Уметь наблюдать за таким грамматическим признаком глаголов как число;

2. Уметь формулировать выводы по результатам наблюдений, соотносить собственные выводы с информацией в учебнике.

Развивающие:

1. Развивать внимание через написание словарного диктанта;

2. Развивать память через написание по памяти четверостишия из стихотворения Саши Чёрного «Зелёные стихи».

Личностные:

1. Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Воспитательные:

1. Пробуждать интерес к урокам русского языка через занимательный материал;

2. Воспитывать уважение к одноклассникам через парную форму работы.

УМК: «Школа России»;  учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, « Русский язык. 3 класс, 2 часть».

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деят-ти, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деят-ть на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Приветствует уч-ся. Создает эмоц-ный настрой на урок, проверяет готовность уч-ся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте готовность к уроку, порядок на парте, сядьте ровно.

- Прочтите  народную мудрость.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, тогда начнём урок русского языка и продолжим познавать его тонкости.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку  готовности к уроку.

- Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания че́рпать.

УУКД: выражать эмоции в соотв. с целями и условиями общения;

УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Группа наглядных методов

Актуализирует опыт обучающихся.

Организует минутку чистописания.

— Перед началом работы откройте тетради и запишите сегодняшнее число, вид работы.

— Какое сегодня число?

— Обратите внимание, как пишется слово двадцать. «Двадцать пятое» напишем слитно или раздельно?

— Не забывайте про правильную посадку при письме. Спину и ноги держим прямо, уголок тетради смотрит в центр груди.

— Скажите сколько букв «с» мы напишем в слове классная? Записываем.

— Какую часть речи мы с вами изучаем?

— Что такое глагол? На какие вопросы

отвечают глаголы?

— Какова роль глаголов в речи?

— Что такое неопределённая форма глагола? Как понять, что глагол стоит в НФ?

Выполняют задание, вспоминают и обобщают учебный материал.

— Двадцать пятое апреля.

— Раздельно.

— Две буквы «с».

Глагол.

Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что будет делать? что делала?

Глагол говорит о движении, придаёт динамику нашему рассказу.

— Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Глаголы, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и оканчиваются на ть, ти, чь стоят в неопределенной форме

УУПД:  знать, что такое глагол; уметь правильно употреблять глаголы в речи;

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —высказывать мнения, суждения;

УУРД: оценивать рациональность своих действий.

Проектор с презентацией

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов

(диалог)

Группа наглядных методов

Группа практических методов (комментированный словарный диктант, выполнение заданий)

Внешний контроль

— Напишем словарный диктант. Я буду называть имена существительные, ваша задача – подобрать к ним однокоренные

глаголы в неопределённой форме и записать глаголы.

— «Рисунок». Какой глагол образуем от этого существительного?

— Верно. Запишите «рисовать».

— Ужин (ужинать), обед (обедать), работа (работать), чёрный (чернеть), весело (веселить), жёлтый (желтеть).

— Прочтите слова на слайде.

— Что их объединяет?

— Разделите наши глаголы на две группы.

— По какому признаку вы разделили

слова?

— Когда мы говорим об одном предмете, в каком он числе?

— А когда о множестве?

— Рисовать.

— Плывёт, читают, звенит, играют.

— Это глаголы.

1) Плывёт, звенит;

2) Читают, играют.

В первой группе - глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.

— В единственном числе.

— Во множественном числе.

УУПД:  знать, что такое глагол, неопределённая форма глагола; уметь правильно употреблять глаголы в речи;

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —высказывать мнения, суждения;

УУРД: оценивать рациональность своих действий.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения целей урока. Организует работу по составлению плана.

- Сформулируем тему нашего урока.

Тема урока: «Изменение ______ по _____»

- Какую цель мы поставим на урок?

- Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На слайде вы видите слова-подсказки. Попробуйте составить план урока.

  • Вспомним...
  • Поработаем с…
  • Выполним…

Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

— Ребята, посмотрите, на партах у вас лежат карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты смайликами. Улыбающийся – с заданием справился(ась), грустный – были допущены ошибки.

Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении, высказывают свои мнения, суждения. Составляют план урока.

- «Изменение глаголов по числам»

-  Потренируемся распознавать число глагола, изменять глаголы по числам.

- Вспомним, что мы знаем об изменении глаголов по числам.

- Поработаем с правилом.

- Выполним упражнения по теме урока.

УУПД: выбирать, анализировать информацию различных видов и форм представления;

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению;

УУРД: аргументировать предлагаемые варианты решений.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Обобщение и систематизация знаний и умений (7-8мин)

Построение детьми нового способа действий  и форми-ние способности к его выполнению

Фронтальная

работа

Группа словесных методов (побуждающий диалог)

Организует подводящий диалог, уточняет правило.

- Откройте учебник на с.109, найдите упр. 189. Кто выразительно прочтёт строки из стихотворения Саши Чёрного

«Зелёные стихи»? Задача остальных внимательно слушать и подумать, что с чем сравнивается в стихотворении.

Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зелёные лягушки

Песенку поют.

Ёлка - сноп зелёных свечек,

Мох - зелёный пол.

И зелёненький кузнечик

Песенку завёл...

УУРД: принимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Учебник, с.109, №189

Проектор с презентацией

Обобщение и систематизация знаний и умений
 (7-8мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Парная работы

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Группа практических методов (выполнение заданий)

Самоконтроль

Внешний контроль

- Итак, что же с чем сравнивает Саша Чёрный?

- Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются.

- В чём сходство и различие глаголов в первом предложении?

- Напишите первое четверостишие по памяти. Проверьте себя. Над глаголами укажите число.

- По каким признакам вы определили число глаголов?

- Почему изменились окончания в формах глагола зеленеют — зеленеет?»

- Итак, что мы узнали о числе

глаголов, выполняя данное упражнение?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените свою работу в карточке успеха.

- Давайте проверим, верный ли мы сделали вывод по учебнику. Найдите правило на

с. 109. Кто прочтёт?

- Расскажите правило друг другу в паре по очереди.

В стихотворении ель  сравнивается с зелеными свечами, а мох с зеленым полом.

- Зеленеют, зелёные, зелёненький. Глагол и имена прилагательные.

- Глагол один, но в разных формах.

- Зеленеют – мн.ч., зеленеет – ед.ч., поют – мн.ч.

- Число глаголов мы определяем по числу имени существительного, с которым оно употребляется. Глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др.

Глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов  и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др.

- Глагол изменил форму числа.

- Глаголы изменяются по числам.  Глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др.

Глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов  и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др.

- Первый. Мы вспомнили, что знаем об изменении глаголов по числам.

Оценивают свою деятельность в карте.

УУПД: наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

владеть способами самоконтроля.

Учебник, с.109, №189

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Учебник,

с.109

Обобщение и систематизация знаний и умений
 (7-8мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная работы

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Группа практических методов

Самоконтроль

Внешний контроль

- Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою работу в карточке успеха.

- Найдите упр.190 на с.109. Прочтём пары глаголов.

- В чём различие каждой пары глаголов?

- В каждой паре даны формы одного и того же глагола или однокоренные глаголы?

- Определите их начальную форму.

- Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания?

- Запишите глаголы. Укажите их число и выделите окончания.

Какие окончания выделим в первой паре глаголов? В каком числе 1-й, 2-й глагол?

- Второй. Мы поработали с правилом.

Оценивают свою деятельность в карте.

Напишет – напишут; помнил – помнили;

Дружит – дружат; плавала – плавали;

Обидит – обидят; выросло – выросли.

- Данные глаголы имеют разную форму: ед. и мн. число.

- Даны формы одного и того же глагола.

- Написать, дружить, обидеть, помнить, плавать, вырасти.

- Глаголы каждой пары имеют разные окончания, потому что они употреблены в разном числе.

C:\Users\Олег\Documents\преддипломка\РЯ\sSAqoo3D-Bk.jpg

УУПД: наблюдение за грамматически

ми признаками глаголов (число);

УУКД: воспринимать и формулировать суждения;

УУРД:

владеть способами самоконтроля.

Учебник,

с.109, № 190

Проектор с презентацией

Динамическая пауза (2 мин)

Проводит динамическую паузу.

- Сейчас, я предлагаю немного отдохнуть. Вставайте, я буду показывать движения, ваша задача повторять за мной.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- Одна бабочка была? А если много? Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.

Утром бабочкИ проснулИсь,

ПотянулИсь, улыбнулИсь,

Раз – росой онИ умылИсь,

Два – изящно покружилИсь.

Три - нагнулИсь и приселИ,

На четыре – улетелИ.

Выполняют физические упражнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная

рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа

Группа практических методов (выполнение задания)

Группа наглядных методов (раздаточный материал)

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Организует выполнение самостоятельной работы.

- Найдите упр.191 на с.110 учебника.  Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений. Кто прочтёт вслух?

                                           

- Сколько здесь предложений?

- Какие глаголы передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми?

- Спишите, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите число глаголов. На выполнение задания даю 5 мин.

Контролирует выполнение работы.

- Заканчиваем выполнение задания.

Организует взаимопроверку.

- Проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На слайде представлено верное выполнение задания. Проверьте друг друга.

- Кто не допустил ни одной ошибки в самостоятельной работе? Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? Есть ребята, которые допустили больше ошибок?

- Какие возникли затруднения?

- Оцените выполнение задания в карте успеха.

- Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою работу в карточке успеха.

Выполняют самостоятельную работу. Анализируют выполненное задание.

В траве трещ..т кузнечики скрип..т жук ворку..т дикие голуби стуч..т по деревьям дятлы пищ..т рябчики жужж..т золотая пчелка по..т певчие дрозды трещ..т сойка.

- Восемь предложений.

-  Трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит.

Оценивают друг друга.

- Третий. Мы выполнили упражнения по теме урока.

Оценивают свою деятельность в карточке успеха.

УУПД: наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число);

УУРД: владеть способом взаимоконтроля;

УУКД: выражать свою точку зрения.

Учебник,

с.110, № 191

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Проектор с презентацией

Рефлексия деятельности

(2-3мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Индивидуальная работы

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

(раздаточный материал)

Внешний контроль

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

- Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги.

- Какой была тема урока сегодня?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Как вы думаете, вы достигли её?

- Давайте обобщим, что вы знаете об изменении глаголов по числам?

- Молодцы.

- Домашнее задание: Образуйте форму другого числа глаголов в «Рабочей тетради» (упр. 152, с. 67 - устно,  упр. 155, с. 68)».

 А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Поднимите руку те, у кого все смайлики улыбаются.

У кого 1 смайлик грустный? 2? Больше двух смайликов грустные?

—  Какое задание вам было интересно/сложно выполнять?

— Ребята, вы отлично поработали! Урок окончен.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

- Тема урока: «Изменение глаголов по числам»

- Цель:  Потренироваться распознавать число глагола, изменять глаголы по числам.

- Глаголы изменяются по числам.  Глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др.

Глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов  и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др.

Ответы детей.

УУПД: анализировать информацию;

УУКД: уметь полно и точно выражать своё мнение;

УУРД: владеть способами самоконтроля, рефлексии.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по числам" (3-й класс) Снежкова О.В. учитель МБОУ НОШ г. Покров

Тема урока: Изменение глаголов по числамТип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: информационнаяЭлементы технологий:1).работа в группах;2).здоровьесберегающие технологии;3).технология проблемно...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя:·        знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для закрепления знаний и умений изменять глаголы прошедшего времени по родам Задачи урокаДидактические:1. Знать определение поняти...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.Задачи урока:Дидактические:1...