Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе | 102.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 25.04.23 Школа: МАОУ «СОШ № 91» Класс: 3 «а» Урок: 4 Время: 10:25 - 11:05 Кабинет: 34 | Студент: Елисеева Елизавета Олеговна Группа: 42 Учитель: Силина Ирина Юрьевна Методист: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока: «Изменение глаголов по числам»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по числам.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Обобщить знания учащихся об изменении глаголов по числам. 2. Тренировать умения учащихся распознавать число глагола, изменять глаголы по числам. | Предметные: 1. Уметь наблюдать за таким грамматическим признаком глаголов как число; 2. Уметь формулировать выводы по результатам наблюдений, соотносить собственные выводы с информацией в учебнике. |
Развивающие: 1. Развивать внимание через написание словарного диктанта; 2. Развивать память через написание по памяти четверостишия из стихотворения Саши Чёрного «Зелёные стихи». | Личностные: 1. Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. |
Воспитательные: 1. Пробуждать интерес к урокам русского языка через занимательный материал; 2. Воспитывать уважение к одноклассникам через парную форму работы. |
УМК: «Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, « Русский язык. 3 класс, 2 часть».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деят-ти, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деят-ть на личностно значимом уровне | Фронтальная работа Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов | Приветствует уч-ся. Создает эмоц-ный настрой на урок, проверяет готовность уч-ся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте готовность к уроку, порядок на парте, сядьте ровно. - Прочтите народную мудрость. - Как вы понимаете это высказывание? - Отлично, тогда начнём урок русского языка и продолжим познавать его тонкости. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. - Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания че́рпать. | УУКД: выражать эмоции в соотв. с целями и условиями общения; УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации. | Проектор с презентацией | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов | Актуализирует опыт обучающихся. Организует минутку чистописания. — Перед началом работы откройте тетради и запишите сегодняшнее число, вид работы. — Какое сегодня число? — Обратите внимание, как пишется слово двадцать. «Двадцать пятое» напишем слитно или раздельно? — Не забывайте про правильную посадку при письме. Спину и ноги держим прямо, уголок тетради смотрит в центр груди. — Скажите сколько букв «с» мы напишем в слове классная? Записываем. — Какую часть речи мы с вами изучаем? — Что такое глагол? На какие вопросы отвечают глаголы? — Какова роль глаголов в речи? — Что такое неопределённая форма глагола? Как понять, что глагол стоит в НФ? | Выполняют задание, вспоминают и обобщают учебный материал. — Двадцать пятое апреля. — Раздельно. — Две буквы «с». — Глагол. — Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что будет делать? что делала? Глагол говорит о движении, придаёт динамику нашему рассказу. — Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Глаголы, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и оканчиваются на ть, ти, чь стоят в неопределенной форме | УУПД: знать, что такое глагол; уметь правильно употреблять глаголы в речи; УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —высказывать мнения, суждения; УУРД: оценивать рациональность своих действий. | Проектор с презентацией | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов (диалог) Группа наглядных методов Группа практических методов (комментированный словарный диктант, выполнение заданий) Внешний контроль | — Напишем словарный диктант. Я буду называть имена существительные, ваша задача – подобрать к ним однокоренные глаголы в неопределённой форме и записать глаголы. — «Рисунок». Какой глагол образуем от этого существительного? — Верно. Запишите «рисовать». — Ужин (ужинать), обед (обедать), работа (работать), чёрный (чернеть), весело (веселить), жёлтый (желтеть). — Прочтите слова на слайде. — Что их объединяет? — Разделите наши глаголы на две группы. — По какому признаку вы разделили слова? — Когда мы говорим об одном предмете, в каком он числе? — А когда о множестве? | — Рисовать. — Плывёт, читают, звенит, играют. — Это глаголы. 1) Плывёт, звенит; 2) Читают, играют. В первой группе - глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов. — В единственном числе. — Во множественном числе. | УУПД: знать, что такое глагол, неопределённая форма глагола; уметь правильно употреблять глаголы в речи; УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —высказывать мнения, суждения; УУРД: оценивать рациональность своих действий. | Проектор с презентацией | ||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов (диалог) Группа наглядных методов (демонстрация презентации) Внешний контроль | Создаёт условия для формулировки темы и определения целей урока. Организует работу по составлению плана. - Сформулируем тему нашего урока. Тема урока: «Изменение ______ по _____» - Какую цель мы поставим на урок? - Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На слайде вы видите слова-подсказки. Попробуйте составить план урока.
Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. — Ребята, посмотрите, на партах у вас лежат карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты смайликами. Улыбающийся – с заданием справился(ась), грустный – были допущены ошибки. | Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении, высказывают свои мнения, суждения. Составляют план урока. - «Изменение глаголов по числам» - Потренируемся распознавать число глагола, изменять глаголы по числам. - Вспомним, что мы знаем об изменении глаголов по числам. - Поработаем с правилом. - Выполним упражнения по теме урока. | УУПД: выбирать, анализировать информацию различных видов и форм представления; УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; УУРД: аргументировать предлагаемые варианты решений. | Проектор с презентацией Раздаточный материал | ||
Обобщение и систематизация знаний и умений (7-8мин) | Построение детьми нового способа действий и форми-ние способности к его выполнению | Фронтальная работа Группа словесных методов (побуждающий диалог) | Организует подводящий диалог, уточняет правило. - Откройте учебник на с.109, найдите упр. 189. Кто выразительно прочтёт строки из стихотворения Саши Чёрного «Зелёные стихи»? Задача остальных внимательно слушать и подумать, что с чем сравнивается в стихотворении. | Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд. А зелёные лягушки Песенку поют. Ёлка - сноп зелёных свечек, Мох - зелёный пол. И зелёненький кузнечик Песенку завёл... | УУРД: принимать учебную задачу и стремиться её выполнить. | Учебник, с.109, №189 Проектор с презентацией | ||
Обобщение и систематизация знаний и умений | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Индивидуальная Парная работы Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов Группа практических методов (выполнение заданий) Самоконтроль Внешний контроль | - Итак, что же с чем сравнивает Саша Чёрный? - Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются. - В чём сходство и различие глаголов в первом предложении? - Напишите первое четверостишие по памяти. Проверьте себя. Над глаголами укажите число. - По каким признакам вы определили число глаголов? - Почему изменились окончания в формах глагола зеленеют — зеленеет?» - Итак, что мы узнали о числе глаголов, выполняя данное упражнение? - Какой пункт плана мы выполнили? - Оцените свою работу в карточке успеха. - Давайте проверим, верный ли мы сделали вывод по учебнику. Найдите правило на с. 109. Кто прочтёт? - Расскажите правило друг другу в паре по очереди. | В стихотворении ель сравнивается с зелеными свечами, а мох с зеленым полом. - Зеленеют, зелёные, зелёненький. Глагол и имена прилагательные. - Глагол один, но в разных формах. - Зеленеют – мн.ч., зеленеет – ед.ч., поют – мн.ч. - Число глаголов мы определяем по числу имени существительного, с которым оно употребляется. Глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др. Глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др. - Глагол изменил форму числа. - Глаголы изменяются по числам. Глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др. Глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др. - Первый. Мы вспомнили, что знаем об изменении глаголов по числам. Оценивают свою деятельность в карте. | УУПД: наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; УУРД: владеть способами самоконтроля. | Учебник, с.109, №189 Проектор с презентацией Раздаточный материал Учебник, с.109 | ||
Обобщение и систематизация знаний и умений | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Индивидуальная работы Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов Группа практических методов Самоконтроль Внешний контроль | - Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою работу в карточке успеха. - Найдите упр.190 на с.109. Прочтём пары глаголов. - В чём различие каждой пары глаголов? - В каждой паре даны формы одного и того же глагола или однокоренные глаголы? - Определите их начальную форму. - Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания? - Запишите глаголы. Укажите их число и выделите окончания. Какие окончания выделим в первой паре глаголов? В каком числе 1-й, 2-й глагол? | - Второй. Мы поработали с правилом. Оценивают свою деятельность в карте. Напишет – напишут; помнил – помнили; Дружит – дружат; плавала – плавали; Обидит – обидят; выросло – выросли. - Данные глаголы имеют разную форму: ед. и мн. число. - Даны формы одного и того же глагола. - Написать, дружить, обидеть, помнить, плавать, вырасти. - Глаголы каждой пары имеют разные окончания, потому что они употреблены в разном числе. | УУПД: наблюдение за грамматически ми признаками глаголов (число); УУКД: воспринимать и формулировать суждения; УУРД: владеть способами самоконтроля. | Учебник, с.109, № 190 Проектор с презентацией | ||
Динамическая пауза (2 мин) | Проводит динамическую паузу. - Сейчас, я предлагаю немного отдохнуть. Вставайте, я буду показывать движения, ваша задача повторять за мной. Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три - нагнулась и присела, На четыре – улетела. - Одна бабочка была? А если много? Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек. Утром бабочкИ проснулИсь, ПотянулИсь, улыбнулИсь, Раз – росой онИ умылИсь, Два – изящно покружилИсь. Три - нагнулИсь и приселИ, На четыре – улетелИ. | Выполняют физические упражнения. | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа Группа практических методов (выполнение задания) Группа наглядных методов (раздаточный материал) Взаимоконтроль Самоконтроль | Организует выполнение самостоятельной работы. - Найдите упр.191 на с.110 учебника. Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений. Кто прочтёт вслух?
- Сколько здесь предложений? - Какие глаголы передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми? - Спишите, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите число глаголов. На выполнение задания даю 5 мин. Контролирует выполнение работы. - Заканчиваем выполнение задания. Организует взаимопроверку. - Проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На слайде представлено верное выполнение задания. Проверьте друг друга. - Кто не допустил ни одной ошибки в самостоятельной работе? Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? Есть ребята, которые допустили больше ошибок? - Какие возникли затруднения? - Оцените выполнение задания в карте успеха. - Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою работу в карточке успеха. | Выполняют самостоятельную работу. Анализируют выполненное задание. В траве трещ..т кузнечики скрип..т жук ворку..т дикие голуби стуч..т по деревьям дятлы пищ..т рябчики жужж..т золотая пчелка по..т певчие дрозды трещ..т сойка. - Восемь предложений. - Трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит. Оценивают друг друга. - Третий. Мы выполнили упражнения по теме урока. Оценивают свою деятельность в карточке успеха. | УУПД: наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число); УУРД: владеть способом взаимоконтроля; УУКД: выражать свою точку зрения. | Учебник, с.110, № 191 Проектор с презентацией Раздаточный материал Проектор с презентацией | ||
Рефлексия деятельности (2-3мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Индивидуальная работы Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (раздаточный материал) Внешний контроль Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся - Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги. - Какой была тема урока сегодня? - Какую цель мы ставили на урок? - Как вы думаете, вы достигли её? - Давайте обобщим, что вы знаете об изменении глаголов по числам? - Молодцы. - Домашнее задание: Образуйте форму другого числа глаголов в «Рабочей тетради» (упр. 152, с. 67 - устно, упр. 155, с. 68)». — А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Поднимите руку те, у кого все смайлики улыбаются. У кого 1 смайлик грустный? 2? Больше двух смайликов грустные? — Какое задание вам было интересно/сложно выполнять? — Ребята, вы отлично поработали! Урок окончен. | Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения - Тема урока: «Изменение глаголов по числам» - Цель: Потренироваться распознавать число глагола, изменять глаголы по числам. - Глаголы изменяются по числам. Глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др. Глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др. Ответы детей. | УУПД: анализировать информацию; УУКД: уметь полно и точно выражать своё мнение; УУРД: владеть способами самоконтроля, рефлексии. | Проектор с презентацией Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Изменение глаголов по числам» 3 класс "Перспектива".
«Изменение глаголов по числам»...
Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по числам" (3-й класс) Снежкова О.В. учитель МБОУ НОШ г. Покров
Тема урока: Изменение глаголов по числамТип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: информационнаяЭлементы технологий:1).работа в группах;2).здоровьесберегающие технологии;3).технология проблемно...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя:· знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" УМК "Перспектива" 3 класс
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для закрепления знаний и умений изменять глаголы прошедшего времени по родам Задачи урокаДидактические:1. Знать определение поняти...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.Задачи урока:Дидактические:1...