Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.
Задачи урока:
Дидактические:
1)формировать понятие о времени глаголов;
2)учить определять формы времени глаголов и употреблять их в речи.
Развивающие:
1) развивать логические мышление, память, внимание;
2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.
Воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности
2) воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1)учиться определять время глаголов;
2)учиться изменять глаголы по временам.
Личностные:
1) осознавать необходимость новых знаний;
2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;
3)формировать способность к оценке своих действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 24.03.2023 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 4Г Урок: 2 Время:14:00-14:40 Кабинет: 113 | Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна Группа: 35 Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)формировать понятие о времени глаголов; 2)учить определять формы времени глаголов и употреблять их в речи. | Предметные: 1)учиться определять время глаголов; 2)учиться изменять глаголы по временам. |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности 2) воспитывать умение работать в коллективе |
УМК: «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2017. -Ч.2
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Садитесь. -Сегодня на уроке оценивать свою работу мы будем с помощью смайликов. После каждого выполненного задания вы будете рисовать смайлик на полях тетради. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 2 слайд |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует минутку чистописания - Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «Двадцать четвертое марта». «Классная работа». Скажите, какие здесь есть орфограммы и подчеркните их. - Сейчас мы с вами проверим, как вы выполнили домашнее задание (с.75, № 156) -Какие глаголы в неопределенной форме вы образовали. Назовите суффиксы. - Как образовать глагол в неопределенной форме? - Почему в этих глаголах по 2 суффикса? - Читаем по цепочке слово и подобранный к нему глагол. - Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы? -Какие глагольные суффиксы могут стоять перед суффиксом – ть? - Как найти основу глагола, который стоит в неопределенной форме? -Поставьте на полях зеленый смайлик, если все правильно,1 ошибка - желтый,2 и больше - красный. -У кого зеленый смайлик? - Хорошо, продолжаем работу. | 2. Отвечают на вопросы учителя -Непроизносимая согласная «д», удвоенная «с» -Путешествие сущ.- путешествовать, сверкание сущ.- сверкать, победа сущ.- побеждать, чёрный прил.- чернеть, ужин сущ.- ужинать, рисунок сущ.- рисовать, салют сущ.- салютовать, жёлтый прил.- желтеть, беседа сущ.- беседовать, работа сущ.- работать, богатый прил.- богатеть, оборона сущ.- оборонять. - Задать вопрос что делать? или что сделать? - Один суффикс глагольный и неопределенной формы. -ть,-ти. - е-,-и-,-а-,-я-,-ыва-,-ива-,-ова-,- ева-,-ну-. -Нужно отбросить суффикс –ть,- ти | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Прочитайте слова, которые вы видите на слайде. П..беда, с..лют, б...гатство, б...тинки. - Какая орфограмма их объединяет? - Что такое словарные слова? -Какое из этих слов может быть лишним? Почему? - Перепишите данные слова к себе в тетрадь и подчеркните орфограмму. - Прочитайте. «На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов» - Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? -Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас. - А теперь измените, предложение так, чтобы в нём говорилось о том, что происходило раньше. - Поставьте глагол в такую форму, чтобы в предложении говорилось о том, что будет происходить? - Чем отличаются предложения, которые вы составили? - В каких формах употреблён глагол в этих предложениях? - Как вы думаете, какая сегодняшняя тема урока? - Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока - Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: - Узнать как... - Учиться образовывать… - Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока. - Но посмотрите, он перепутался, попробуйте поставить пункты плана в правильном порядке -Давайте проверим, правильно ли вы составили план. Кто хочет прочитать, какой план у вас получился? | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - Победа, салют, богатство, ботинки. - Безударная гласная в корне непроверяемая ударением, словарные слова. - Слова, написание которых необходимо запомнить. - Салют - пишется с буквой а, остальные слова- с буквой о. Ботинки - употребляется только во множественном числе, остальные - и в единственном, и во множественном. - Изменить форму глагола. -На празднике школьники исполняют песню для ветеранов. - На празднике школьники исполняли песню для ветеранов. - На празднике школьники будут исполнять песню для ветеранов. - Формой глагола. - В первом предложении глагол употреблён в настоящем времени, во втором- в прошедшем, в третьем- в будущем. - Изменение глаголов по временам. Цели: 1.Узнать, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. 2.Учиться образовывать временные формы глагола. План: 1)Узнаем, как определить время глагола. 2) Выясним, все ли глаголы изменяются по временам. 3) Будем учиться изменять глаголы по временам. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд |
«Открытие детьми нового знания» (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Откройте учебники на странице 76, упражнение 157. -Рассмотрите таблицу. - Как изменяется глаголы? - От каких форм образуются формы времени? - От каких глаголов в неопределенной форме можно образовать все три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее), а от каких только две формы времени (прошедшее и будущее) - Чем отличается будущее время глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопросы что делать? и что сделать? | 1. Выполняют задание и знакомятся с правилом -По временам - От неопределенной формы глагола. - От глаголов в неопределенной форме, отвечающих на вопрос что делать?, можно образовать все три формы времени, а от глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?- только две. - От глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопрос что делать?, образуется сложная форма будущего времени. А от глагола, отвечающих на вопрос что сделать?,- простая. | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | Работа с учебником |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. - А теперь посмотрите упражнение 158 на страницу 76. Прочитайте задание. - Как определить, какие временные формы можно образовать от каждого слова? - Давайте разберем образец. «Звонить, задаём вопрос (что делать?)- образуются все 3 формы времени. Что делает? звонит (наст.вр.), что делал? звонил ( прош.вр.), что будет делать? будет звонить ( буд.вр.)» - Поставьте ударение в словах. - Работаем самостоятельно в тетрадях. Один человек у доски. - В случае затруднения, обращаемся к таблице. - Кто выполнил упражнение, прочитайте рубрику « говорите правильно» - А теперь проверяем. У кого все правильно и нет ошибок - зеленый смайлик на полях, 1,2- желтый, 3 и более- красный. - Как мы определяем, какие временные формы можно образовать от слова? | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор - Задать вопрос к глаголу. - Позвонить- позвонил (прош.вр.), позвонит (буд.вр.); повторять- повторяет (наст.вр.), повторял ( прош.вр.), будет повторять ( буд.вр.), повторить-повторил ( прош.вр.), повторит (буд.вр.). -Задать вопрос к глаголу | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Работа с учебником 8 слайд |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. - Если я называю глаголы в прошедшем времени, вы хлопаете, в настоящем - топаете, будущем – прыгаете. Рассуждают, объяснил, прослушает, запишет, рисует, смотрит, списал, заглянули, думает, подумает, придумал, будет наблюдать, наблюдает, наблюдал. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения по видео | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой (15-20 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя | 1.Организует самостоятельную работу. - Образуйте временные формы глаголов: 1 вариант - писать, написать. 2 вариант - лепить, слепить. Работаем самостоятельно у себя в тетрадях. - Итак, поменяйтесь тетрадями, проверяем по образцу. Оцените работу. Нет ошибок – зеленый смайлик (улыбающийся) 1-2 ошибки – жёлтый смайлик 3-4 ошибки – красный (хмурый) - У кого нет ошибок? А у кого 1-2? - Всегда ли можно образовать три формы времени? - Чем отличаются формы будущего времени у глаголов, образованных от неопределенной формы, отвечающих на вопрос что делать? | 1.Выполняют самостоятельную работу. 1 вариант. Писать - пишет, писал, будет писать. Написать - написал, напишет. 2 вариант. Лепить - лепит, лепил, будет лепить. Слепить - слепил, слепит. - Нет, у глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? Только две формы времени. - Добавляем слово «будет». | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Раздаточный материал 9 слайд 10 слайд |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Внешний контроль | - Работаем с упражнением номер 159 на страницу 77. Прочитайте задание. - Когда употребляются слова одеть и надеть? - Что такое свитер? Проверьте, правильно ли вы объяснили значение слова, по толковому словарю учебника. - Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. -Как поставить глагол в форму прошедшего времени? - Первое предложение разберем вместе. «Девочка (что сделала?) надела свитер, ботинки и шапку и вышла на улицу». - Оставшиеся 3 предложения разбираем самостоятельно у себя в тетрадях. - А теперь давайте проверим, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ответы на слайде. 0 ошибок - зеленый,1- желтый,2 и больше – красный смайлик на полях. - Ребята у кого всё правильно и нет ошибок, поднимите руки, а у кого 1-2? - Молодцы. Как вы поставили данные глаголы в форму прошедшего времени? | - Одеть кого-то, надеть на себя. - Тёплая фуфайка без застёжек с высоким воротом. - Задать вопрос - Брат одел сестрёнку и повёл её в детский сад. Бабушка надела очки и стала читать газету. К ночи стало холодно. Мама укрыла сыновей тёплым одеялом. - Поставили вопрос. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Работа с учебником 11 слайд 12 слайд |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какие цели на урок мы ставили? -Запишите домашнее задание: упр. 160 стр. 77. -У кого 4 зеленых (улыбающихся) смайлика? Вам за урок «5». У кого 3 смайлика – «4» -Молодцы, спасибо за урок. | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема урока: «Изменение глаголов по временам» Цели: 1.Узнать, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. 2.Учиться образовывать временные формы глагола. | УУРД: Оценивать свою работу | 13 слайд с темой урока 14 слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание глаголов прошедшего времени.
Дата:06.05.2020...
Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Неопределенная форма глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.Задачи урокаДидактические:узнать что такое неопределённая форма глагола;научить определять по вопро...
Технологическая карта урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «Что обозначает глагол?»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Число глагола».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Число глаголов.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, изменять глаголы поЗадачи урока...