Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.

Задачи урока:

Дидактические:

1)формировать понятие о времени глаголов;

2)учить определять формы времени глаголов и употреблять их в речи.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1)учиться определять время глаголов;

2)учиться изменять глаголы по временам.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 24.03.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок: 2

Время:14:00-14:40          Кабинет: 113

Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна

Группа: 35

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употреблять в речи временные формы глаголов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятие о времени глаголов;

2)учить определять формы времени глаголов и употреблять их в речи.

Предметные:

1)учиться определять время глаголов;

2)учиться изменять глаголы по временам.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2017. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Садитесь.

-Сегодня на уроке оценивать свою работу мы будем с помощью смайликов. После каждого выполненного задания вы будете рисовать смайлик на полях тетради.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

2 слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует минутку чистописания

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «Двадцать четвертое марта». «Классная работа». Скажите, какие здесь есть орфограммы и подчеркните их.

- Сейчас мы с вами проверим, как вы выполнили домашнее задание

(с.75, № 156)

-Какие глаголы в неопределенной форме вы образовали. Назовите суффиксы.

- Как образовать глагол в неопределенной форме?

- Почему в этих глаголах по 2 суффикса?

- Читаем по цепочке слово и подобранный к нему глагол.

- Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы?

-Какие глагольные суффиксы могут стоять перед суффиксом – ть?

- Как найти основу глагола, который стоит в неопределенной форме?

-Поставьте на полях зеленый смайлик, если все правильно,1 ошибка - желтый,2 и больше - красный.

-У кого зеленый смайлик?

- Хорошо, продолжаем работу.

2. Отвечают на вопросы учителя

-Непроизносимая согласная «д», удвоенная «с»

-Путешествие сущ.-

путешествовать, сверкание

сущ.- сверкать, победа сущ.-

побеждать, чёрный прил.-

чернеть, ужин сущ.- ужинать,

рисунок сущ.- рисовать, салют

сущ.- салютовать, жёлтый

прил.- желтеть, беседа сущ.-

беседовать, работа сущ.-

работать, богатый прил.-

богатеть, оборона сущ.-

оборонять.

- Задать вопрос что делать? или

что сделать?

- Один суффикс глагольный и

неопределенной формы.

-ть,-ти.

- е-,-и-,-а-,-я-,-ыва-,-ива-,-ова-,-

ева-,-ну-.

-Нужно отбросить суффикс –ть,- ти

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Прочитайте слова, которые вы видите на слайде. П..беда, с..лют, б...гатство, б...тинки.

- Какая орфограмма их объединяет?

- Что такое словарные слова?

-Какое из этих слов может быть лишним? Почему?

- Перепишите данные слова к себе в тетрадь и подчеркните орфограмму.

- Прочитайте. «На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов»

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

-Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас.

- А теперь измените, предложение так, чтобы в нём говорилось о том, что происходило раньше.

- Поставьте глагол в такую форму, чтобы в предложении говорилось о том, что будет происходить?

- Чем отличаются предложения, которые вы составили?

- В каких формах употреблён глагол в этих предложениях?

- Как вы думаете, какая сегодняшняя тема урока?

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

- Узнать как...

- Учиться образовывать…

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

- Но посмотрите, он перепутался, попробуйте поставить пункты плана в правильном порядке

-Давайте проверим, правильно ли вы составили план. Кто хочет прочитать, какой план у вас получился?

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Победа, салют, богатство,

ботинки.

- Безударная гласная в корне непроверяемая ударением, словарные слова.

- Слова, написание которых

необходимо запомнить.

- Салют - пишется с буквой а,

остальные слова- с буквой о.

Ботинки - употребляется только

во множественном числе,

остальные - и в единственном, и

во множественном.

- Изменить форму глагола.

-На празднике школьники

исполняют песню для ветеранов.

- На празднике школьники

исполняли песню для ветеранов.

- На празднике школьники будут исполнять песню для ветеранов.

- Формой глагола.

- В первом предложении глагол

употреблён в настоящем

времени, во втором- в

прошедшем, в третьем- в

будущем.

- Изменение глаголов по

временам.

Цели:

1.Узнать, как образуются

глаголы настоящего,

прошедшего и будущего

времени.

2.Учиться образовывать временные формы глагола.

План:

1)Узнаем, как определить время глагола.

2) Выясним, все ли глаголы изменяются по временам.

3) Будем учиться изменять глаголы по временам.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Откройте учебники на странице 76, упражнение 157.

-Рассмотрите таблицу.

- Как изменяется глаголы?

- От каких форм образуются формы времени?

- От каких глаголов в неопределенной форме можно образовать все три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее), а от каких

только две формы времени (прошедшее и будущее)

- Чем отличается будущее время глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопросы что делать? и что сделать?

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом

-По временам

- От неопределенной формы глагола.

- От глаголов в неопределенной форме, отвечающих на вопрос что делать?, можно образовать все три формы времени, а от глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?- только две.

- От глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопрос что делать?, образуется сложная форма будущего времени. А от глагола, отвечающих на вопрос что сделать?,- простая.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

- А теперь посмотрите упражнение 158 на страницу 76. Прочитайте задание.

- Как определить, какие временные формы можно образовать от каждого слова?

- Давайте разберем образец. «Звонить, задаём вопрос (что делать?)- образуются все 3 формы времени. Что делает? звонит (наст.вр.), что делал? звонил ( прош.вр.), что будет делать? будет звонить ( буд.вр.)»

- Поставьте ударение в словах.

- Работаем самостоятельно в тетрадях. Один человек у доски.

- В случае затруднения, обращаемся к таблице.

- Кто выполнил упражнение, прочитайте рубрику « говорите правильно»

- А теперь проверяем. У кого все правильно и нет ошибок - зеленый смайлик на полях, 1,2- желтый, 3 и более- красный.

- Как мы определяем, какие временные формы можно образовать от слова?

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

- Задать вопрос к глаголу.

- Позвонить- позвонил (прош.вр.), позвонит (буд.вр.); повторять- повторяет (наст.вр.), повторял ( прош.вр.), будет повторять ( буд.вр.), повторить-повторил ( прош.вр.), повторит (буд.вр.).

-Задать вопрос к глаголу

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

8 слайд

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

- Если я называю глаголы в прошедшем времени, вы хлопаете, в настоящем - топаете, будущем – прыгаете.

Рассуждают, объяснил, прослушает, запишет, рисует, смотрит, списал, заглянули, думает, подумает, придумал, будет наблюдать, наблюдает, наблюдал.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения по видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.  

- Образуйте временные формы глаголов:

1 вариант - писать, написать.

2 вариант - лепить, слепить.

Работаем самостоятельно у себя в тетрадях.

- Итак, поменяйтесь тетрадями, проверяем по образцу. Оцените работу.

Нет ошибок – зеленый смайлик (улыбающийся)

1-2 ошибки – жёлтый смайлик

3-4 ошибки – красный (хмурый)

- У кого нет ошибок? А у кого 1-2?

- Всегда ли можно образовать три формы времени?

- Чем отличаются формы будущего времени у глаголов, образованных от неопределенной формы, отвечающих на вопрос что делать?

1.Выполняют самостоятельную работу.

1 вариант. Писать - пишет, писал, будет писать. Написать - написал, напишет.

2 вариант. Лепить - лепит, лепил, будет лепить. Слепить - слепил, слепит.

- Нет, у глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? Только две формы времени.

- Добавляем слово «будет».

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

9 слайд

10 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

- Работаем с упражнением номер 159 на страницу 77. Прочитайте задание.

- Когда употребляются слова одеть и надеть?

- Что такое свитер? Проверьте, правильно ли вы объяснили значение слова, по толковому словарю учебника.

- Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

-Как поставить глагол в форму прошедшего времени?

- Первое предложение разберем вместе. «Девочка (что сделала?) надела свитер, ботинки и шапку и вышла на улицу».

- Оставшиеся 3 предложения разбираем самостоятельно у себя в тетрадях.

- А теперь давайте проверим, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ответы на слайде. 0 ошибок - зеленый,1- желтый,2 и больше – красный смайлик на полях.

- Ребята у кого всё правильно и нет ошибок, поднимите руки, а у кого 1-2?

- Молодцы. Как вы поставили данные глаголы в форму прошедшего времени?

- Одеть кого-то, надеть на себя.

- Тёплая фуфайка без застёжек с высоким воротом.

- Задать вопрос

- Брат одел сестрёнку и повёл её в детский сад. Бабушка надела очки и стала читать газету. К ночи стало холодно. Мама укрыла сыновей тёплым одеялом.

- Поставили вопрос.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

11 слайд

12 слайд

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

-Запишите домашнее задание: упр. 160 стр. 77.

-У кого 4 зеленых (улыбающихся) смайлика? Вам за урок «5». У кого 3 смайлика – «4»

-Молодцы, спасибо за урок.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Цели:

1.Узнать, как образуются

глаголы настоящего,

прошедшего и будущего

времени.

2.Учиться образовывать временные формы глагола.

УУРД:

Оценивать свою работу

13 слайд с темой урока

14 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Неопределенная форма глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.Задачи урокаДидактические:узнать что такое неопределённая форма глагола;научить определять по вопро...

Технологическая карта урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Число глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Число глаголов.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, изменять глаголы поЗадачи урока...