Технологическая карта урока «Мягкий знак на конце и в середине слова перед согласными».
план-конспект урока по русскому языку

Технологическая карта урока «Мягкий знак на конце и в середине слова перед согласными».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 20.12.23

Школа: МБОУ "Чечеульская СОШ"

Класс: 2 «А»

Урок: 3

Время: 9:45   Кабинет: 1

Студент: Нечипурук А.

Группа: 301НК __

Учитель: Нечипурук Н.Н __

Методист: Ткаченко Е.А.

Тема урока «Мягкий знак на конце и в середине слова перед согласными».

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: познакомить со структурой письма и особенностями его построения

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков;
  2. Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки;
  3. Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Предметные:

  1. Научить способам обозначения мягкости согласных звуков
  2. Научить различать мягкость и согласного звука на конце слова мягким знаком.

Развивающие:

1) Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;

2)Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Личностные:

  1. охранять мотивацию к учёбе;
  2. ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
  3.  развивать способность к самооценке;

Воспитательные:

1)   Воспитывать осознанное отношение к учёбе;

2)Включить учащихся в коллективную деятельность;

УМК: ________________________________________________________________________________________________________

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М:беседа

– Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Здравствуйте ! Меня зовут Анастасия Васильевна, я сегодня проведу у вас урок русского языка

 

Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех и в конце урока.

Дети приветствуют друг друга.

К.- слушают учителя, настраиваются на работу

Р.-организуют своё рабочее место, проверяют готовность к уроку, выполняют действия, предложенные учителем

Л.- самоопределение

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

М:беседа

- Сейчас мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди».

Все вы знаете, что гуси-лебеди унесли маленького братца. Сестра побежала искать его и на пути встретила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь девочке, её попросили выполнить задания. Она очень волнуется за братца и переживает, что не справится. Но мы можем ей помочь! Вы хотите помочь девочке?

-Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала-бежала, увидела – печь стоит.

- Что сказала девочка печке?

- А печка отвечает: «Выполните, ребята, работу, с которой всегда начинаете урок русского языка, скажу».

- Какую работу мы проводим в начале урока?

 

- Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

 

– Запишите её красиво в своих тетрадях.

 

– Сели ровно, сделали наклон тетради, пишем.

А теперь запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и классная работа.

Ответы детей.

 

 

 

- Минутка чистописания.

К.- участвуют в диалоге, слушают друг друга, высказывают свою точку зрения на события, учатся оформлять свои мысли в устной речи, рассказывают, что они знают о правописании мягкого знака,

К.- читают слова, предлагают задания

Р-умение корректировать и оценивать собственную деятельность

Постановка учебной задачи

 (4 -5 мин)

Выявление места и причины

затруднения, постановка цели урока

Ф, П

М:беседа

- Печка указала дорогу. Побежала девочка дальше. Стоит яблонька.

- Что сказала девочка яблоньке?

- А яблонька говорит: « Есть в середине моего имени мягкий согласный звук. Какой?

 

- Обсудите в парах какова тема сегодняшнего урока.

 

 

- Откройте учебники. Страница 125. Почитайте, как в учебнике формулируется тема урока.

 

- Обсудите друг с другом, чему вы будете учиться сегодня на уроке»

Ответы детей.

Дети произносят слово и выделяют звук.

 

Ответы детей.

Обсуждают в паре, какова тема урока, договариваются, кто будет отвечать на класс.

Ученики читают название темы на с.125 и делают вывод, насколько правы они были в определении темы.

Обсуждают в паре, чему будут учиться на уроке, кто будет отвечать от пары.

К.- выполняют задание, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге    

Р.- формулируют тему и задачи урока

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф,П

М:беседа

- И тут увидела девочка, как промелькнули гуси-лебеди за тёмным лесом.

 - Измените, слово гуси так, чтобы оно называло один предмет.

- Какой звук слышится в конце слова?

- Какими буквами обозначен этот звук?

- Какую роль выполняет Ь?

(Аналогично проводится работа со словом лебеди)

- Чем отличается Ь от других букв азбуки?

- Какая ещё буква не обознача

Дети выделяют объект изучения: гусь, лебедь.

Проводят звуковой анализ части слов.

Делают вывод.

К.- участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения

Л.- освоение личностного смысла учения, желания учиться

Р.-соотносят задание с образцом, предложенным учителем, делают выводы, контролируют

и корректируют собственную деятельность;

Л.-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,П

М:беседа

- Яблонька за работу даёт вам по яблочку. Внутри этих яблок правило. Прочитайте.

- Хотите запомнить это правило?

 - Поработаем над оперативной памятью.  За одну минуту  попробуйте выучить правило в стихах.

- Проверьте друг друга в паре.

- Кто желает рассказать на класс?

Читают правило на «яблочках»

Ответы детей.

Каждый заучивает самостоятельно.

 

В паре проверяют друг друга.

 

Ответы детей.

К.- участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения

Л.- освоение личностного смысла учения, желания учиться

Р.-соотносят задание с образцом, предложенным учителем, делают выводы, контролируют

и корректируют собственную деятельность;

Л.-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

Физкультминутка

(1 мин)

(Изображение героев сказки)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф,П

М:беседа

Указала яблонька на дальнейший путь. Бежит девочка дальше. Видит речку на пути.

- Что сказала девочка речке?

- А речка говорит: «Вижу, вы очень устали, проведите физкультминутку»

- Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках.

В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец.

Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к речке и стала просить помощи.

- Как просила помощи девочка?

-А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если вы, ребята, выполните моё задание на карточке в группе»

Карточка 1.

Работа в парах. "В одиночку не одолеешь и кочку". Одному человеку не легко, а вместе - любая работа по силам.

- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком на конце слова.

- У вас на столах лежат карточки. Что нужно сделать? (По рисунку угадать слово и записать на строчках)  Чья пара выполнит первой, то показывает знаком.

Работаем в паре.

Ответы детей.

Дети садятся по группам. Выбирают, кто будет читать задание, кто будет принимать ответы и записывать на карточку.

 

Группы обмениваются карточками и проверяют.

Р.- контролируют

собственную деятельность;

-выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неуспеха

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,П

М:беседа

- Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не увидели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше, гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути печка.

- Как просила помощи девочка у печки?

- А печка говорит: «На ваших партах лежат две карточки. Рассмотрите их, прочитайте задание. Договоритесь между собой, кто с какой карточкой будет работать.

   две карточки – « Найди пару» .           «Один – много».

Спрятала их печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.

А сестра с братцем возвратились  домой, и предлагают вам домашнее задание.

 

1.     Выучить правило в яблочках.

2.     С. 126 упр.206.

- Посмотрите задания. Что непонятно?

Ответы детей.

 

 

Ученики самостоятельно выполняют упражнение .

Проверяют свою работу по ключу.

Оценивают с помощью специальных знаков.

 

Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление.

Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее.

К.- участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения

Л.- освоение личностного смысла учения, желания учиться

Р.-соотносят задание с образцом, предложенным учителем, делают выводы, контролируют

и корректируют собственную деятельность;

Л.-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М:беседа

- Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, указывал дорогу и спасал от гусей-лебедей?

- А какую роль выполняет Ь в слове яблонька?

- А в подарок вам от Мягкого знака необычное задание. Если вы правильно вставите в нужные слова ь, то увидите что- то интересное, вас ждёт сюрприз.

    

лук .

 

сол .

пен .

ден .

воз .

гном .

 

олен .

сон .

мост .

куст .

нос .

пят .

кон .

рыс .

слон .

 

крот .

плот .

дом .

лен .

стол .

 

стул .

 

шмел .

дожд .

осен .

мак .

  

    Вы сегодня – молодцы!

    Отвечали как бойцы!

    Всем спасибо за урок!

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.

Высказывания учеников.

К.-участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения,

оформляют мысли в устной речи

 

 

Р.- высказывают впечатления от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными"

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными....

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".

Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" (УМК "Школа России", 2 класс)

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока : "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными"....

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Цели: - совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.УУД:Регулятивные: - учиться принимать у...

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.Тип урока: закрепление знаний.Оборудование: проектор, компьютер.Раздаточный материал: карточкиЦель:  в со...

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным". Построен на основе технологии опережающего обучения....