Урок русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение и употребление в речи.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Данная разработка содержит технологическую карту урока русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи", наглядный и раздаточный материал, презентацию. В ходе урока открытия нового знания ребята самостоятельно приходят к выводу о том, что помимо изученных ими частей речи, имени существительного, имени прилагательного и глагола, в русском языке есть интересная часть речи, которая не называет предмет, а лишь указывает на него. Учащиеся узнают, что эта часть речи имеет своё название, пришедшее из греческого языка, а также научатся правильно употреблять местоимение в речи. На уроке ребята не просто прочитают правило, но и смогут потренироваться его применять в различных заданиях, которые смогут выбрать себе сами. К уроку разработаны оценочные листы, где учащиеся по ходу урока отмечают уровень прохождения каждого этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 60.6 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 376.98 КБ |
kartochka_1._tekst.docx | 17.9 КБ |
kartochka_2._zadaniya_po_vyboru.docx | 31.99 КБ |
naglyadnye_posobiya.docx | 1.38 МБ |
otsenochnye_listy.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Ентальцева Ирина Леонидовна | |||
ОУ: ГБОУ СОШ №217 | |||
Класс: 2А | |||
УМК: Школа России | |||
Предмет: русский язык | |||
Тема: «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» | |||
Тип урока: открытие новых знаний | |||
Цель урока: познакомить обучающихся с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. | |||
Задачи:
| |||
Формы и методы, применяемые на уроке: Формы: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический. Используемые приемы оценивания: самооценивание, взаимооцениваие, рефлексия. | |||
Технологии: проблемная, здоровьесберегающая. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные
о местоимении, как части речи;
| Метапредметные Регулятивные самостоятельно определять учебную задачу; планировать свою деятельность по решению учебной задачи; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимениия Коммуникативные УУД: Оформлять свою мысль в устной речи, формулировать высказывание, сотрудничать, слушать мнение других. | Личностные
| |
Ресурсы урока: компьютер, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал: карточки-задания (индивидуальные и для работы в паре), оценочные листы, наглядный материал. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
| |||
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их кивком головы. А теперь проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник. На партах также лежат листы с заданиями. С ними будете работать только по сигналу учителя. | Приветствуют учителя и гостей. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу на уроке. | ||
| |||
Рассмотрите карточки зелёного цвета. Это оценочные листы. На них при помощи знаков «!», «+», «-» во второй колонке вы будете оценивать выполнение заданий. Вспомните и назовите критерии оценивания. В конце урока листы оценивания помогут определить, что удавалось выполнить хорошо, а где нужно ещё потренироваться. Также вы будете оценивать своё настроение в начале и в конце урока в тетради при помощи смайликов: Весёлый смайлик – готов работать, рад стараться! Серьёзный смайлик – мне всё равно. Грустный смайлик – чувствую тревожность, нет желания работать. Правильность устных ответов будем оценивать при помощи хлопка. Ну а девиз нашего сегодняшнего урока, следующий: С малой удачи начинается большой успех. Слайд № 1. | Рассматривают лисы оценивания. Вспоминают критерии с опорой на наглядность. | ||
| |||
Итак, поехали! Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, «Классная работа». При письме сидим прямо, локти лежат на столе, тетрадь наискосок. Подчеркните орфограммы. Назовите орфограммы, которые вы подчеркнули. Это начало урока, а значит, напротив даты на полях нарисуйте смайлик, показывающий ваше настроение на данный момент. К девизу мы ещё вернёмся в конце урока, ну а сейчас вспомним, какую большую тему мы изучали на уроках русского языка в последнее время. С какими частями речи вы познакомились? Что вы о них можете рассказать? Приведите примеры каждой части речи. Проверим, насколько правильно вы умеете определять части речи в словах. Следующее задание выполните письменно в тетради. Я буду читать предложения, вы - записывать слова: 1 ряд – только имена существительные. 2 ряд – только имена прилагательные. 3 ряд – только глаголы. Слова записываете в строчку. Первое слово – с большой буквы, остальные, через, запятую, с маленькой. Сели правильно, приготовились: Наступила тёплая весна. Светит яркое солнышко. Стоят чудесные деньки. Журчит светлый ручей. Щебечут лесные птицы. Проверяем себя. Возьмите ручку с зелёной пастой или простой карандаш, если записана подходящая часть речи – над словом ставите «+», если записали не ту часть речи «-», если не хватает какого-либо слова, тоже «-» в строке. Имена существительные зачитывает… Имена прилагательные - … Глаголы - … Подсчитайте количество «+». Оцените себя на оценочном листе. Теперь подчеркните известные вам орфограммы. Проверьте. Слайд №3. | Записывают:
24 апреля. Классная работа. - В слове «апреля» подчёркиваем безударный гласный «а», не проверяемый ударением. В слове «классная» - удвоенный согласный «с», в слове «работа» - безударный гласный «а» в первом слоге. - Изучали большую тему «Части речи». - Познакомились с именем существительным, с именем прилагательным и глаголом. (Рассказывают о частях речи: что обозначают и на какие вопросы отвечают. Приводят примеры слов на каждую часть речи. Правильность высказывания остальные оценивают хлопком) Записывают определённые части речи. 1 ряд: Весна, солнышко, деньки, ручей, птицы. 2 ряд: Тёплая, яркое, чудесные, светлый, лесные. 3 ряд: Наступила, светит, стоят, журчит, щебечут. 1 ряд: Весна, солнышко, деньки, ручей, птицы. 2 ряд: Тёплая, яркое, чудесные, светлый, лесные. 3 ряд: Наступила, светит, стоят, журчит, щебечут. | ||
| |||
Ну а следующее задание будете выполнять в паре с соседом. Вспомним правила работы в паре. На партах лежат карточки розового цвета. Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке. Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно. Как вы думаете, кто же этот «он»? Почему у вас разные ответы? Я зачитаю продолжение истории: Вечером к Антону пришёл в гости его друг, и мальчики играли вместе с котёнком Барсиком. Итак, как вы догадались, это был… Запишите предложения (под диктовку): Котёнок ждал. Он ждал. Подумайте вместе с одноклассником и укажите над словами известные вам части речи. Если не можете определить часть речи или сомневаетесь, то просто подчеркните слово. (во время обсуждения в парах частей речи учитель записывает предложения на доске в качестве образца и для дальнейшей работы) Итак, какое слово является глаголом? Что обозначает глагол? Какое существительным? Что обозначает существительное? Есть ли слово, в котором вы сомневаетесь? Почему? Поднимите руку, кто считает, что слово не относится ни к одной известной нам части речи. Как вы думаете, что новое будем узнавать сегодня на уроке? Какая будет цель сегодняшнего урока? Какие задачи поставим перед собой? Задачи:
Слайд №4. Что нам может в этом помочь? …и ваши рассуждения. | Читают правила работы в паре. Читают текст. Один из учащихся читает текст вслух. - Возможно, это котёнок, хомячок, щенок… - В тексте не говорится конкретно, кто это. Слушают, делают вывод. - …котёнок. Записывают предложения. - Ждал (глаг.) Действие предмета. - Котёнок (сущ.) Предмет. - Он (?) Не обозначает какой-то конкретный предмет. Поднимают руку. - Цель урока: познакомиться с новой частью речи. - Задачи: 1. Узнать… 2. Научиться… 3. Применять… - Нам может помочь учитель, информация в учебнике, разные здания. | ||
| |||
Будем рассуждать. Какую часть речи заменило нам слово «он»? Заменило, т.е. стало вместо имени существительного. Запишем: Он – котёнок. Предположите, какое можно было бы дать название такой части речи? Посмотрим, кто из вас оказался прав? Слайд №5. Итак, как же называется часть речи, с которой мы знакомимся сегодня? Можем надписать её над словом «он» в предложении «Он ждал». Откроем учебники на стр. 101 -102. Прочитайте название темы. Прочитайте правило (про себя). Что вы можете рассказать про местоимение? Приведите примеры местоимений. Физминутка Придумайте предложение с местоимением. Назовите местоимение. Выполним упражнение 173. Прочитайте задание. Выполните письменную часть задания в тетради. Поменяйтесь тетрадью с соседом. Оцените на полях. Перенесите отметку соседа в свой оценочный лист. Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. Молодцы. А есть те, кто допустил ошибку? Ошибку допустила я. Посмотрите на экран. Всё ли вам нравится в записях? Слайд №6.
Замените повторяющееся имя существительное. Проверим, стало ли правильно? Запишите любую понравившуюся пару предложений в тетрадь. Подчеркните местоимения. Проверьте себя по образцу. Поставьте отметку в оценочном листе. Слайд №6. Сделайте вывод, какую роль местоимения играют в речи? Итак, название новой части речи узнали, примеры местоимений привели, вывод о значении местоимений сделали. Что будем делать теперь? У вас на столе лежат листы бледно-жёлтого цвета с разными заданиями. Первое задание – самое лёгкое: нужно прочитать загадки, записать отгадки, подчеркнуть местоимения. Второе задание – чуть сложнее: вставить в предложения пропущенные местоимения. Третье задание – сложное: придумать небольшой (3 – 4 предложения) текст на тему: «Мой лучший друг», используя местоимения. Самостоятельно оцените свою работу на оценочных листах. Время выполнения – 5 минут. | - Слово «он» заменило имя существительное. Записывают: Он котёнок. Предполагают, как можно было бы назвать такую часть речи. Читают историческую справку. - Часть речи – местоимение. Надписывают часть речи (мест.) Читают название темы, правило. - Местоимение не называет предмет, а только указывает на него. - Я, ты, он, она, они, мы, вы. - Я пошёл в школу. Мы играли в прятки. Он пил сок. Выполняют упражнение. Оценивают соседа. Заполняют оценочный лист. - Существительное повторяется дважды. Его необходимо заменить во втором предложении каждой пары. - Местоимения делают нашу речь разнообразной, позволяют избежать повторов. - Будем тренироваться определять местоимения, находить их, правильно употреблять в речи. Выбирают задания, выполняют их. | ||
| |||
В начале урока мы поставили с вами следующие задачи: 1. Узнать, как называется новая часть речи, и что она обозначает. 2. Научиться определять эту часть речи. 3. Правильно применять её в речи. Слайд №7. Удалось ли нам достичь цели урока и выполнить поставленные задачи? Если да, то расскажите, что вы узнали о новой части речи. Сегодня вы прошли множество испытаний. И теперь пришло время оценить свои старания. В течение урока вы оценивали себя за каждое выполненное задание в оценочных листах. Теперь поставьте себе общую оценку в самом низу: сначала подсчитайте количество «!», «+», «-». Каких знаков оказалось больше? Достигли цели урока? Да или нет. В тетрадях на полях напротив последнего задания поставьте смайлик: какое настроение у вас к концу урока? | Дети озвучивают целостный образ местоимения как части речи, его роль в речи. Обучающиеся оценивают результаты своей работы. | ||
| |||
Наш урок подошёл к концу. Вспомним, какой же девиз был в начале урока? Слайд №8. С малой удачи начинается большой успех. Сегодня вы удачно поработали, я вами довольна. Желаю вам дальнейших успехов в освоении русского языка! Спасибо за работу на уроке. | |||
8. Домашнее задание | |||
Учебник, с. 101 учить правило, упр. 171. По желанию: придумать загадки, содержащие местоимения. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ряд: В е сна, солнышк о , д е н ь ки, ручей, птицы. 2 ряд: Тёпл ая , ярк ое , чу десные, светлый, л е сные. 3 ряд: Наступила, свет ит , ст о ят, журчит, щ е бе чу т.
Цель урока: познакомиться с новой частью речи.
Задачи урока: 1. Узнать, как называется новая часть речи. 2. Научиться определять её в словах. 3. Применять в своей речи правильно.
Это слово заимствовано из старославянского языка. В этом древнем языке оно было создано по образцу греческого слова « антонимиа », которое возникло способом сложения слов «анти», что значит « вместо », и « онима », которое переводится как « имя ».Так появилось в русском языке слово « место имени е».
1. Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад. 2. Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу. 3. Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.
1 . Ёж нашёл гриб. Он был очень рад. 2. Орлы парят над землёй. Они высматривают добычу. 3. Оса летает над вареньем. Она хочет полакомиться.
Цель урока: познакомиться с новой частью речи. Задачи урока: 1. Узнать, как называется новая часть речи. 2. Научиться определять её в словах. 3. Применять в своей речи правильно.
С малой удачи начинается большой успех!
Домашнее задание: Учебник, стр. 101 учить правило, упр. 171. По желанию: придумать загадки, содержащие местоимения, записать в тетрадь.
Предварительный просмотр:
Карточка 1. Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке. Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно. Кто же этот «он»? | Карточка 1. Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке. Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно. Кто же этот «он»? |
Карточка 1. Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке. Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно. Кто же этот «он»? | Карточка 1. Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке. Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно. Кто же этот «он»? |
Предварительный просмотр:
Карточка 2.
ФИ ученика
Задание 1.
Прочитай загадки, запиши отгадки. Подчеркни местоимения.
Он надутый такой,
Бьют его рукой, ногой.
Не грустит он и не плачет,
Только прыгает и скачет.
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу.
Она хвостиком виляет,
Хоть зубаста, но не лает.
Задание 2.
Вставь пропущенные местоимения.
Вечером читаем сказки. Что вырезает из бумаги? А
умеете так вырезать? Какую задачу решают. Завтра пойду в библиотеку.
Задание 3.
Придумай небольшой (3 – 4 предложения) текст на тему: «Мой лучший друг», используя местоимения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс ФГОС по теме "Глагол как часть речи и употребление его в речи"
Этапы уроков, методы, деятельность учителя,и учеников...
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."
Первый урок по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....
презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"
Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Имя прилагательное как части речи: значение и употребление в речи"
quot;Имя прилагательное как части речи: значение и употребление в речи"...
Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".
Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...