Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание частицы НЕ с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание частицы не с глаголами»
(УМК «Школа России», 2 класс)
Учебный предмет | Русский язык | |||||
Класс | 2 класс | |||||
Тип урока | Урок изучения новых знаний | |||||
Цель урока | Создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению правописания частицы не с глаголами | |||||
Технологии, методы | Технология педагогики сотрудничества Словесный метод Наглядный метод Игровой метод Проблемный метод Метод упражнений Методы самооценки и оценки учителем, взаимоконтроля | |||||
Основные понятия, термины | Часть речи, глагол, частица, предложение, орфограмма. | |||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: - научиться определять особенности глагола как части речи, грамматические признаки (единственное или множественное), роль в предложении; - осуществлять понимание орфограммы «правописание частицы не с глаголами» через работу с текстами; - содействовать воспитанию внимательного отношения к слову; воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке. | Личностные УУД – проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету, осознают границы своего знания и «незнания». Метапредметные – содействовать формированию УУД: Регулятивных – владеют умением организовывать свое рабочее место, принимают учебную задачу, умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, контролируют свои действия в упражнениях зависимости от действий, оценивать правильность выполнения в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы с учетом характера сделанных ошибок; Познавательных – понимают познавательную задачу, анализ объектов с целью выделения признаков, умение проводить сравнение, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативных – формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, используют различные речевые средства для участия в учебном диалоге. | |||||
Организация пространства | ||||||
Формы работы | Ресурсы | |||||
Фронтальная Индивидуальная Работа в группах Работа в парах | Книгопечатная продукция: учебники по русскому языку для 2 класса под редакцией В.П. Канакиной и рабочие тетради Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point Текст физкультминутки, записи на доске. | |||||
Технология изучения | ||||||
Этапы урока | Время | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент (Мотивирование к учебной деятельности) | 2-3 мин. | Коммуникативные – учатся слушать и слышать указания учителя. Регулятивные – контролируют свои действия в упражнениях зависимости от показанных учителем действий, владеют умением организовывать свое рабочее место; контролируют записи в тетради. Личностные – владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок. | На доске запись числа и классной работы Произносительный уровень РР (работа над техникой речи) | 1. Проверка готовности к уроку учебных принадлежностей. 2. Проверка посадки. 3. Речевая разминка: 1. Учись отчётливо произносить звуки. та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат.
2. Читай без ошибок. Произноси быстро. Ткет ткач ткани на платье Тане. | 1. Демонстрируют готовность к уроку. Дети организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте. Выполняют упражнения для развития речевого дыхания. | |
Минутка чистописания (каллиграфическая работа). | 4 мин. | Познавательные -понимают познавательную задачу. Коммуникативные - учатся слушать, излагают и аргументируют свое мнение. Регулятивные - владеют умением организации рабочего места, принимают учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают свои ошибки и успехи. | На слайде демонстрационная карточка с изображением букв Г, г | 1. Каллиграфическая работа: Гг Га Гр Ге рг гу га ог У Гриши Петрова жил кот Васька. 1. Объяснить употребление заглавной буквы. 2. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. 3. К слову кот подобрать однокоренные слова, выделить корень. Контроль правильности осуществляется по следующим критериям: 1. Наклон. 2. Высота. 3. Ширина. 4. Элементы. без ошибок – 5 до двух ошибок – 4 от трёх до пяти ошибок – 3 | В тетрадях записывают следующие строчки: Гг Га Гр Ге рг гу га ог Анализируют запись в тетради и отвечают на вопрос. Осуществляют самооценку своей деятельности. | |
Словарно-орфографическая работа. | 5 мин | Коммуникативные: - учатся слушать, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. Регулятивные - принимают учебную задачу, анализируют содержание текста, учитывая все названные признаки, делать предположения, объяснять и доказывать их, замечать свои ошибки, контролируют ответы товарищей. | Слайды с заданием и ответами Произносительный уровень РР (работа над орфоэпией) Лексический уровень РР (активизация словаря) | 1. Задание на словарную работу. Словарный диктант. Степная, поет, яблоко, стоять, ребята, хорошие, бежать, мороз, не хочу. - Читаем по слогам по цепочке, объясняем орфограмму. - А как вы написали последнее слово? - У вас возникла трудность? - Какой частью речи является это слово? - Составьте словосочетания или предложения с предложенными словами. - Что же такое НЕ? Попробуем ответить на этот вопрос.
- Какое слово получилось по вертикали? | Степная – степь, поет – пой, яблоко – словарное слово, стоять – стой, ребята – словарное слово, хорошие – словарное слово, бежать – бег, мороз – словарное слово. Отвечают на вопросы учителя, ищут трудность. Дети проверяют каждое слово, получив ключевое слово ЧАСТИЦА. | |
Актуализация знаний | 3 мин. | Личностные - проявляют познавательный интерес к животному, осознают границы своего знания и «незнания». Познавательные – логические - анализ объектов с целью выделения признаков, умение проводить сравнение. | - Посмотрите на экран. Прочитайте задание. Выполните его устно. - Кто готов? Ваши предложения? Давайте сравним ваши ответы с эталоном на экране. Прочитаем сейчас все вместе слова, четко проговаривая каждую букву. - Давайте проверим, правильно ли вы распределили слова по группам. Какое начало у всех частей речи, которые есть на слайде? Почему в столбике с глаголами начало слова написано в скобках? | Выполняют самостоятельно задания, актуализируют полученные ранее знания | ||
Самоопределение к деятельности: определение темы урока, формулирование цели и задач своей деятельности на уроке. | 8 минут | Коммуникативные - участвуют в общей беседе, совместной деятельности. Познавательные - осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные - осознают и принимают учебную задачу, замечают допущенные ошибки. Личностные - оценивают содержание вопроса и рисунка с нравственно-этической точки зрения. | Слайд с темой и целью урока | 1. Привлечение учащихся к определению темы урока. Частица. НЕ – это частица, это новая для нас часть речи. А для чего она нужна? Прочитаем уже знакомое вам стихотворение четко и вслух, которое вы должны были выучить дома (А. Шибаев): «Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась. - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу!»
- Для чего же нам в речи нужна частица НЕ?
2. Определение темы и цели урока. - Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься? Какова тема урока? А какова цель? Чему мы научимся? | Слушают стихотворение, думают над темой урока Анализируют работу, предлагают варианты ответов. Определяют тему урока, ставят цель, планируемые результаты. | |
Изучение новых знаний (усвоение грамматико-орфографического правила). | 7 минут | Регулятивные - учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные - осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, ориентируются на страницах учебника, планируют свои действия. Личностные – приобретают новые знания, корректируют уже имеющиеся, оценивают содержание вопроса и рисунка с нравственно-этической точки зрения. | Учебник русского языка «Школа России» (2 класс, 2 часть) Лексический уровень РР (уточнение словаря) | Учитель предлагает рассмотреть правильное написание пословиц на стр. 78 учебника, упражнение 136. - Как пишется частица не с глаголом? Озвучивает правило из учебника: Задание: запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя. Подчеркните глаголы и частицу не. Физкультминутка - Давайте немного отдохнем. Учитель предлагает выразительно прочитать стихотворение Н. Вронского «Не» на стр. 78 учебника, упражнение 135. - Почему автор так назвал свое стихотворение? О чем оно? - Какие хорошие привычки должны быть у детей? - Прочитаем выразительно стихотворение. Задание из учебника: выпишите глаголы с частицей не. Подчеркните частицу не. (Предлагает детям обменяться тетрадями и проверить правильность выполнения задания). - Посмотрите на памятки, давайте подумаем, почему здесь частица НЕ пишется слитно? - Попробуйте объяснить значение этих слов. | Работа с учебником. Отвечают на вопрос. Запоминают орфограмму. Работают в тетрадях. Замечают допущенные ошибки и корректируют выполненное задание. Слушают учителя, выполняют указанные действия, корректируют свои ошибки, глядя на товарищей. Читают текст в учебнике. Высказывают своё мнение, рассуждают с опорой на правило. Работают в тетрадях. Определяют правильность выполнения задания, осуществляя взаимоконтроль. - Эти слова не существуют без частицы НЕ | |
Первичная проверка понимания. | 7 минут | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные - проявляют познавательный интерес к изучению темы, осознают границы своего знания и «незнания». Регулятивные - анализируют содержание текста, планируют свои действия, осознание качества и уровня усвоения учебного материала. | Лексический уровень РР (уточнение словаря) Грамматический уровень РР Карточки с вопросами | Составление рассказов в паре (творческая работа) - А сейчас немного пофантазируем. На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ в паре с использованием глаголов и частицы НЕ и запишите его на листочке. - Я уверена, что у вас получились хорошие рассказы. Кто желает озвучить? - Прочитайте про себя отрывок из стихотворения И. Мазнина «Походили, поболтали». - Что значит «повстречались» и «распрощались»? Предлагает вопросы для понимания текста:
-Молодцы! Закончили работу. | Демонстрируют готовность к выполнению задания. Слушают задание, осознают поставленную задачу и работают парами. Читают стихотворение и отвечают на вопросы. Определяют правильность выполнения задания. Беседуют с учителем. | |
Первичное закрепление. | 7 минут | Личностные - проявляют познавательный интерес к изучению темы, осознают границы своего знания и «незнания». Коммуникативные - участвуют в общей беседе, совместной деятельности. Регулятивные - анализируют содержание текста, контролируют ответы товарищей, осознание качества и уровня усвоения учебного материала. | Карточка с заданием. Картинка стихотворения. Лексический уровень РР (уточнение словаря) | Предлагает задания на закрепление: 1. На партах вы видите карточки. Как вы думаете, что вам нужно сделать? (не)ловит, (не)моет, (не)молчу, (не)хочу, (не)слышу. 2. Выпишите глаголы с частицей НЕ: - Обменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте. - Что такое «норка»? Сколько значений у этого слова? Чем отличается «норка» и «нора»? 3. Прочитаем пословицы, откроем скобки, найдем существительное и глагол: 1) Не имей сто рублей, а имей сто друзей 2) Под лежачий камень вода не течет 3) Без труда не выловишь рыбку из пруда 4) Близок локоток, да не укусишь | Демонстрируют готовность к выполнению задания. Работают самостоятельно в карточках. Определяют правильность выполнения задания, осуществляя взаимоконтроль и самоконтроль. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 1 минута | Познавательные -понимают познавательную задачу. Коммуникативные – учатся слушать и слышать указания учителя. | Учебник, мел. Дневники у детей. | Учитель предлагает в качестве домашнего задания выполнить детям упражнение 137 на стр. 79 учебника: - показывает на странице упражнение; - озвучивает стихотворение В. Берестова «Гололедица»; - дает инструкции по его выполнению. Пишет домашнее задание на доске. Проверяет записи в дневниках. | Слушают инструктаж о выполнении домашнего задания. | |
Рефлексия. | 1 мин | Познавательные - учатся использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные - учатся учитывать разные мнения, слушать и слышать других. Личностные – самооценка своей работы. | На доске незаконченные предложения | Детям предлагается, используя ключевые слова провести рефлексию своей деятельности - Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Теперь я могу… | Формулируют конечный результат своей работы на уроке, опираясь на незаконченные предложения. | |
Подведение итогов урока. | 1 мин | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Фраза на интерактивной доске. | Организует беседу по вопросам: - Ребята, что мы хотели выяснить с вами на уроке? - Мы ответили на поставленный вопрос? - Где могут пригодиться полученные знания на уроке? - В чём у вас были трудности? - Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, может вы кого-то хотели бы похвалить за работу? Давайте подведем итог нашей работе на уроке: - Вместо пропуска вставьте нужное слово. Прочитайте, что у нас получилось? Частица не пишется с глаголами раздельно. - Молодцы, ребята! Надеюсь, это правило вами усвоено, а наш урок окончен, спасибо за работу. | Высказывают своё мнение, повторяют правило написания частицы НЕ с глаголами. |
1. Какие уровни в развитии речи младших школьников выделяются в методике обучения русскому языку?
Уровень произносительный.
Уровень лексический.
Уровень грамматический.
Уровень текста в развитии речи младших
школьников.
2. По каким направлениям осуществляется работа по развитию речи на произносительном уровне?
Техника речи, орфоэпия, интонация.
3. Каково содержание работы по развитию речи на лексическом уровне?
Основные направления в работе над словом на уроках русского языка:
1. Обогащение словаря – усвоение новых слов, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в словарном запасе учащихся. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц. Проводится на материале упражнений, в которых учащиеся встречаются с незнакомыми словами (на этапах изучения новых знаний, первичного закрепления)
2. Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие точности и выразительности речи учащихся, которая предполагает уточнение значений знакомых учащимся слов путем включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов, усвоение лексической сочетаемости слов (в том числе и во фразеологических единицах); усвоение иносказательных значений слов, в том числе во фразеологических единицах; знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка (эпитетами, сравнениями, метафорами).
3. Активизация словаря – расширение активного словаря каждого ребенка за счет включения новых слов в самостоятельную устную или письменную речь.
4. Какие приемы объяснения лексического значения слова Вам известны?
1) Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане
2) Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только прямоту значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
3) Выяснение значения слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге.
4) Показ самого предмета, картинки.
5) Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят – ухаживают, окружают заботой; нарекся – назвался; витязь – воин.
6) Приём подбора антонимической пары: старт – финиш, хорошо – плохо.
7) Развернутое описание предмета, состоящее из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что позволяет сохранить непринужденность беседы: хоровод.
8) Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер – военный корабль.
5. Что кладется в основу работы по развитию речи на грамматическом уровне?
1. Виды речевых упражнений со словосочетаниями.
- установление связей внутри словосочетания и закрепление их на письме;
- толкование значений словосочетаний вне предложения или в нем;
- схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, т.е. моделирование и т.д.
2. Упражнения на основе образцов.
- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, наличия изобразительных средств; выразительное чтение;
- заучивание стихов и прозы, выделение предложений их анализ и пр.;
- составление предложений по вопросам как простейший прием, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
- составление предложений, аналогичных предложению, взятому из авторского текста (точное копирование не обязательно, важно, чтобы дети проникли в творческую лабораторию писателя).
3. Конструктивные упражнения требуют составления или перестройки предложений.
- деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
- ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения;
- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;
- соединение двух-трех предложений в одно и т.д.
4. Творческие упражнения.
Разновидности творческих упражнений:
- составление предложений по заданной теме или по картине;
- даются опорные слова или словосочетания, фразеологизмы;
- задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.
6. Какими речевыми умениями овладевают младшие школьники на уровне текста?
Основная задача работы по развитию речи на уровне текста состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
1. Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении: умение определить тему текста при его восприятии, умение воспроизводить текст с учетом его темы, отбирать материал на тему, составлять текст на тему, умение определять основную мысль текста, подчинять свое высказывание (в устной и письменной форме) основной мысли, умение озаглавливать текст, отражая в заголовке тему или основную мысль;
2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: связность и последовательность изложения, умение при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости вида текста (повествование, описание, рассуждение), умение устанавливать в тексте связи между предложениями;
3. Изобразительно-выразительные, связанные с использованием языковых средств и обеспечивающие точность выражения мысли в соответствии с целями высказывания и типом речи: умение при восприятии текста соотносить замысел автора (позицию автора) и изобразительные средства, которые он использовал (сравнения, эпитеты, метафоры), умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, умение правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы, антонимы;
4. Умения, направленные на совершенствование текста (редактирование его содержания, структуры и речевого оформления): умения в соответствии с замечаниями учителя уточнять содержание текста, учитывая его тему; правильность передачи информации, объем каждой части и связь между ними, правильность построения предложений и связь между предложениями в тексте, точность употребления слов, правильность их написания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку"Правописание частицы не с глаголами"
Знакомство с понятием частица. Умение находить частицу не. Применять правило написания частицы не с глаголами. Слова исключения....
Открытый урок по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами"
Открытый урок по русскому языку. Тренажер...
Конспект урока по русскому языку «Правописание частицы не с глаголами» (3 класс, УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание частицы не с глаголами» Цели деятельности учителя:формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты...
Урок по русскому языку:"Правописание частицы НЕ с глаголами"
Минутка чистописанияСловарная работа. Игра “Гласные сбежали”- Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие. Запишите слова, подчеркните орфограммы.лфвт, джрнй, крндш, клсс,...
конспект урока по русскому языку "Правописание частицы не с глаголом" 2 класс УМК "Школа России"
Разработка урока по русскому языку УМК Школа России" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголом" (УМК "Школа России) 3 класс
Цель: Развивать умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей НЕ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить изученное о глаголах.2. Развивать умение ра...