конспект урока по русскому языку "Правописание частицы не с глаголом" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сытикова Светлана Васильевна

Разработка урока по русскому языку УМК Школа России" 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.docx129.87 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс
Автор УМК:
«Школа России»
Тема урока: «
Правописание частицы не с глаголом» (стр. 31-32)

Тип урока: изучение нового материала
Учитель:
Сытикова Светлана Васильевна 

Задачи:

- учить самостоятельно, работать с предложенной информацией;

- знакомить с простым и сложным предложением;

- развивать интерес к новым знаниям

                                                                                                             Планируемые результаты

Предметные:

Различать простые и сложные предложения; 

находить основы в простых и сложных предложениях

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя;

Познавательные: находить текстовую информацию для получения новых знаний на основе анализа, сравнения. Создают алгоритм деятельности.

Контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. используют пословицы, стихотворения для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; анализируют пословицы

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров. Достаточно полно и чётко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера.

Личностные

Проявлять интерес к русскому языку; осознавать значимость личных качеств для успешности учебной деятельности.

содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах

Ресурсы урока: рабочая программа, учебник русского языка, В. П. Канакина /М. «Просвещение» - 2013; карточки для парной и индивидуальной работы, справочное пособие по русскому языку, 2 класс О.В. Узорова, Е.А. Нефедова/М.  

Межпредметные связи: русский язык, чтение – работа над выразительностью речи при чтении

                                                                                                           Ход урока

                      Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

                                                                          Мотивация познавательной деятельности

Эмоционально готовит уч-ся  к началу урока: 

- Вы уже обратили внимание на корзину с овощами и фруктами, в нашем кабинете? Готовясь к уроку, я представила себе урок, каким он будет… На урок я принесла банан, он жёлтого цвета, как солнышко. И настроение у меня солнечное, много энергии. Жёлтый цвет у меня ассоциируется с теплом. Хочется, чтобы на нашем уроке была тёплая атмосфера.

Я принесла зелёный огурец. Зелёный цвет – это цвет пробуждения природы, спокойствия. Пусть наш урок будет живым.

В корзине – лук. Я принесла его не из-за цвета, а за его полезные свойства. Хотелось бы чтобы урок нёс полезную информацию.

Синий цвет ассоциируется с цветом воды. Поэтому я принесла виноград. На уроке хотелось бы получить хоть капельку знаний. Пусть наш урок будет познавательным.

А ещё я принесла красное яблоко. Красный цвет – праздничный цвет. А у нас сегодня гости, как на празднике. А всё праздничное запоминается. Пусть урок будет запоминающимся.   

(на слайде № 1 – появляется солнышко со словами-лучиками: тёплый, живой, познавательный, полезный, запоминающийся)

- Каким же будет наш урок сегодня?

   - Желаю вам хорошей творческой работы на уроке

Тёплый, живой, познавательный, полезный, запоминающийся

                                                                            Актуализация  необходимых знаний

На слайде № 2 слова: ночует, кричит, трещал, пчела, бегут, строит.

Найди “лишнее”:

  • пчела – имя существительное
  • бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
  • трещал – глагол прошедшего времени
  • О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? (Слайд № 3)
  • Над этим мы и будем работать на уроке.

Создаёт условия для активизации знаний уч-ся

Стадия вызова.

- Что нам уже известно, о глаголе. Работать будем в парах.

Приём «Продолжи фразу». (Слайд № 4)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

(Каждый ученик работает по карточке №1)

Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать?) называется … (глаголом)

Не с глаголами  пишется … (отдельно)
 Глаголы  изменяются  по … (временам)  и … (числам)

 В предложении глагол является …. (сказуемым). Подчёркивается  … (двумя) чертами.
Не с глаголом пишется … (
раздельно).

  - Проверим вашу работу. Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”

(Несколько пар зачитывают свои ответы. При несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения).

- Что вам помогло выполнять это задание?  

- Какой совет мы можем дать ребятам, у которых не всё получилось?

- Сделайте пометку, те ребята у кого не всё получилось, при выполнении этого задания.

 

Рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают свою точку зрения.

Вспоминают правила работы в паре.

 (Внимательно слушать товарища, говорить по очереди, не перебивать друг друга, уважать мнение товарища, помогать товарищу, если ему понадобиться помощь…)

Уч-ся работают с карточкой

Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать?) называется … (глаголом)

Не с глаголами  пишется … (отдельно)
 Глаголы  изменяются  по … (временам)  и … (числам)

 В предложении глагол является …. (сказуемым). Подчёркивается  … (двумя) чертами.
Не с глаголом пишется … (
раздельно).

- Знания.

- Повторить правило в учебнике, быть внимательнее на уроках. Можем помочь им в работе…

                                                                                                        Организация познавательной деятельности

Стадия осмысления (инсерт)

Работа с текстом (индивидуальная  или парная)

Каждому ребенку выдается текст, ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. После индивидуального разбора, обсуждение с соседом, должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия (работа с карточкой)

-  Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.

“+” - это я знал

“ - ” ошибочная информация

“!” - обратить особое внимание

“?” –новая информация

1, 2, 3, 5

4

6, 7, 8

6, 7, 8

  1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов.
  2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени
  3. Глаголы изменяются по числам. 
  4. В предложении глагол является подлежащим.
  5. Глагол связан с именем существительным.
  6. Слово не – это частица.  
  7. Частица не с глаголом пишется раздельно. Это орфограмма. 

 Например:     Ленивая кошка не ловит мышей.

                                    Ленивый мальчишка не моет ушей.

Ленивая мышка не выроет норку.

Ленивый мальчишка не любит уборку.

  1. Есть слова – исключения: негодовать, ненавидеть, нездоровиться…

         Например: Дети ненавидят уколы  и негодуют, когда им       нездоровится.

 - Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?  

Проверим вашу работу (на доске страница слайда с правильными вариантами ответов)

- Есть ли в данном тексте ошибочная информация? С чем вы не согласились?

- Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

- Закончили этап работы, подведите итог.

- Сформулируйте правило написания не с глаголами.

- Что было важным при выполнении этого задания, для достижения успеха?

Предлагает подумать чему будут учиться… (слайд № ) 

- Определите тему и задачи урока по схеме: тема урока:

 

                                «Правописание частицы не с глаголом »

                                                Цель урока:        

        ↓        ↓

           познакомиться…                                   учиться …

- На этом уроке мы узнаем, что означает частица НЕ с глаголом, как она пишется, какие есть слова-исключения. Выполним много занимательных заданий.

Решение проблемного вопроса

- Какая проблема встала перед нами?  Проблема № 1 - Роль частицы НЕ

Давайте познакомимся с частицей НЕ и узнаем, какую роль она играет в речи.

Попробуем выяснить, какова роль частица не в речи, в предложениях?

- Как мы можем узнать об этом?

-  Какой путь вы выбираете?

Создаёт условия для выполнения задания, предоставляя уч-ся возможность наблюдать, рассуждать, планировать свою деятельность.

Приём «Мозговой штурм»  

Понаблюдаем за ролью частицы НЕ, поработаем в группах (группы созданы по рядам. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Прочитать задание ... сделать вывод:

- Прочитайте предложения.

На клумбе выросли цветы.

Добавим к глаголу частицу НЕ.

Прочитайте получившееся предложение.

На клумбе не выросли цветы.

Трава 

Вывод:

2 группа: Прочитать задание ... сделать вывод:

Восстановить пословицы, добавив в них частицу НЕ. Как она пишется с глаголами?

Кто работает, тот ест.

С ложью правда дружит.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

Волков бояться – в лес ходить.

Под лежачий камень вода течёт.

Вывод: частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ?

Глагол приобрел отрицательный смысл, действие не совершилось.

- Итак, мы выяснили, что частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл.

- Что обозначает частица не? (запрет на действие

-Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами отдельно).

3 группа:

- Ребята, однажды А. С. Пушкин пришел к своему другу – Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детском альбоме сына поэта стихи. В них содержался очень важный совет.

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то…
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!

-  Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока?

(Не делай)

- Что обозначает частица не? (запрет на действие).

- Как вы думаете, что А. С. Пушкин советовал юноше не делать?

- Давайте раскроем авторскую мысль глаголами, отрицающими недостойные действия, увы, свойственные человеку.

-Почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?

(Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека).

Проблема № 2.  Как будем писать частицу не с глаголами? (Отдельно).

- Чтобы  узнать  как  пишется  частица  НЕ с  глаголами, послушайте  вот  такую  историю.

Жила – была  на  свете  упрямая  частица НЕ. У неё  ни  как  не  получалось  подружиться  с  глаголами. Что  бы  глаголы  ей  не  предлагали, она  всё  отрицала. И вот  однажды  частица  совсем  заупрямилась (стихотворение)

( Организует работа по учебнику)

- Что поможет вам убедиться в правильности наших выводов?

- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику. Прочитайте правило в учебнике стр. 91.Откройте учебник, найдите правило на странице 91. Прочитайте его самостоятельно.  

- Есть ли дополнения к нашему рассуждению?

- Какое открытие вы для себя сделали?

Запомните! Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Музыкальная физминутка.

-  Слова-исключения

Итак, мы узнали, что частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Но в русском языке есть слова-исключения. О них нам расскажет сказка.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

- Познакомимся с глаголами, где частица НЕ пишется слитно.

НЕ пишется слитно в словах:

ненавидеть

негодовать

недоумевать

недомогать

Дадим толкование словам-исключениям.

Ненавидеть –

Негодовать –

Недоумевать –

Недомогать –

Проверим:

Ненавидеть – чувствовать отвращение.

Негодовать – испытывать гнев.

Недоумевать – испытывать сомнения.

Недомогать – болеть.

Как вы думаете, почему в русском языке появились слова, в которых частица не пишется слитно? Рассмотрим примеры.

Не бежать – бежать

Не писать – писать

Не лететь – лететь

Частица НЕ пишется раздельно, потому эти глаголы без НЕ употребляются.

Нездоровиться

Ненавидеть

Негодовать

Частица НЕ пишется слитно, потому что эти глаголы без НЕ - не употребляются.

- Прочитаем предложения. Объясним правописание частицы НЕ с глаголами.

Снег в лесу ещё (не)растаял.

Щенку всё ещё (не)здоровилось.

Маша (не)доела кашу.

Сегодня самолёты (не)летают.

Он (не)навидел своих врагов.

Проверим:

Снег в лесу ещё не растаял.

Не растаял – пишется раздельно. Без НЕ употребляется – растаял.

Щенку всё ещё нездоровилось.

Нездоровилось – пишется слитно. Без НЕ не употребляется.

Маша не доела кашу.

Не доела – пишется раздельно. Без НЕ употребляется – доела.

Сегодня самолёты не летают.

Не летают – пишется раздельно. Без НЕ употребляется – летают.

Он ненавидел своих врагов.

Ненавидел – пишется слитно. Без НЕ не употребляется.

На этом уроке мы узнали, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Есть слова-исключения, которые необходимо запомнить. Более подробно с частицей вы познакомитесь в старших классах.

                                                       

Организует работу на закрепление материала.

Организует работу на странице 31 учебника, упражнение 49.

- Прочитайте задание.

-  Для чего нам нужна информация, полученная на сегодняшнем уроке? Для чего она нужна?

(работают с карточкой)

Отвечают на вопрос учителя, опираясь на личный опыт и знания.

 

1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов.

2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени

3. Глаголы изменяются по числам.

4. В предложении глагол является подлежащим.

5. Глагол связан с именем существительным.

6. Слово не – это частица.  

7. Частица не с глаголом пишется раздельно. Это орфограмма.

 Например: Ленивая кошка не ловит мышей.

                    Ленивый мальчишка не моет ушей.

                    Ленивая мышка не выроет норку.

                    Ленивый мальчишка не любит уборку.

8. Есть слова – исключения: негодовать, ненавидеть, нездоровиться…

Например: Дети ненавидят уколы  и негодуют, когда им нездоровится.

Уч-ся определяют тему и задачи урока по опорным словам

Определяют тему и цели урока.

 

- Прочитать в учебнике, спросить учителя, вывести самим правило, лучше запоминается…

Работают в группах: рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают свою точке зрения, определяют последовательность своих действий.

 

Надо обратиться к научной информации.

(учебник)

(работают с учебником, читают правило, приходят к выводу, что мы думали так же  и самостоятельно вывели правило)

Осознание полученных знаний

 

                                                                                           Подведение итогов. Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам 

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги.

Продолжите фразу:

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

- Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать частицу не с глаголом. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Кому стало легче определять окончание глаголов?

Кто остался на том же уровне?

Анализируют содержание урока и собственную деятельность. Уч-ся дают оценку свой работы.

- Интерес, знания, сообразительность, внимание

Дополнительный материал: правила работы в парах, группах

Диагностика достижения планируемых результатов: школа успеха

Дополнительное творческое задание: попробовать придумать, сочинить, составить текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

1 группа. «Правила поведения в лесу».

2 группа. «Правила поведения в школе».

3 группа. «Правила пользования книгой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему " Ударение", 2 класс (УМК "Школа России").

Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.  Урок неразрывно связан с изучением происхождения названий слов (дней недели)....

Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...

Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:Знать правило написания частицы не с глаголами;Уметь писать глаголы с частицей не;Умет...

Конспект урока по русскому языку Род имён существительных 3 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование понятия о роде имени существительном; формирование умения определять род имён существительных.Планируемые результаты: Предметные:Знать определение понятия род и...