Стадия осмысления (инсерт) Работа с текстом (индивидуальная или парная) Каждому ребенку выдается текст, ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. После индивидуального разбора, обсуждение с соседом, должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия (работа с карточкой) - Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.
“+” - это я знал | “ - ” ошибочная информация | “!” - обратить особое внимание | “?” –новая информация | 1, 2, 3, 5 | 4 | 6, 7, 8 | 6, 7, 8 |
- Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов.
- Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени
- Глаголы изменяются по числам.
- В предложении глагол является подлежащим.
- Глагол связан с именем существительным.
- Слово не – это частица.
- Частица не с глаголом пишется раздельно. Это орфограмма.
Например: Ленивая кошка не ловит мышей. Ленивый мальчишка не моет ушей. Ленивая мышка не выроет норку. Ленивый мальчишка не любит уборку. - Есть слова – исключения: негодовать, ненавидеть, нездоровиться…
Например: Дети ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. - Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? Проверим вашу работу (на доске страница слайда с правильными вариантами ответов) - Есть ли в данном тексте ошибочная информация? С чем вы не согласились? - Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? - Закончили этап работы, подведите итог. - Сформулируйте правило написания не с глаголами. - Что было важным при выполнении этого задания, для достижения успеха? Предлагает подумать чему будут учиться… (слайд № ) - Определите тему и задачи урока по схеме: тема урока: «Правописание частицы не с глаголом »
Цель урока: ↓ ↓ познакомиться… учиться … - На этом уроке мы узнаем, что означает частица НЕ с глаголом, как она пишется, какие есть слова-исключения. Выполним много занимательных заданий. Решение проблемного вопроса - Какая проблема встала перед нами? Проблема № 1 - Роль частицы НЕ Давайте познакомимся с частицей НЕ и узнаем, какую роль она играет в речи. Попробуем выяснить, какова роль частица не в речи, в предложениях? - Как мы можем узнать об этом? - Какой путь вы выбираете? Создаёт условия для выполнения задания, предоставляя уч-ся возможность наблюдать, рассуждать, планировать свою деятельность. Приём «Мозговой штурм» Понаблюдаем за ролью частицы НЕ, поработаем в группах (группы созданы по рядам. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски). Выводы, которые ученики сделали на уроке: 1 группа: Прочитать задание ... сделать вывод: - Прочитайте предложения. На клумбе выросли цветы.
Добавим к глаголу частицу НЕ. Прочитайте получившееся предложение. На клумбе не выросли цветы. Вывод: 2 группа: Прочитать задание ... сделать вывод: Восстановить пословицы, добавив в них частицу НЕ. Как она пишется с глаголами? Кто работает, тот ест. С ложью правда дружит. Без труда вытащишь и рыбку из пруда. Волков бояться – в лес ходить. Под лежачий камень вода течёт. Вывод: частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ? Глагол приобрел отрицательный смысл, действие не совершилось. - Итак, мы выяснили, что частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. - Что обозначает частица не? (запрет на действие -Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами отдельно). 3 группа: - Ребята, однажды А. С. Пушкин пришел к своему другу – Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детском альбоме сына поэта стихи. В них содержался очень важный совет. Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то… Кажись, это ясно? Прощай, мой прекрасный! - Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока? (Не делай) - Что обозначает частица не? (запрет на действие). - Как вы думаете, что А. С. Пушкин советовал юноше не делать? - Давайте раскроем авторскую мысль глаголами, отрицающими недостойные действия, увы, свойственные человеку. -Почему в пословицах так много глаголов с отрицанием? (Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека). Проблема № 2. Как будем писать частицу не с глаголами? (Отдельно). - Чтобы узнать как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю. Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё ни как не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась (стихотворение) ( Организует работа по учебнику) - Что поможет вам убедиться в правильности наших выводов? - Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику. Прочитайте правило в учебнике стр. 91.Откройте учебник, найдите правило на странице 91. Прочитайте его самостоятельно. - Есть ли дополнения к нашему рассуждению? - Какое открытие вы для себя сделали? Запомните! Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши. Музыкальная физминутка. - Слова-исключения Итак, мы узнали, что частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Но в русском языке есть слова-исключения. О них нам расскажет сказка. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам… Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут. - Познакомимся с глаголами, где частица НЕ пишется слитно. НЕ пишется слитно в словах: ненавидеть негодовать недоумевать недомогать Дадим толкование словам-исключениям. Ненавидеть – Негодовать – Недоумевать – Недомогать – Проверим: Ненавидеть – чувствовать отвращение. Негодовать – испытывать гнев. Недоумевать – испытывать сомнения. Недомогать – болеть. Как вы думаете, почему в русском языке появились слова, в которых частица не пишется слитно? Рассмотрим примеры. Не бежать – бежать Не писать – писать Не лететь – лететь Частица НЕ пишется раздельно, потому эти глаголы без НЕ употребляются. Нездоровиться Ненавидеть Негодовать Частица НЕ пишется слитно, потому что эти глаголы без НЕ - не употребляются. - Прочитаем предложения. Объясним правописание частицы НЕ с глаголами. Снег в лесу ещё (не)растаял. Щенку всё ещё (не)здоровилось. Маша (не)доела кашу. Сегодня самолёты (не)летают. Он (не)навидел своих врагов. Проверим: Снег в лесу ещё не растаял. Не растаял – пишется раздельно. Без НЕ употребляется – растаял. Щенку всё ещё нездоровилось. Нездоровилось – пишется слитно. Без НЕ не употребляется. Маша не доела кашу. Не доела – пишется раздельно. Без НЕ употребляется – доела. Сегодня самолёты не летают. Не летают – пишется раздельно. Без НЕ употребляется – летают. Он ненавидел своих врагов. Ненавидел – пишется слитно. Без НЕ не употребляется. На этом уроке мы узнали, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Есть слова-исключения, которые необходимо запомнить. Более подробно с частицей вы познакомитесь в старших классах. Организует работу на закрепление материала. Организует работу на странице 31 учебника, упражнение 49. - Прочитайте задание. - Для чего нам нужна информация, полученная на сегодняшнем уроке? Для чего она нужна? |
(работают с карточкой) Отвечают на вопрос учителя, опираясь на личный опыт и знания.
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов. 2. Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени 3. Глаголы изменяются по числам. 4. В предложении глагол является подлежащим. 5. Глагол связан с именем существительным. 6. Слово не – это частица. 7. Частица не с глаголом пишется раздельно. Это орфограмма. Например: Ленивая кошка не ловит мышей. Ленивый мальчишка не моет ушей. Ленивая мышка не выроет норку. Ленивый мальчишка не любит уборку. 8. Есть слова – исключения: негодовать, ненавидеть, нездоровиться… Например: Дети ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.
Уч-ся определяют тему и задачи урока по опорным словам Определяют тему и цели урока.
- Прочитать в учебнике, спросить учителя, вывести самим правило, лучше запоминается…
Работают в группах: рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают свою точке зрения, определяют последовательность своих действий.
Надо обратиться к научной информации. (учебник) (работают с учебником, читают правило, приходят к выводу, что мы думали так же и самостоятельно вывели правило) Осознание полученных знаний
|