Методическая разработка 1 класс на тему: "Звуки и буквы"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Чапурина Елизавета Геннадьевна

Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Звуки и буквы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_russkiy_yazyk_1_klass.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Звуки и буквы»

Тип урока: «Урок открытия нового знания»

Цель урока: систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, о различении звуков и букв.

Планируемые результаты

Предметные: 

учащиеся научатся отличать звуки от букв; применять полученные знания при выполнении заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Регулятивныеуметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, пользоваться учебником.

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный этап 1 мин

-Доброе утро, ребята!

-Посмотрите глазками всё ли у вас готово к уроку? Садитесь на место.

Выполняют действия учителя.

II. Мотивационный этап 3 мин

Перед тем, как приступить к работе выполним упражнения – настроимся на работу (Ошибаться не боюсь, на ошибках я учусь) – нейрогимнастика

Ребята, сегодня на уроке мы будем узнавать новое, интересное. Знания, полученные на уроке, помогут вам хорошо учиться.

Выполняют упражнения.

III.Актуализация знаний 10 мин

-Посмотрите на доску. Сегодня 12 ноября.  

-Наш паровозик присоединяет второй вагончик, а это значит, что сегодня вторник второй день недели. Скажем вместе.

-Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

Откройте тетради, положите их с наклоном.  Вспомним правила посадки. Держим правильно ручку. Запишите сегодняшнее число.

Начнём урок с минутки чистописания. Работают в карточках.

Переходим к словарной работе. На «полях» вклеены карточки. Возьмите ручку с «зелёной» пастой, прочитайте слово и вставьте пропущенную букву. Поставьте в словах ударение.

Кто закончил ставим руку на локоток.

Проверяем написание словарных слов.

Молодцы. У кого всё верно закрасили зелёный кружок.

Запишем под диктовку предложение.

Катя услышала звук дождя.

 - Сколько слов в предложении?

-Какое первое слово? Как его запишем?

-Что ставим в конце предложения?

Возьмите ручку с зелёной пастой и отметьте орфограммы, которые мы уже знаем.

-Поделите слова на слоги. Поставьте ударение в словах.

 -Как называется вид речи, когда мы пишем?

-Сколько предложений записали?

- Из, чего состоит предложение?

- Как мы записываем слова? (Буквами или звуками?)

Выберете правильный ответ: А. буквы мы можем записать? Б. Буквы мы можем услышать?

А, что слышала Катя?

- Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь на уроке?

Если правильно записали и выполнили задания закрашиваем зелёный кружок.

Вывешивается тема урока.

Слушают

и отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают правила посадки на уроке, правила письма.

Выполняют работу по чистописанию.

Выполняют самостоятельно словарную работу, затем поочерёдно выходят к доске с проверкой.

Выполняют самооценку.

Записывают предложение под диктовку. Выполняют задания у доски.

Формулируют тему урока.

Выполняют самооценку.

Физ. Минутка 2 мин

  1. Организация познавательной деятельности 7 мин

Просмотр фрагмента.

-Ребята, посмотрите видео и ответьте на вопрос, что вы слышали? (Включается два варианта видео).

-А сейчас сидите тихо. (Уронила ручку на стол)

-Что вы услышали?

Значит, вы слышали разные звуки.

Можем мы увидеть звук?

Сделайте вывод (карточка с ухом). Звуки мы …

- А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках в нашей речи.

-Жили-были в одной волшебной стране звуки.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ".

- Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. За их певучесть и голосистость их прозвали .../гласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом «ГЛАСНЫЕ»

Фонетическая зарядка.

- Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули ... /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./

- Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом.  И назывались они.../согласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ"

- Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.

- Ребята, а чем отличаются звуки от букв?

 Выставляю карточку.

 Смотрят видеофрагмент.

Слушают

и отвечают на вопросы учителя.

Слушают сказку.

Слушают

и отвечают на вопросы учителя.

  1. Первичное закрепление 3 мин

- С какими звуками дружит ударение? /С гласными/

-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и безударными/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ"

- Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".

- Для того, чтобы звуки могли веселиться волшебник подарил им карнавальные наряды в виде прямоугольников. Какие достались гласным и какие согласным?

Слушают

и отвечают на вопросы учителя.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7 мин

Пальчиковая гимнастика.

Работа с учебником.   Упражнение №2 с.46

-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.

Звуки мы слышим и произносим.

/Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно.

Буквы мы видим, пишем, называем.

Проверили на слайде.

Если правильно записали и выполнили задания закрашиваем зелёный кружок.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

             VII. Включение в систему знаний и повторение 4 мин

В конце урока выполним тест.

1.

 А. Звуки речи – это буквы.

Б. Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2. 

А. Звук можно услышать и произнести. 

Б. Букву можно услышать и произнести.

3. 

А. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Б. Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4.

 А. Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Б. Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5.

А. Гласный звук образует слог.

Б. Согласный звук образует слог.

Поменяйтесь тетрадками, проверьте по эталону.

Если правильно записали и выполнили задания закрашиваем зелёный кружок.

- Сделаем вывод. Чем отличается звук от буквы?

Выполняют тест. Взаимопроверка.

Проверка по эталону.

Выполняют самооценку.

Формулируют вывод.

VIII. Рефлексия учебной деятельности 3 мин

 Слайд

Я узнал…

Я запомнил…

Я научился…

Д/ з в рабочей тетради.

 Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звуки /м,м/.Буквы М,м.

Урок построен с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Звуки [ф\'], [ф]. Буквы Ф, ф".

Разработка урока литературного чтения (обучение грамоте) с презентацией. Урок проходит в форме игры-путешествия. На уроке преобладают игровые и коммуникативные технологии, что способствует вовлечению ...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Звуки [т], [т], буквы Т,т.

Урок литературного чтения проводится в 1 классе....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Звуки [ф], [ф`], буква Ф ф»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Звуки [ф],  [ф\'], буква Ф, ф" УМК  "Школа России"...

Конспект к уроку обучения грамоте (чтение) УМК Планета знаний" 1 класс по теме:Звуки[г] [г’]. Буквы « Г, г».

познакомить учащихся со звуками [г],[г’]. Буквами  « Г, г».;    закрепить знания учащихся об изученных буквах;   упражняться в чтении слогов, слов, предложений с н...