Конспект урока по русскому языку на тему "Связь предложений в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Диляра Ринатовна Янбекова

Конспект урока по русскому языку на тему "Связь предложений в тексте" во втором классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus_yaz_-_svyaz_prelozheniy_v_tekste.docx418.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 2 Б

Тема урока: Связь предложений в тексте

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о связи предложений в тексте.

Задачи:

Дидактические: способствовать ознакомлению учащихся с тем, как связываются предложения в тексте;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;

Воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре при изучении темы: «Связь предложений в тексте»; развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; воспитывать потребность к объективному самооцениванию

Планируемые результаты:

Личностные: осознают важность мотивации к познанию и обучению; осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; объективно оценивают свои достижения на уроке.

Метапредметные: 

коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;

познавательные: осознают познавательную задачу, работают с учебником; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий (самоорганизация); понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок (самоконтроль).

Предметные: Знают, о том, как связываются предложения в тексте;

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Ресурсы: учебник, радаточный материал, презентация, ноутбук.

Структура урока

  1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диляра Ринатовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Как ваше настроение? Отлично, я очень этому рада.

-Перед тем, как начать урок, давайте к нему подготовимся. Повернитесь к своему соседу по парте, и улыбнитесь ему. Теперь повернитесь к своему другому соседу. Улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня. Подарите свои улыбки мне. Вы все очень красиво улыбаетесь. Вижу, у вас поднялось настроение, надеюсь, что оно у вас останется таким же позитивным до конца дня.

        -Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Уберите все лишнее с парт, оставьте только пеналы, тетради и учебники.

  1. Проверка домашнего задания (по мере необходимости)
  2. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

-Наш урок я бы хотела начать с пословицы. Кто мне ее прочитает? (Тяжело в учении – легко в бою.) Как вы понимаете значение этой пословицы? Учиться чему-либо тяжело, но приобретенные навыки позволят в дальнейшем легко и правильно справляться с освоенным делом. Отлично. Перед тем как записать число и классную работу давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим-рубим (движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(имитируем движения)
Мы капусту трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)

 -Откройте ваши тетради, запишите в них число, классная работа и спишите пословицу.

-Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили материал прошлого урока. Что вы проходили на нем? Что такое антонимы? Давайте сейчас посмотрим, как вы поняли материал прошлого урока. Я буду называть словосочетание, и антоним к нему. Если это верный антоним, то вы топайте, а если нет, то топайте. (большой слон – маленький слон, длинный мальчик – высокий мальчик, грязная тарелка – чистая тарелка, трусливый заяц – смелый заяц, добрая девочка – милая девочка) Хорошо, вы усвоили материал прошлого урока, молодцы!

-А для того, чтобы узнать, о чем мы с вами поговорим сегодня, давайте посмотрим на экран. Кто прочитает, что на нем написано? (Собака – лучший друг человека.) Ребята, а мы можем сказать, что это предложение? А что такое предложение (группа слов, связанных по смыслу.)

-А давайте попробуем придумать продолжение к этому предложению, чтобы у нас получился текст. (пример: Она охраняет двор от посторонних людей) Хорошо. А теперь у нас с вами получился текст? Ребята, а что же вообще такое текст? (предложения, которые связаны между собой по смыслу)

-Хорошо, ребята, а что мы с вами сделали, чтобы у нас получился текст? Верно, мы с вами связали предложения. А как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?  (ответы детей)

-Я принимаю ваши ответы, а наша тема будет звучать так: «Связь предложений в тексте». А как вы думаете, какая будет цель нашего урока? Цель: научится связывать предложения в тексте.

  1. Организация познавательной деятельности

-Ребята, для того, чтобы достичь нашей цели, нам нужно составить план действий. Кто поможет мне соединить начало и конец предложений?

Узнаем, (как связываются предложения в тексте)

Выполним (самостоятельную работу)

-Отлично, мы с вами составили план действий, на столах у вас есть зеленые листочки, это ваши листы самооценивания. Мы к ним будем возвращаться по ходу нашего урока.

-Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте, что там написано. (Текс №1: В лесу растет много грибов. Я пошел в школу. В парке много красивых цветов. Мы с друзьями играли в шашки. Моя мама приготовила борщ.)

-Мы с вами можем назвать это текстом? (нет) А почему? Верно, как мы сказали ранее, текст – это предложения, которые связаны между собой по смыслу. Разве в этом тексте они не связаны между собой? Докажите. Верно, в тексте говорится о чем-то конкретно, а здесь просто набор разных предложений.

-А теперь давайте прочитаем второй текст. (Текст №2: Мы с мамой пошли в лес. В лесу очень много разных грибов. Мы собрали лисички, белые грибы, грузди. Когда мы пришли домой, то мама приготовила грибной суп. Вкусный был суп!)

-Ребята, это текст? Докажите! В нем слова связаны по смыслу, верно. А о чем говорится в этом тексте? Верно, в нем говорится о грибах. Этот текст остался без заголовка. А как бы вы его озаглавили? (ответы детей)

-Хорошо, ребята, а кто мне скажет, что есть у каждого предложения? Верно, есть заголовок, начало и конец. А кто мне может сказать о плане текса? Из чего он состоит? Верно, у каждого текста есть начало, основная часть и концовка. О чем пишется в начале текста? Начало текста готовит читателя к тому, о чем будет рассказываться в тексте. О чем говорится в основной части текста? Здесь описываются основные события текста. А что пишется в концовке? В концовке текст приходит к своему логическому завершению, верно. Ребята. У вас на столах синие листочки. Возьмите их. На них написан текст, но в нем перепутаны предложения. Вам нужно прочитать эти предложения и расставить в правильном порядке. Перед каждым предложением есть место, в которое вам нужно будет вставить номер этого предложения. Так же вам нужно озаглавить текст. Эту работу вы выполняете в парах, то есть с соседом по парте.

_____________________

__Вдруг пролетела муха и села на шляпу. __Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
__Любе подарили котенка.
__На стуле лежала шляпа.
__Видны только белые лапки.
__Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла котенка. __Вот какой шалунишка!

_____________________

__Отец похвалил за правду и не стал ругать его. __Он решил узнать, кто разбил чашку.

__Мальчик сказал правду.

__С работы вернулся отец, и увидел разбитую чашку. __Мальчик разбил дорогую чашку, которую очень любил его отец.

_____________________

__Варя просила его петь, так как никогда не слышала голос чижа. __На воле он будет весь день петь. __Чиж жил в голубой клетке и ни разу не пел. __У Вари был красивый чиж. __Но чиж не хотел петь, он хотел на волю.

-Ребята, я вижу, что многие из вас уже выполнили эту работу. Давайте послушаем какой текст у вас получился. У кого был текст про котенка? Давайте его прочитаем. О чем он? Что сделал котенок? Как вы озаглавили этот текст? У остальных пар, у которых попался такой же текст, в таком же порядке расставлены предложения? А как вы озаглавили этот текст? (аналогично с остальными текстами) Молодцы, ребята!

-А сейчас давайте мы с вами откроем учебник на странице 66.

Мы с вами видим упражнение 1. Кто его прочитает? Что нужно сделать в этом упражнении? Нужно найти и объяснить те ошибки, которые сделал Сережа. Кто прочитает текст? (читают) Какую ошибку совершил сережа? Верно, не разделил текст на предложения. Ребята, а как нужно начинать предложение? С какй буквы оно начинается? Верно, предложение всегда нужно начинать с заглавной буквы. А чем же заканчивается предложение? Какой знак препинания нужно поставить? Верно, в конце предложения нужно ставить точку. Эти ошибки и совершил Сережа. А кто прочитает этот текст, исправляя его ошибки? Молодец! А теперь запишите в тетради исправленный вариант текста.

-Я вижу, что вы устали, давайте мы с вами отдохнем и сделаем физкультминутку. Отлично, вот мы с вами и отдохнули, а теперь давайте продолжим работу.

-Ребята, а вы любите грибы? А какие грибы вы знаете? А какой ваш самый любимый гриб? А вы знаете, какой гриб самый полезный? А для того, чтобы это узнать, давайте откроем страницу 67, и посмотрим на упражнение 2. Кто прочитает задание? Что нужно сделать в этом тексте? Нужно найти лишнее предложение , если оно есть. Кто прочитает текст?  О чем этот текст? Какой гриб по мнению автора самый лучший? А вот в тексте написано о белом грибе и о боровиках, как вы думайте, это один гриб или разные? Верно, это один и тот же гриб, протсто разные названия. Вот мы с вами прочитали текст, а как вы думайте, какое предложение в этом тексте лишнее? Почему, докажите. Верно, лишним является 2 предложение. В тексте есть уже такое предложение, но с немного измененными словами. Как бы вы по необычному озоглавили этот отрывок? Хорошо, а теперь запишите этот текст себе в тетради.

-Отлично, я вижу, что многие из вас уже записали текст. А теперь давайте поработаем в группах. У вас на столах есть розовые листочки. Вам нужно будет прочитать текст, расставить правильно предложения, озоглавить его. Так же в некоторых местах неправильно написаны окончания, вам нужно их исправить. В группах мы работаем дружно и сообща, учитываем мнение друг друга.

Текст №1_________________________

__На ней растут цветок. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленький цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками махать. __Это так красиво!

Текст №2________________________

__У него голубой крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлый птица - скворец. __Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетать. __Кто же там живёт?

Текст №3________________________

__Я удивился, как ловко он пользуется свой хоботом! __Мы пошли в зоопарк. __У него был большой хобот, которым он есть еду. __Там было много разное животных.  __Я увидел большой серого слона.

Текст №4 ________________________

__Мы пойти в зоомагазин. __Он мне так понравился, что мы его купить. __Там было много разных животных. __Он был очень красивый. __В клетке гордо сидеть желтый попугай.

-Ребята, я вижу, что многие уже выполнили эту работу, давайте прочитаем, что у вас получилось. Отлично, у вас получились очень хорошие тексты. Вы большие молодцы! А кто мне скажет, какой это тип текста? Повествование, рассуждение или описание? Верно, здесь есть и тексты описание и текст-повествование.

-Ребята, а теперь давайте вы поработайте самостоятельно, возьмите белые листочки и сделайте на них проверочную работу.

Вариант 1.

1.Из каких частей состоит текст?

А) начало, середина, конец

Б) начало, основна часть, концовка

В)начало, основна часть, конец

2. Обозначь конец предложений в данном тексте.

Мы поехали в лес за ягодами В лесу много ягод Я нашел куст черники, и собрал ее Мы собрали много ягод.

3. Составь предложение из этих слов и запиши: дети, утро, лес, в, идти

________________________________

Вариант 2.

1.Из каких частей состоит текст?

А) начало, основна часть, конец

Б) начало, середина, конец

В) начало, основна часть, концовка

2. Обозначь конец предложений в данном тексте.

В поле растет много цветов и ягод Мы собрали красивый букет Еще мы пооели ягоды  Я подарил этот букет маме.

3. Составь предложение из этих слов и запиши: капли, дерево, дождь, с, падать,

_______________________________

-Я вижу, что многие выполнили эту работу, передайте эти работы на первую парту. Отлично!

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной детельности.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к цели и плану. Мы их выполнили? (да) Отлично! А теперь давайте посмотрим на экран, у нас есть предложения. Вам нужно их закончить.

Я теперь знаю…

Мне понравилось…

Было трудно…

-Я бы хотела отметить активных учеников…

  1. Домашнее задание (информая о домашнем задании)

-Ребята, а вашим домашним заданием будет упражнение 3 на странице 67. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения"

Урок  русского языка разработан для 4 класса по УМК "Школа России" с использованием ЭОР. Это первый урок  темы "Однородные члены предложения"....

конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения. Определения."

Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школа».)...

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Предложение – единица языка и речи".

На уроке русского языка учащиеся закрепляют умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения, умение распознавать подлежащие и сказуемое в пре...

Конспект урока по русскому языку :"Однородные члены предложения"

Цели и задачи урока.Образование: научить детей находить и различать однородные главные и однородные второстепенные члены предложенияРазвивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, ...

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения".4 класс

Урок закрепления новых знаний.ОБОБЩИТЬ  признаки однородных членов предложения;развивать умение распознавать однородные члены предложения, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью.формирова...