Открытый урок по русскому языку "Состав слова. Систематизация знаний"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Манушарова Ольга Владимировна

Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся по теме «Состав слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2a_rus_yaz_sostav_slova.docx521.37 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Манушарова Ольга Владимировна

Тема урока: Состав слова

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся по теме «Состав слова».

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепить знания о составе слова, научить выделять корень, приставку, суффикс и окончание.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать навыки работы в команде.

Методы урока: игровой, наглядный, практический, словесный.

Ход занятия:

  1. Мотивация к учебной деятельности

1. - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

- Сейчас урок русского языка, - наверное, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе. А так как мы дружим с русским языком, давайте поприветствуем его:

« Здравствуй, великий,

Здравствуй, могучий,

Здравствуй, любимый русский язык!»

2. Психологическая минутка.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

3. Самоопределение к учебной деятельности.

- Прежде, чем мы начнём работать, давайте повторим памятку:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Пишем дату, классная работа.

2.Актуализация знаний.

Построение состава поезда.  

Часть слова, что изменяется

Окончанием называется

Остальную же часть слова

Именуем мы основа.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Перед корнем есть морфема,

Слитно пишется она,

Называется – приставка.

Образуют с ней слова

После корня он стоит,

Слово новое звучит.

Обозначу уголком –

Называю суффиксом.

3.Основная часть.

1. Целеполагание

— Как поезд связан с темой нашего урока?

— Из чего состоит поезд?

— Верно, поезд состоит из локомотива и вагонов, которые соединены между собой. Эти вагоны называются составом. Из чего состоит слово?

— Правильно! Слово состоит из частей. Они, как вагоны в поезде, соединены между собой. Как можно назвать набор частей, из которых состоит слово?

— Что такое состав слова?

— Над какой темой будем работать на уроке? Какие цели перед собой поставим?

  1. Тема урока: Состав слова.
  2. Цели урока: знать, что такое состав слова;

определять в словах корень, окончание, суффикс и приставку;

образовывать новые слова из частей слов.

  1. Памятка разбора слова по составу.

Задание 1. Окончание.

Выбери правильный ответ.

Окончание – это

А) главная часть слова;

Б) изменяемая часть слова;

В) второстепенная часть слова.

Чтобы найти окончание в слове, нужно

А) выделить корень;

Б) подобрать родственные слова;

В) изменить форму слова.

Окончание служит

А) для украшения слова;

Б) для связи слов в предложении;

В) для определения значения слова.

Задание 2 Форма слова. Однокоренные слова.

Записать в первый столбик форму слов, во второй столбик однокоренные слова.

Задание 3 Корень

Задание 4 Приставка

Определить, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД-, приставку ПОДО-, а какие вовсе не имеют приставки. Рассели слова по домикам.

Подосиновик, подорожник, подоконник, подождать, подозрение.

Задание 5 Суффикс.

Живут в русском языке скромные волшебники – суффиксы. Они не лезут вперёд, всегда становятся после корня и способны на чудесные превращения. Суффикс -ик превращает дом в маленький домик. Суффикс -ищ маленькие глаза превращает в глазища. И какой бы суффикс не встал за корнем, он образует новое слово.

Образовать новые слова. Выделить суффикс.

4.Физкультминутка: проведение физкультминутки для снятия напряжения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

5.Закрепление материала:

Правила работы в парах. 

Найди ошибку. (Работа в парах)        

Правила работы в группе.

Работа в группе.

Отгадай загадки. Подбери к отгадкам 2-3 однокоренных слова. Разбери слова по составу.

1.Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – ничего нет.

2.Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.

3.На бору, на гору стоит старичок, красненький колпачок.

6. Рефлексия.

  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексия: учащиеся оценивают свою работу на уроке, высказывают свои впечатления.

Дополнительные задания:

  • Для самостоятельного изучения дома: выучить правила разбора слов по составу.
  • На следующем уроке: выполнить упражнения на закрепление материала.

Ожидаемые результаты после проведения урока: Учащиеся должны знать:

  • Что такое состав слова.
  • Как разбирать слова по составу. Учащиеся должны уметь:
  • Выделять корень, приставку, суффикс и окончание в словах.
  • Анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Рефлексия:

  • Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов.
  • Высказывают свои впечатления от урока.

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия:

  • Разбор слов по составу с использованием памятки.
  • Игра «Собери слово» с использованием карточек.

Итоги урока: Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся, даёт домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

открытый урок по русскому языку "Слова обозначающие действия предметов" 2 класс.

Урок по русскому языку во  2 классе на тему "Слова ,обозначающие действия предметов ".Программа "Школа России"....

Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Закрепление знаний о тексте и его типах.

Цель: развивать умения распознавать разные виды текстов - повествование, описание, рассуждение....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?"

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?" 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА 2100"...