Открытый урок по русскому языку "Состав слова. Систематизация знаний"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся по теме «Состав слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2a_rus_yaz_sostav_slova.docx | 521.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Манушарова Ольга Владимировна
Тема урока: Состав слова
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся по теме «Состав слова».
Задачи урока:
- Образовательные: закрепить знания о составе слова, научить выделять корень, приставку, суффикс и окончание.
- Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать навыки работы в команде.
Методы урока: игровой, наглядный, практический, словесный.
Ход занятия:
- Мотивация к учебной деятельности
1. - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
- Сейчас урок русского языка, - наверное, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе. А так как мы дружим с русским языком, давайте поприветствуем его:
« Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый русский язык!»
2. Психологическая минутка.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
3. Самоопределение к учебной деятельности.
- Прежде, чем мы начнём работать, давайте повторим памятку:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Пишем дату, классная работа.
2.Актуализация знаний.
Построение состава поезда.
Часть слова, что изменяется
Окончанием называется
Остальную же часть слова
Именуем мы основа.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Перед корнем есть морфема,
Слитно пишется она,
Называется – приставка.
Образуют с ней слова
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
3.Основная часть.
1. Целеполагание
— Как поезд связан с темой нашего урока?
— Из чего состоит поезд?
— Верно, поезд состоит из локомотива и вагонов, которые соединены между собой. Эти вагоны называются составом. Из чего состоит слово?
— Правильно! Слово состоит из частей. Они, как вагоны в поезде, соединены между собой. Как можно назвать набор частей, из которых состоит слово?
— Что такое состав слова?
— Над какой темой будем работать на уроке? Какие цели перед собой поставим?
- Тема урока: Состав слова.
- Цели урока: знать, что такое состав слова;
определять в словах корень, окончание, суффикс и приставку;
образовывать новые слова из частей слов.
- Памятка разбора слова по составу.
Задание 1. Окончание.
Выбери правильный ответ.
Окончание – это
А) главная часть слова;
Б) изменяемая часть слова;
В) второстепенная часть слова.
Чтобы найти окончание в слове, нужно
А) выделить корень;
Б) подобрать родственные слова;
В) изменить форму слова.
Окончание служит
А) для украшения слова;
Б) для связи слов в предложении;
В) для определения значения слова.
Задание 2 Форма слова. Однокоренные слова.
Записать в первый столбик форму слов, во второй столбик однокоренные слова.
Задание 3 Корень
Задание 4 Приставка
Определить, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД-, приставку ПОДО-, а какие вовсе не имеют приставки. Рассели слова по домикам.
Подосиновик, подорожник, подоконник, подождать, подозрение.
Задание 5 Суффикс.
Живут в русском языке скромные волшебники – суффиксы. Они не лезут вперёд, всегда становятся после корня и способны на чудесные превращения. Суффикс -ик превращает дом в маленький домик. Суффикс -ищ маленькие глаза превращает в глазища. И какой бы суффикс не встал за корнем, он образует новое слово.
Образовать новые слова. Выделить суффикс.
4.Физкультминутка: проведение физкультминутки для снятия напряжения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
5.Закрепление материала:
Правила работы в парах.
Найди ошибку. (Работа в парах)
Правила работы в группе.
Работа в группе.
Отгадай загадки. Подбери к отгадкам 2-3 однокоренных слова. Разбери слова по составу.
1.Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – ничего нет.
2.Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.
3.На бору, на гору стоит старичок, красненький колпачок.
6. Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия: учащиеся оценивают свою работу на уроке, высказывают свои впечатления.
Дополнительные задания:
- Для самостоятельного изучения дома: выучить правила разбора слов по составу.
- На следующем уроке: выполнить упражнения на закрепление материала.
Ожидаемые результаты после проведения урока: Учащиеся должны знать:
- Что такое состав слова.
- Как разбирать слова по составу. Учащиеся должны уметь:
- Выделять корень, приставку, суффикс и окончание в словах.
- Анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Рефлексия:
- Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов.
- Высказывают свои впечатления от урока.
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия:
- Разбор слов по составу с использованием памятки.
- Игра «Собери слово» с использованием карточек.
Итоги урока: Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся, даёт домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.
План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....
открытый урок по русскому языку "Слова обозначающие действия предметов" 2 класс.
Урок по русскому языку во 2 классе на тему "Слова ,обозначающие действия предметов ".Программа "Школа России"....
Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»
Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...
Открытый урок по русскому языку. Тема "Закрепление знаний о тексте и его типах.
Цель: развивать умения распознавать разные виды текстов - повествование, описание, рассуждение....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?"
ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?" 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА 2100"...
Открытый урок по русскому языку "Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов".
Открытый урок для 1 класса...