Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus.yaz_2_klass.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

2 класс

Тема: «Слова-предметы и слова-признаки»

Цель: совершенствование всех полученных умений в результате изучения имен существительных и имен прилагательных; ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову, группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения по вопросам.

Ход урока:

1) Эмоциональный настрой

Всему названия дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных нету…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

- Чтобы составлять предложения, чтобы понимать друг друга, чтобы выражать свои мысли, что нам для этого необходимо? (слова)

- Я предлагаю вам вновь отправиться в страну слов, в страну русского языка.

2) Чистописание

я

о

у

с

а

ы

и

у

п

т

о

н

г

р

б

к

- Рассмотрите буквы и определите, какая буква в каждом ряду лишняя и почему?

Образуйте слоги с этими буквами и запишите в тетрадь. (1 ученик комментирует)

си   ис   со   ос   ки   ик   ко   ок

- Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.

- Придумайте слова, которые оканчиваются на –ок. (росток, щенок, венок, сынок, лесок, кусток)

3) Словарная работа

А) – Работают ребята в синих карточках

Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Напиши.

___________ помидор, ___________ облако, _________ слон, _________ перемена, ___________ песня.

Б) – Остальные ребята работают вместе со мной.

б.рёза

п.года

м.две.ь

ра.ка.

.зык

праз.ник

- Прочитайте глазками слова.

- Какие задания можете предложить выполнить со словами?

- Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

- Назовите двусложные слова, трехсложные слова.

- Назовите двусложные слова со вторым ударным слогом (медведь, язык, рассказ).

- Назовите слова, которые начинаются с глухого согласного звука  (погода, праздник).

- Назовите слова, в которых все согласные звонкие (береза, медведь).

- Назовите слово,  в котором звуков больше, чем букв (язык). Почему?

- Что объединяет все эти слова? (они словарные, имена сущ.)

- Назовите признаки имен существительных. (кто? что?- обозначает предмет – одуш. и неодуш. – ед.ч. и мн.ч. – ж., м., с.р. – нариц. и собст.)

В) – Найдите слово, которое соответствует следующим признакам: сущ., одуш., нариц., ед.ч., м.р. (медведь).

Г) – Что отличает слово «язык» от остальных слов? (оно многозначное)

- В каких значениях может употребляться слово «язык»?

1.орган вкуса

2. учебный предмет

3. у колокола язык – металлический стержень

4) Работа с фразеологизмами

- Когда так говорят:

Язык заплетается (невнятно, неясно говорить)

Проглотить язык (перестать говорить)

- А как вы понимаете значение выражения «длинный язык»? (когда болтлив, не сдержан в разговоре)

- Поэтому у русского народа есть такая пословица «Не спеши языком, торопись делом».

- Как вы понимаете эту пословицу? (сначала сделай, а потом хвались; попусту не говори, делами доказывай).

5) – Подберем  имена прилагательные к слову «язык» в значении «учебный предмет» и запишем в тетрадь.

Язык (какой?) трудный, красивый, звучный, родной, русский, чужой.

6) Определение темы урока

- Какое задание мы сейчас с вами выполняли? (подбирали к существительным имена прилагательные)

- Почему вы успешно справились с этим заданием? (знаем вопросы им.сущ. и им.прил., умеем задавать вопросы к сущ. и прил.)

- Чему мы будем продолжать сегодня учиться? (учиться задавать вопросы к словам)

- Сегодня , мы узнаем на сколько хорошо овладели умениями в работе с именами существительными и именами прилагательными.

7) Физминутка для глаз

8) Работа над деформированным предложением

- Прочитайте запись.

Ветер, с, листья, деревьев, срывает

-Можно ли ее назвать предложением?

- Составьте предложение. (Ветер срывает листья с деревьев.)

-Какую картину себе представили? (дует ветер, с деревьев падают листья).

- Прочитайте слова:

золотые

холодный

высокая

- На какие вопросы отвечают эти слова?

-Какой частью речи являются?

Используя эти слова,  распространите предложение, окончания слов можно менять.

Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.

- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?

- Для чего нужны в речи имена прилагательные? (они украшают нашу речь, делают красивой, полной).

- Выпишем из предложения словосочетания сущ.+ прил.

Холодный ветер, золотые листья, с высоких деревьев.

- Над чем мы с вами сейчас работали? (над предложением)

-Для чего нам необходимо  уметь работать над предложением? (для того, чтобы правильно, красиво излагать свои мысли).

9) Работа над звуками

- Работают ребята в зеленых карточках, а остальные ребята работают со мной.

Подбери к данным словам однокоренные имена существительные:

Зеленый- ____________

Зимняя- _____________

Садовый- ___________

Цветная- ___________

- Как называется следующая запись? (транскрипция, звуковая запись слова)

[друк}

[блиский]

[бида]

[здаровйэ]

- Произнесите эти слова орфографически и назовите в них орфограммы.

- Какое слово может быть здесь лишним и почему? (близкий)

-Подберите к нему противоположное по смыслу слово (далекий).

- Назовите существительное ж.р. (беда)

- Назовите односложное имя существительное (друг).

- Какого рода это существительное?

- Назовите слово схожее со словом ворона.(здоровье)

- В чем их сходство? (сочетание –оро-)

- Какие еще слова с таким сочетанием вы знаете, назовите. (сорока, воробей, огород, город, дорога, хорошо, горох, корова, мороженое, хороший, хлебороб)

- Над чем мы с вами сейчас работали? (над звуками)

- Для чего нам необходима эта работа? (чтобы видеть опасные места)

10) Составление словосочетаний

- А с каким словом у вас ассоциируется слово здоровье? (спорт)

- Почему именно со словом спорт? (если ты будешь заниматься спортом, то будешь здоровым)

- Подберите к данным словам противоположные по смыслу слова. Докажите, что спорт – это здорово.

Слабый (сильный)

Больной (здоровый)

Медленный (быстрый)

Низкий  высокий)

Поражение (победа)

Старт (финиш)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (сущ. и прил.)

- Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные:

Сильный (человек, мужчина, кашель)

Здоровая (пища, еда, семья)

Высокое (небо, солнце, здание, давление)

Быстрые (спортсмены, гонки, машины, животные)

11) Физминутка

- А какого человека можно назвать здоровым?

- Здоровый человек, это человек который дышит свежим воздухом, пьет чистую воду, ест полезную пищу, много двигается, занимается спортом, т.е. ведет здоровый образ жизни. И мы с вами немного отдохнем и укрепим наше здоровье.

12) Работа в парах

- Ну а теперь, придвинулись поближе друг  к другу, работа в парах.

- Подберите и запишите нужные слова, чтобы получилось стихотворение.

Разыгрался ветер на ____________ поляне,

Закружил осину в ___________ сарафане.

И листок березы _____________ пчелкой

Вьется и летает над ___________ елкой.

Слова для справок: золотистой, лесной, красном, колючей.

- Прочитайте полученное стихотворение.

-Какие слова, вы вставили на место пропусков? (имена прилагательные)

- О каком времени года говорится в этом четверостишии?

- В какой наряд одел автор осину? (в красный сарафан)

- С кем сравнивает автор листок березы? (с золотистой пчелкой)

- Докажите, что это стихотворение.

13) Итог урока

- Чем для вас сегодняшний урок был полезен? (полезна была работа со звуками, работа над предложением, текстом, работа с именами сущ. и прил., работа по карточкам, работа с синонимами и антонимами).

- Подведем итог нашего урока игрой «Да или нет».

1) Слово добрый обозначает предмет. (нет)

2) Имя существительное – это часть речи, который отвечает на вопрос какой. (нет)

3) Имена существительные бывают м.р., ж.р., с.р. (да)

4) В слове язык букв больше, чем звуков. (нет)

5) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – кто?, а неодушевленные на вопрос- что? (да)

6) Имена прилагательные обозначают признак предмета. (да)

7) Спорт – укрепляет здоровье. (да)

8) Синонимы  - это противоположные по смыслу слова. (нет)

9) Имена существительные изменяются по числам. (да)

14) Проверка заданий на карточках

15) Оценивание

- Давайте оценим свою работу на уроке, кто считает, что работал очень хорошо, был активным, берет красный мяч, кто не всегда работал, иногда отвлекался – зеленый мяч, кто плохо работал, не понял тему урока – синий мяч.

- Дорогие ребята, я желаю вам, чтобы все вокруг вас было удивительным и разным. И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова. Спасибо вам за хорошую работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Развитие умения подбирать слова-признаки"

Структура урока позволяет реализовать деятельностный подход. На уроке использовались ИКТ: демонстрация слайдовой презентации....

Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"

Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"Цели:Показать роль слов – признаков в нашей речи, научить находить слова – признаки в...

Урок русского языка "Упражнение в подборе слов -признаков"

урок русского языка  во 2 классе "школа 2100"...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...