Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rus.yaz_2_klass.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
2 класс
Тема: «Слова-предметы и слова-признаки»
Цель: совершенствование всех полученных умений в результате изучения имен существительных и имен прилагательных; ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову, группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения по вопросам.
Ход урока:
1) Эмоциональный настрой
Всему названия дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
- Чтобы составлять предложения, чтобы понимать друг друга, чтобы выражать свои мысли, что нам для этого необходимо? (слова)
- Я предлагаю вам вновь отправиться в страну слов, в страну русского языка.
2) Чистописание
я | о | у | с |
а | ы | и | у |
п | т | о | н |
г | р | б | к |
- Рассмотрите буквы и определите, какая буква в каждом ряду лишняя и почему?
Образуйте слоги с этими буквами и запишите в тетрадь. (1 ученик комментирует)
си ис со ос ки ик ко ок
- Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.
- Придумайте слова, которые оканчиваются на –ок. (росток, щенок, венок, сынок, лесок, кусток)
3) Словарная работа
А) – Работают ребята в синих карточках
Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Напиши.
___________ помидор, ___________ облако, _________ слон, _________ перемена, ___________ песня.
Б) – Остальные ребята работают вместе со мной.
б.рёза | п.года |
м.две.ь | ра.ка. |
.зык | праз.ник |
- Прочитайте глазками слова.
- Какие задания можете предложить выполнить со словами?
- Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.
- Назовите двусложные слова, трехсложные слова.
- Назовите двусложные слова со вторым ударным слогом (медведь, язык, рассказ).
- Назовите слова, которые начинаются с глухого согласного звука (погода, праздник).
- Назовите слова, в которых все согласные звонкие (береза, медведь).
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (язык). Почему?
- Что объединяет все эти слова? (они словарные, имена сущ.)
- Назовите признаки имен существительных. (кто? что?- обозначает предмет – одуш. и неодуш. – ед.ч. и мн.ч. – ж., м., с.р. – нариц. и собст.)
В) – Найдите слово, которое соответствует следующим признакам: сущ., одуш., нариц., ед.ч., м.р. (медведь).
Г) – Что отличает слово «язык» от остальных слов? (оно многозначное)
- В каких значениях может употребляться слово «язык»?
1.орган вкуса
2. учебный предмет
3. у колокола язык – металлический стержень
4) Работа с фразеологизмами
- Когда так говорят:
Язык заплетается (невнятно, неясно говорить)
Проглотить язык (перестать говорить)
- А как вы понимаете значение выражения «длинный язык»? (когда болтлив, не сдержан в разговоре)
- Поэтому у русского народа есть такая пословица «Не спеши языком, торопись делом».
- Как вы понимаете эту пословицу? (сначала сделай, а потом хвались; попусту не говори, делами доказывай).
5) – Подберем имена прилагательные к слову «язык» в значении «учебный предмет» и запишем в тетрадь.
Язык (какой?) трудный, красивый, звучный, родной, русский, чужой.
6) Определение темы урока
- Какое задание мы сейчас с вами выполняли? (подбирали к существительным имена прилагательные)
- Почему вы успешно справились с этим заданием? (знаем вопросы им.сущ. и им.прил., умеем задавать вопросы к сущ. и прил.)
- Чему мы будем продолжать сегодня учиться? (учиться задавать вопросы к словам)
- Сегодня , мы узнаем на сколько хорошо овладели умениями в работе с именами существительными и именами прилагательными.
7) Физминутка для глаз
8) Работа над деформированным предложением
- Прочитайте запись.
Ветер, с, листья, деревьев, срывает
-Можно ли ее назвать предложением?
- Составьте предложение. (Ветер срывает листья с деревьев.)
-Какую картину себе представили? (дует ветер, с деревьев падают листья).
- Прочитайте слова:
золотые
холодный
высокая
- На какие вопросы отвечают эти слова?
-Какой частью речи являются?
Используя эти слова, распространите предложение, окончания слов можно менять.
Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.
- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
- Для чего нужны в речи имена прилагательные? (они украшают нашу речь, делают красивой, полной).
- Выпишем из предложения словосочетания сущ.+ прил.
Холодный ветер, золотые листья, с высоких деревьев.
- Над чем мы с вами сейчас работали? (над предложением)
-Для чего нам необходимо уметь работать над предложением? (для того, чтобы правильно, красиво излагать свои мысли).
9) Работа над звуками
- Работают ребята в зеленых карточках, а остальные ребята работают со мной.
Подбери к данным словам однокоренные имена существительные:
Зеленый- ____________
Зимняя- _____________
Садовый- ___________
Цветная- ___________
- Как называется следующая запись? (транскрипция, звуковая запись слова)
[друк}
[блиский]
[бида]
[здаровйэ]
- Произнесите эти слова орфографически и назовите в них орфограммы.
- Какое слово может быть здесь лишним и почему? (близкий)
-Подберите к нему противоположное по смыслу слово (далекий).
- Назовите существительное ж.р. (беда)
- Назовите односложное имя существительное (друг).
- Какого рода это существительное?
- Назовите слово схожее со словом ворона.(здоровье)
- В чем их сходство? (сочетание –оро-)
- Какие еще слова с таким сочетанием вы знаете, назовите. (сорока, воробей, огород, город, дорога, хорошо, горох, корова, мороженое, хороший, хлебороб)
- Над чем мы с вами сейчас работали? (над звуками)
- Для чего нам необходима эта работа? (чтобы видеть опасные места)
10) Составление словосочетаний
- А с каким словом у вас ассоциируется слово здоровье? (спорт)
- Почему именно со словом спорт? (если ты будешь заниматься спортом, то будешь здоровым)
- Подберите к данным словам противоположные по смыслу слова. Докажите, что спорт – это здорово.
Слабый (сильный)
Больной (здоровый)
Медленный (быстрый)
Низкий высокий)
Поражение (победа)
Старт (финиш)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (сущ. и прил.)
- Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные:
Сильный (человек, мужчина, кашель)
Здоровая (пища, еда, семья)
Высокое (небо, солнце, здание, давление)
Быстрые (спортсмены, гонки, машины, животные)
11) Физминутка
- А какого человека можно назвать здоровым?
- Здоровый человек, это человек который дышит свежим воздухом, пьет чистую воду, ест полезную пищу, много двигается, занимается спортом, т.е. ведет здоровый образ жизни. И мы с вами немного отдохнем и укрепим наше здоровье.
12) Работа в парах
- Ну а теперь, придвинулись поближе друг к другу, работа в парах.
- Подберите и запишите нужные слова, чтобы получилось стихотворение.
Разыгрался ветер на ____________ поляне,
Закружил осину в ___________ сарафане.
И листок березы _____________ пчелкой
Вьется и летает над ___________ елкой.
Слова для справок: золотистой, лесной, красном, колючей.
- Прочитайте полученное стихотворение.
-Какие слова, вы вставили на место пропусков? (имена прилагательные)
- О каком времени года говорится в этом четверостишии?
- В какой наряд одел автор осину? (в красный сарафан)
- С кем сравнивает автор листок березы? (с золотистой пчелкой)
- Докажите, что это стихотворение.
13) Итог урока
- Чем для вас сегодняшний урок был полезен? (полезна была работа со звуками, работа над предложением, текстом, работа с именами сущ. и прил., работа по карточкам, работа с синонимами и антонимами).
- Подведем итог нашего урока игрой «Да или нет».
1) Слово добрый обозначает предмет. (нет)
2) Имя существительное – это часть речи, который отвечает на вопрос какой. (нет)
3) Имена существительные бывают м.р., ж.р., с.р. (да)
4) В слове язык букв больше, чем звуков. (нет)
5) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – кто?, а неодушевленные на вопрос- что? (да)
6) Имена прилагательные обозначают признак предмета. (да)
7) Спорт – укрепляет здоровье. (да)
8) Синонимы - это противоположные по смыслу слова. (нет)
9) Имена существительные изменяются по числам. (да)
14) Проверка заданий на карточках
15) Оценивание
- Давайте оценим свою работу на уроке, кто считает, что работал очень хорошо, был активным, берет красный мяч, кто не всегда работал, иногда отвлекался – зеленый мяч, кто плохо работал, не понял тему урока – синий мяч.
- Дорогие ребята, я желаю вам, чтобы все вокруг вас было удивительным и разным. И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова. Спасибо вам за хорошую работу на уроке. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Развитие умения подбирать слова-признаки"
Структура урока позволяет реализовать деятельностный подход. На уроке использовались ИКТ: демонстрация слайдовой презентации....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"
Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"Цели:Показать роль слов – признаков в нашей речи, научить находить слова – признаки в...
Урок русского языка "Упражнение в подборе слов -признаков"
урок русского языка во 2 классе "школа 2100"...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Открытый урок по русскому языку «Наблюдение над словами – признаками. Развитие умения ставить к ним вопрос»
План-конспект открытого урока русского языка во 2 классе...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...