ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?" 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 7 им. О. КАЗАНСКОГО

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

УРОКА - ПУТЕШЕСТВИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ:

«СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»

2 КЛАСС

   

                                                                               УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

                                                                                ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ст. ЕГОРЛЫКСКАЯ

2010 – 2011 учебный год

ТЕМА УРОКА:

 «СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?»

ЦЕЛЬ УРОКА:

Обобщить и систематизировать знания обучающихся о словах, к которым можно задать вопросы кто? что? принимая за основу одушевлённость и неодушевлённость предметов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Продолжить работу над словом: лексическое значение, выделение и характеристика звуков, знание об однокоренных словах, умение видеть опасные места в словах.

2. Закрепить умение объединения слов в тематические группы, умение составлять предложения по картине, записывать, правильно оформляя на письме, находить в них грамматическую основу; обогащать словарный запас обучающихся.

3. Развивать мыслительные операции, внимание, память, устную речь, фонематический слух, навыки говорения и слушания, каллиграфические способности; прививать интерес к предмету, стремление к познанию и открытию.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, положительные качества личности: доброту, чуткость, внимательность, усидчивость, трудолюбие, коллективизм; культуру поведения и общения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник «Русский язык» 2 класс, сказочный персонаж - Лунтик, карточки – слова с непроверяемыми написаниями, карточки для индивидуальной работы на уроке, методическое пособие «Растение и животные леса», остановки – лесные полянки, иллюстрации к загадкам, речевая модель оценивания, фонограммы «Голоса леса», «Звуки космоса»,  компьютер.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.   (слайд 2)

Добрый день, дорогие друзья!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

За работу получать

Только лишь оценку «пять»!

- Подравнялись.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

- Поприветствуйте их.

- Тихонько садитесь.

2. Психологическая установка на урок.

- А как ещё можно приветствовать людей? (словом здравствуйте – желание здоровья, улыбкой и пожатием руки)

- Пожмите друг другу руки.

- Какие они? (мягкие, тёплые, нежные)

- Что можно сделать такими руками?

1. Обнять человека.

2. Поднять упавшего человека.

3. Красиво накрыть стол.

4. Нарисовать чудесную картину.

5. Помочь маме по хозяйству.

- Могут ли руки помочь подружиться?

- И если вам когда-нибудь захочется обидеть своего товарища, толкнуть, ударить одноклассника или просто близкого вам человека, вспомните о своих ласковых, добрых и нежных руках, которые никогда не смогут сделать такого поступка.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие.   («Звуки космоса»)

- Ой, а это кто пожаловал?   (сказочный персонаж – Лунтик)

- Откуда он прилетел?

- Выделите первый звук в  имени нашего героя? (л)

- Дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, твёрдый)

- Какой буквой он обозначен на письме?

4. Минутка чистописания.

(говорят дети)

- Сегодня на минутке чистописания мы повторим правописание заглавной и строчной буквы Л, л, соединений и слов с ней (показ написания буквы на доске).

- Назовите соединения в слогах.

- Продолжите цепочки закономерностей в 1 и 2 строке   (посадка)

Л л     Лл     лл

ла     ло     ле     ил    

Лунтик     Луна

- Прочитайте слова на 3 строке.

- Почему они написаны с большой буквы?

- Что в них общего? (значение, корень)

- Как называются такие слова?

- Спишите слова, выделите в них корень (1 человек у доски, остальные сигналят).

5. Актуализация знаний.

- Лунтик тоже отправляется с нами в путешествие.

- А хотите узнать куда?

- Тогда отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.  

Нас в гости лес к себе зовёт,   (слайд 3)

Дорожка к знаньям приведёт.

Чтоб от безделья не зевать

Полезно голову ломать!   (пособие «Растения и животные леса»)

- Что обозначает фразеологический оборот «ломать голову?»   (слайд 4)

- Знакомы ли вы с правилами поведения в лесу?

1. Лес - дом для зверей и птиц. Не шуми в нём!

2. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

3. Не срывай ягоды и травы.

4. Не  уничтожай птичьи гнёзда.

5. Умей любоваться окружающей тебя красотой!

6. Словарная работа.

Что за чудо из чудес?

Не пускают звери в лес!   (отключить слайд 4 «Голоса леса)

- Ребята, лесные жители приготовили задание – вставить в слова пропущенные буквы (на доске карточки – словарные слова, по 1 человеку у доски, класс в тетради перфокартой, просигнальте)

Б – рёза,   р – бина,   с – рока,    - сина,   л – сица,   за – ц  

7. Постановка проблемного вопроса.   (слайд 5)

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- К каким словам поставим вопрос кто?

- Почему?

- К каким словам поставим вопрос что?

- Почему?

- Мальчики выпишут слова, отвечающие на вопрос кто? а девочки – на вопрос что? (по 1 человеку на обратной стороне доски, самопроверка, просигнальте)

- Составьте предложение со словом лисица (запись предложения, нахождение грамматической основы)

Хитрая   лисица   вышла   на   охоту.

8. Формулирование темы урока.  

- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (говорят дети)   (слайд 6)

9. Физминутка.

- Вы очень успешно справились с заданием. Лунтик вами гордится.

- Продолжаем путешествие.

- Перед нами поляна «Отдыхай-ка!» (физминутка для глаз «Лунтик»)

10. Работа с учебником.

- Приближаемся к поляне «Рассуждай-ка!»

- Откройте учебник на с. 39 и прочитайте задание к упр. 57

(5 человек получают индивидуальные карточки для работы)

- Найдите схемы предложений, которые относятся к теме нашего урока (4 и 5)

- Составьте предложение по 4 схеме.

Деревья, кустарники и травы растут в лесу.

- Почему к словам деревья, кустарники и травы поставили вопрос что?

- Составьте предложение по 5 схеме.

В лесу живут звери, птицы и насекомые.

- Почему к словам звери, птицы и насекомые поставили вопрос кто?

- Запишите по вариантам предложение самостоятельно (1 вариант – 4, 2 вариант – 5, взаимопроверка, просигнальте)

- Лунтику нравится ваша работа на уроке.

- Он многому у вас учится, на Луне такого нет. 

11. Физминутка.

- Вот мы и подошли к поляне «Превращай-ка!»   (слайд 7 «Голоса леса»)

- Лунтик превращает вас в маленькие саженцы лесных деревьев. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригрело саженцы, дождик полил. Они росли, росли и стали могучими деревьями. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь, почувствуйте напряжение в мышцах. Но вот лето в разгаре. Сильно припекло солнце, завяли листочки на деревьях. Расслабьтесь, уроните голову на грудь, руки вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили деревья, снова тянутся к солнцу!

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

- Глубоко вдохните и выдохните. Тихонько садитесь.   (отключить «Голоса леса»)

12. Игра «Волшебные превращения».

- А сейчас волшебные превращения из Лунной страны. Задание от Лунтика.

- Прочитайте слова (слайд 8):

Коса     мак     капля     сон

- Какой вопрос зададите к этим словам? (что?)

- Почему?

- Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?  

(самостоятельная запись слов в тетради, проверка коллективная на слайде)

- Справились?

- Проверим, такие у вас слова как у Лунтика   (слайд 9 по одному щелчку - слово)

Коза     рак     цапля     сом

- И с этим заданием вы успешно справились. Лунтик в восторге от вашей работы.

13. Отгадывание загадок.

- А вот какие интересные загадки ждут нас на поляне «Угадай-ка!».

(иллюстрации отгадок вывешиваются на доске)

  1. Никто не пугает,

А вся дрожит. (осина)

  1. Что не сеяно, родится? (трава)

  1. Трав копытами касаясь,

     Ходит по лесу красавец,

     Ходит смело и легко,

     Рога раскинув широко. (лось)

  1. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)

  1. Сидит рядом с нами,

Смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила. (черника)

  1. Голубой шатёр

Весь мир накрыл. (небо)

  1. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик)

- Составьте из первых букв каждой отгадки слово, которым оценил Лунтик вашу работу на уроке (1 человек запишет на доске ОТЛИЧНО)

14. Рефлексия.

- А как вы работали сегодня на уроке?  

- Используя речевую  модель, оцените себя   (слайд 10)

Сегодня на уроке:

- Я научился (ась)…………………………………..

- Мне было интересно……………………………...

- Мне было трудно………………………………….

- Мне понравилось………………………………….

- Я хотел (а), чтобы…………………………………

15. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Лунтик улетает к себе на Луну и в память о сегодняшней лесной прогулке дарит вам лунные звёздочки.

16. Домашнее задание.   (слайд 11)

- Подготовьте небольшой рассказ (2-3 предложения) о нашем путешествии в лес, употребив слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(слайд 12 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!»)

Б  -  РЁЗА

С  -  РОКА

  -  СИНА

Р  -  БИНА

Л  -  СИЦА

ЗА  -  Ц

К Т О ?

   

Ч Т О ?

«ОТДЫХАЙ – КА!»

«РАССУЖДАЙ – КА!»

«ПРЕВРАЩАЙ – КА!»

«УГАДАЙ – КА!»

КАРТОЧКА № 1.

Придумай и запиши предложения по схемам:

1.   ______________ ,  _____________  и  _____________   вышли на охоту.

2.   Молодые     _____________  и  _____________     растут в лесу.

КАРТОЧКА № 2.

Придумай и запиши предложения по схемам:

1.   _____________  ,  _____________  и  _____________   вышли на охоту.

2.   Молодые     _____________  и  _____________     растут в лесу.

КАРТОЧКА № 3.

Придумай и запиши предложения по схемам:

1.   _____________  ,  _____________  и  _____________   вышли на охоту.

2.   Молодые     _____________  и  _____________     растут в лесу.

КАРТОЧКА № 4.

Придумай и запиши предложения по схемам:

1.   _____________  ,  _____________  и  _____________   вышли на охоту.

2.   Молодые     _____________  и  _____________     растут в лесу.

КАРТОЧКА № 5.

Придумай и запиши предложения по схемам:

1.   _____________  ,  _____________  и  _____________   вышли на охоту.

2.   Молодые     _____________  и  _____________     растут в лесу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 7 им. О.КАЗАНСКОГО

САМОАНАЛИЗ  ОТКРЫТОГО

УРОКА - ПУТЕШЕСТВИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ:

«СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»

2 КЛАСС

                                                                               УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

                                                                                ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ст. ЕГОРЛЫКСКАЯ

2010 – 2011 учебный год

На протяжении 10 лет я обучаю детей по учебнику «Русский язык» автора Р.Н.Бунеева. Работая по этому учебнику, в задачу учителя входит организация исследовательской работы детей, с тем, чтобы они додумались до решения ключевой проблемы урока и смогли самостоятельно объяснить, как действовать в новых условиях. При этом развивается логическое мышление, память, устная речь, фонематический слух, навыки говорения и слушания, интерес к предмету, стремление к познанию и открытию.

Тема урока «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?» одна из тех, которые помогают развивать и обучать детей. Исходя из темы урока,  я выбрала проблемно - поисковую технологию обучения. Поставила цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о словах, к которым можно задать вопросы кто? что? принимая за основу одушевлённость и неодушевлённость предметов. Определила задачи урока:

1. Продолжить работу над словом: лексическое значение, выделение и характеристика звуков, знание об однокоренных словах, умение видеть опасные места в словах.

2. Закрепить умение объединения слов в тематические группы, умение составлять предложения по картине, записывать, правильно оформляя на письме, находить в них грамматическую основу; обогащать словарный запас обучающихся.

3. Развивать мыслительные операции, внимание, память, устную речь, фонематический слух, навыки говорения и слушания, каллиграфические способности; прививать интерес к предмету, стремление к познанию и открытию.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, положительные качества личности: доброту, чуткость, внимательность, усидчивость, трудолюбие, коллективизм; культуру поведения и общения.

Я считаю, что поставленных цели и задач добилась посредством применения на уроке различных методов и приёмов.

На этапе организационного момента я прочитала стихотворение-девиз, настраивающий обучающихся на плодотворную работу.

Психологическая установка на урок способствовала развитию положительных качеств личности: доброты, чуткости, отзывчивости.

На этапе актуализации знаний применила мотивирующий приём «яркого пятна», который захватил внимание детей, но при этом был связан с темой урока. В ходе фронтальной беседы, использовала продуктивный метод, позволяющий проверить умение характеризовать, сравнивать и обобщать знания о звуках, буквах, слогах, однокоренных словах. Здесь же провела минутку чистописания по повторению теоретических и практических знаний.

Использование фонограмм «Звуки космоса» и «Голоса леса», привели к эмоциональному подъёму настроения детей. Загадки, повторение правил поведения в лесу заинтересовали ребят, расширили их кругозор.

Предложенные задания соответствуют содержательной установки урока, являются необходимым и достаточным материалом для обобщения и систематизации знаний.

Словарная работа тесно связана с этапом постановки и «открытия» нового знания. На нём я применила побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как он помогает осуществить творческую деятельность и способствует развитию творческих способностей обучающихся. В ходе диалога старалась не нарушить роль организатора, а не участника коммуникации.

Дети самостоятельно определили тему урока. Ясно и чётко поставленная, объяснённая и принятая обучающимися цель их деятельности на уроке, подчинила себе всю работу и сделала её более продуктивной.

На этапе первичного закрепления, я использовала репродуктивный метод. Он помог проверить умение выполнять задания с последующим объяснением. Карточки для индивидуальной работы – чтобы иметь возможность самостоятельно систематизировать и проверить свои знания.

Самостоятельная работа проведена в форме игры «Волшебные превращения» и организована с целью корректировки знаний обучаемых. Устранение пробелов – работа на последующих уроках.

Подведение итогов представлено в форме рефлекторной деятельности и самооценки деятельности, успешно использована речевая модель оценивания.

Домашнее задание включает в себя задание на закрепление и обобщение изученного материала.

Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Своевременно проведённые физминутки, тесно связанные с тематикой,  способствовали снятию напряжения и активизации познавательной деятельности обучающихся на протяжении всего урока.

Осуществлялась межпредметная связь.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ЕСОШ № 7 имени О. КАЗАНСКОГО 2010 – 2011 учебный год

Слайд 2

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК, НАЧИНАЕМ НАШ УРОК! ПОСТАРАЙТЕСЬ ВСЁ ПОНЯТЬ, ОТВЕТЫ ПОЛНЫЕ ДАВАТЬ, ЗА РАБОТУ ПОЛУЧАТЬ ТОЛЬКО ЛИШЬ ОЦЕНКУ « 5 »!

Слайд 3

НАС В ГОСТИ ЛЕС К СЕБЕ ЗОВЁТ, ДОРОЖКА К ЗНАНЬЯМ ПРИВЕДЁТ. ЧТОБ ОТ БЕЗДЕЛЬЯ НЕ ЗЕВАТЬ, ПОЛЕЗНО ГОЛОВУ ЛОМАТЬ!

Слайд 5

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: НА КАКИЕ ДВЕ ГРУППЫ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ ЭТИ СЛОВА?

Слайд 6

ТЕМА УРОКА: СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

Слайд 8

КОСА МАК КАПЛЯ СОН

Слайд 9

КОЗА РАК ЦАПЛЯ СОМ

Слайд 10

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Я НАУЧИЛСЯ (АСЬ)……………………. МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…………….. МНЕ БЫЛО ТРУДНО………………….. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…………………. Я ХОТЕЛ (А), ЧТОБЫ………………….

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПОДГОТОВЬТЕ НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ О НАШЕМ ПУТЕШЕСТВИИ В ЛЕС, УПОТРЕБИВ В НЁМ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему: "Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?"

Методическая разработка урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое7 какие?...

План-конспект урока на тему:"Слова отвечающие на вопросы кто? что?".

План-конспект  урока  на  тему :"Слова  отвечающие  на  вопросы  кто?что?"...

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Конспект урока на тему: Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Технологическая карта урокаПредмет: Русский языкКласс: 2Дата: 06.02.2020 г.Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы кто? что?Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Научить различать названия предметов п...