Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
материал по русскому языку (4 класс) по теме
Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_a_klasse.docx | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 А классе
Тема урока: Фестиваль знаний. Обобщение об имени существительном.
Цели:
- Организовать учебную деятельность обучающихся на уроке с целью развития системного мышления;
- Активизировать имеющиеся знания у обучающихся о существительном как части речи;
- Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность
- Развивать творческое мышление; развивать познавательную активность;
- Воспитывать культуру работы с информацией, культуру коллективной работы
Тип урока: повторительно – обобщающий, комбинированный
Оборудование:
Презентация
Карточки с пословицами
Бланки "Паспорта существительного"
ХОД УРОКА
1. Организационное начало. Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
- А теперь гостям нашим улыбнитесь и начнём урок.
- Покажем всё, что мы знаем и умеем.
2. Вхождение в тему.
- Сегодня для урока я приготовила замечательное стихотворение (слайд 1), но не могу вспомнить одно слово. Вам необходимо мочь мне восстановить это слово, чтобы мы могли провести урок.
- Посмотрите на экран.
-------- - это тёплый ветер,
----------- - это светлый мир,
---------- - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
------- - это только счастье,
--------- - у людей одна.
С------ не страшны ненастья,
С------- - жизнь весной полна.
Верь, храни, цени же --------------,
Это высший идеал
Тебе она сослужит службу.
Ведь ----- - это ценный дар.
- Искать слово будем во время минутки чистописания, которую мы соединим с работой по фонетике
3. Минутка чистописания
Я попрошу Олю помочь мне. (записывать буквы)
1. Назовите в слове "ветер" (щелчок 1) сонорный звук.
- Какой буквой обозначаем этот звук на письме?
Буква "эр"
2. Назовите в слове "людей" (щелчок 2) звук согласный, мягкий парный, звонкий парный.
Буква " дэ"
3. В слове "ненастья" (щелчок 3) назовите гласный звук, который указывает на твёрдость согласных звуков.
Буква "а"
4. В слове "жизнь" (щелчок 4) назовите согласный, твёрдый непарный звук.
Буква "жэ"
5. В слове "службу" (щелчок 5) назовите гласные звуки.
Буква "у"
6. В этом же слове назовите звук, парный звуку [п].
Буква "бэ"
р д а ж у б
Посадка при письме
- Запишите целую строчку, чередуя эти буквы.
- Составить из полученных букв слово.
"ДРУЖБА" (слайд 2)
- Запишите это слово на следующей строке
4. Определение темы урока:
- Спасибо, вы мне помогли
-Давайте, ребята, прочитаем стихотворение. (ученик)
- Сегодня на уроке дружба сослужит нам великую службу, поможет работать сплочённо, дружно и станет ключевым словом урока.
-Посмотрите на выделенные слова (слайд 3) и скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить.
- Как вы это определили? (слова отвечают на падежные вопросы и обозначают предмет). (правило)
(слайд 4)
-Верно – это имя существительное
- Вы уже знаете, что имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. В русском языке существительным является каждое второе слово.
- Сегодня исследуя слово "дружба" мы вспомним все морфологические признаки имени существительного. В итоге урока мы составим "Паспорт этой части речи"
5. Словарная работа. Морфемный разбор.
-Начнём с лексического значения, кто может дать определение, что такое "дружба"?
- А теперь посмотрим, что нам расскажет толковый словарь. (слайд 5)
- Подберите к слову "дружба" однокоренные имена существительные.
Дружба – друг, дружок, подруга, дружище, дружочек.
Поставили черту, записываем.
-Выполним морфемный разбор слова "дружба"
- Каким способом образовалось это слово?
- Давайте определим род всех записанных существительных.
- Ребята, я тоже подбирала однокоренные слова.
(всё тоже + содружество, "дружбой") (слайд 6)
- Все ли слова вам понятны?
- А кто может объяснить, что такое содружество?
-Снова обратимся к толковому словарю
(слайд 7)
Содружество - 1. Взаимная дружба, дружеское единение.
2. Объединение, основанное на дружбе, на общности интересов.
- Давайте допишем слово "содружество" в группу однокоренных слов. Запомните его, ваш словарный запас увеличился ещё на одно слово. Определите род существительного "содружество".
-Итак, у нас получилась группа однокоренных слов.
- На какие группы вы бы разделили все слова? (одуш. и неодуш.)
- Это имена собственные или нарицательные.
-Молодцы!
- Ребята, посмотрите, вы ничего не хотите мне сказать о моей работе.
Физминутка.
- А теперь вернёмся к слову, которое я записала ошибочно.
6. Морфологический и синтаксический разборы
1 вариант Синтаксический разбор предложения.
С дружбой сталкивается в жизни каждый человек. (каждый определительное местоимение)
2 вариант
- Выполнит морфологический разбор слова (С) дружбой
- Как много мы уже вспомнили об имени существительном. Но работа наша продолжается.
7. Работа с учебником.
- Наверно все б хотели знать, что дружба – это благодать. А что нужно для того, чтобы дружить и быть другом. Ответить на этот вопрос поможет нам упражнение.
Учебник с. 107 № 197. Даны слова. (заменить слово "совесть" на слово "дружба")
(работа в парах)
- Прочитайте и скажите, какие слова вы поставили бы рядом со словом "дружба".
Искренность, доброта, справедливость, совесть, достоинство, благородство.
- Объясните свой выбор. Укажите склонение данных существительных
8. Работа в группах.
- Мудрость народная, пословицы учат нас ценить дружбу и друзей. Недаром пословиц и поговорок о дружбе сложено очень много.
- Сейчас мы проверим, как вы их знаете.
- На партах с карточкой группы лежат конверты. Вам необходимо восстановить деформированное предложение
Группы объединяются и работают.
(слайд 8)
1 группа –
Добрая шутка дружбы не рушит. – Р.п.
(не, дружбы, шутка, рушит, добрая)
2 группа –
За дружбу дружбой платят. – Т.п.
(дружбу, платят, за, дружбой)
3 группа –
Расстояние дружбе не помеха. – Д.п.
(не, расстояние, помеха, дружбе)
4 группа –
Дружба заботой да подмогой крепка. – И.п.
(заботой, крепка, да, дружба, подмогой)
5 группа –
Крепкую дружбу и топором не разрубишь. – В.п.
(и, разрубишь, крепкую, не, топором, дружбу)
6 группа
О дружбе помни, а зло забывай. – П.п.
(а, дружбе, забывай, о, зло, помни
- А теперь я попрошу по одному представителю от группы выйти к доске и записать подчёркнутое слово на доске.
- Ребята, скажите, вы ничего интересного не заметили?
- Давайте запишем данные слова в определённом грамматикой порядке.
-Какую работу мы сейчас выполняли? (склоняли)
9. Итог урока
- Ну, что же все морфологические признаки существительного мы вспомнили, обобщили, попробуем составить паспорт.
Возьмите бланки паспорта . (слайд 9)
Паспорт части речи Имя существительное
Отметьте каждую графу знаком:
+ - знаю, могу записать в паспорт
+ (-) - знаю, но не всё, надо повторить правила
? - не знаю, не изучал
Обозначает | ||
Отвечает на вопросы | ||
Происхождение термина "существительное" | ||
Начальная форма | ||
Постоянные морфологические признаки | ||
Непостоянные морфологические признаки | ||
Синтаксическая роль |
Есть ли графа, возле которой вы поставили знак "?".
- Где можно найти эти сведения?
- Перед вами несколько словарей.
- Как вы думаете, в каком из них должна быть эта информация?
(этимологический словарь)
10. Домашнее задание: (слайд 10)
1. Составить паспорт (обратиться к этимологическому словарю)
2. Написать мини - сочинение – рассуждение: Умею ли я дружить?
-Наш урок окончен. Пожалуйста, подойти к "Экрану настроения" и выразите своё отношение к уроку. Оставьте на нём свой "смайлик".
12.Завершение урока
Вернитесь на свои места.
-Давайте возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга.
Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ!
Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку: « Обобщение знаний об имени существительном»
Конспект урока по русскому языку:« Обобщение знаний об имени существительном» 2 класс...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами", 4 класс
Тема "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами"...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....
Открытый урок по русскому языку 4 класс "Окончания имен существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах"
Урок по русскому языку в рамках программы "Школа России", 4 класс....
Разработка открытого урока по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном"
Разработка открытого урока-соревнования по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном". Урок для 3 класса, презентация. Тема посвящена Дню Защитника Отечества....