Технологическая карта по русскому языку. Тема урока: «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе» , УМК «Перспективная начальная школа» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных III склонения в ед.ч.
Задачи урока
Дидактические:
- учить определять безударные падежные окончания имён существительных; различать падежи, падежные вопросы и склонения;
- учить использовать алгоритм и правило, чтобы правильно писать окончания имён существительных.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.
2. Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к своей работе при выполнении самостоятельного задания.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнении парных задний.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс 3 часть Каленчук, Чуракова, Байкова, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК
Дата: 12.02.2021 Школа: № 95 Класс: 3‒1 Урок: 1 Время: Кабинет: 316 | Студент: Кучумова Наталья Группа: 32 Учитель: Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных III склонения в ед.ч.
Задачи урока
Дидактические:
- учить определять безударные падежные окончания имён существительных; различать падежи, падежные вопросы и склонения;
- учить использовать алгоритм и правило, чтобы правильно писать окончания имён существительных.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.
2. Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к своей работе при выполнении самостоятельного задания.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнении парных задний.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс 3 часть Каленчук, Чуракова, Байкова, презентация.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте! Меня зовут Наталья Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. ‒Сейчас учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в Д.п.; учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в Р.п.; учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в П.п.; стоять на остановке (3) побежать по дорожке (1) выйти из дома.(2) | Приветствуют учителя. | Л: самоопределение Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Презентация Слайд№1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Фронтальная форма. |
Давайте вспомним: ‒Что такое имя существительное? ‒Сколько в русском языке существует склонений имён существительных? ‒Какие имена существительные относятся к I склонению? ‒Какие ко II склонению? ‒И какие к III склонению? Посмотрите на слайд е, т, н, ь р, а, т, т, е, ь, д т, л, ь, м, е, е ‒Из этих букв вам нужно составить слова. ‒Какие слова у вас получились? ‒Что общего у этих слов? ‒Куда падает ударение? ‒Определите окончание в словах. | 1.Отвечают на вопросы учителя 2.Высказывают своё мнение ‒ Часть речи, которая отвечает на вопросы – кто? что?, и обозначает предмет ‒В русском языке существует 3 склонения ‒ сущ. ж. и м. рода с окончаниями –а,-я ‒ сущ м.рода с нулевым окончанием и сущ ср. рода с окончаниями –о, -е сущ ж.рода с нулевым окончанием ‒ тень, тетрадь, метель ‒ это сущ. 3 скл | П:анализ,синтез П:затруднение в пробном действии П:постановка и формулирование проблемы К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Презентация Слайд№2 Слайд№3 Слайд№4 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог Фронтальная форма. | 1.Уточняет понимание учащихся поставленных целей и задач урока 2.Побуждает к высказыванию собственного мнения ‒Предположите, какая тема сегодняшнего урока?
-Какие цели мы поставим?
-Давайте для достижения цели составим план урока? 1.С чего начнём? 2. Что будем делать дальше? 3.Чем завершим работу? -Молодцы! | 1.Определяют цели и задачи урока ‒Тема: «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе» ‒Цель: Узнать о правописании безударных окончаний существительных III склонения в единственном числе План: 1. Выполним практическую работу и составим табличку падежных окончаний сущ. 3 склонения в ед.ч. 2.Выполним упражнения для отработки составленной таблицы. 3.Сделаем выводы. | П:анализ,синтез П:самостоятельное формулирование темы и цели урока К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | Презентация Слайд№5 Слайд№6 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог Фронтальная форма.
| 1.Организует работу по теме урока. 2. Отвечает на вопросы учеников ‒Откройте свои тетради, запишите дату и «Классная работа». ‒А сейчас письменно просклоняйте полученные слова. Первый ряд просклоняет слово тень, второй ряд- тетрадь, третий ряд- метель. ‒Понаблюдайте за окончаниями. ‒Давайте все вместе составим табличку падежных окончаний сущ. 3 склонения в ед.ч. Я буду писать на доске, а вы будете мне помогать, называть окончания. ‒Как вы определили окончание? Что для этого нужно сделать? ‒Давайте вспомним алгоритм. -Молодцы! ‒На слайде изображен эталон, давайте проверим, правильно ли мы написали окончания. ‒Посмотрите на слайд. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы в окончаниях. Первый ряд запишет первое предложение, второй ряд- второе, третий ряд- третье. В скобочках укажите склонение и падеж. ‒Какие окончания вы написали? ‒Откройте учебники на стр 51. Прочитайте задание №53. ‒Теперь прочитайте стихотворение. ‒Давайте разберём слова с пропущенными окончаниями. ‒Читаем первую строчку. Есть в этой строке нужное нам слово? ‒Какой предлог входит в форму этого слова? ‒Какое склонение и падеж этого слова? ‒Значит какое окончание мы напишем? Разбирает следующие строки. ‒Списываем стихотворение, указываем над нужными словами склонение и падеж. ‒Найдите слова с орфограммой «безударный гласный в корне, не проверяемый ударением» ‒Подчеркните данную орфограмму. ‒Найдите пару родственных слов. ‒Выделите корни этих слов. ‒Найдите в тексте выделенные слова. Какой частью речи они являются? ‒Замените эти слова подходящими по смыслу существительными. ‒Как вы думаете, выделенные слова- это разные слова или формы одного и того же слова? Динамическая пауза. Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём. Я буду называть вам имена существительные. Если они относятся к 1 склонению, то хлопайте в ладоши, а если ко 2, то топайте ногами, если к 3- приседайте. Готовы? Начали. Пень (топ), портрет (топ), мышь (прис), печаль (прис), дрожь (прис), велосипед (топ), рыба (хлоп), дядя (хлоп), дрозд (топ), мысль (прис), книга (хлоп), дробь (прис), радость (прис), путь (топ) | 1.Отвечают на вопросы учителя 2.Высказывают своё мнение ‒И.п.-нулевое окончание, Р.п.- и, Д.п.- и, В.п.- нулевое окончание, Т.п.- ю, П.п.- и. Отвечают на вопросы учителя Алгоритм: ‒1)Поставь слово в начальную форму (И. п, ед.ч) 2)Определи склонение 3)Определи падеж 4)Подбери для проверки опорное слово (то есть сущ. этого же склонения с ударным окончанием), 5).Поставь его в нужный падеж и определи окончание. На ел…(П.п. –и) появились маленькие шишки. К ноч… (Д.п. - и) становится очень холодно. До метел…(Р.п. –и) мы должны вернуться домой. Отвечают на вопросы учителя Читают задание. ‒шинели ‒В шинели ‒III скл., П.п. ‒вагон, трамвайный, пассажир, трамвай, дорога ‒трамвай- трамвайный ‒местоимения ‒солдат Отвечают на вопросы учителя | П:анализ,синтез П:осознанное построение речевого высказывания М:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью М:согласоание общего решения П: Построение алгоритма | Презентация Слайд№7 Слайд№8 Слайд№9 Слайд№10 Слайд№11 Слайд№12 |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Парная форма.
| 1.Организация устной работы 2.Организация работы с заданиями ‒ Посмотрите на упражнение № 54.Что нужно сделать? ‒Объединитесь в пары и выполните это упражнение. ‒Заканчиваем работу ‒Посмотрите на слайд и скажите, правильно ли выполнил Незнайка это упражнение? ‒ Где он ошибся? -Какое правило мы можем ему подарить, чтобы он больше не ошибался? ‒Молодцы! | 1. Устная работа 2. Выполнение заданий ‒ Списать текст и определить склонение и падеж выделенных слов. ‒III скл. Р.п.-вести II скл. П.п.-на свете. II скл. П.п.- На месте I скл. П.п.-в газете. ‒ В окончаниях существительных I скл. и II скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в окончаниях существительных III скл. – буква И. | П:анализ,синтез П:выполнение действий по алгоритму П:построение логической цепи рассуждений К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Презентация Слайд№ 13 |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная Индивидуальная форма. | 1. Закрепление пройденного материала 2. Организация самостоятельной работы ‒ Давайте прочитаем задание №55 Что нужно сделать? ‒По-разному ли понимают выражение «куда глаза глядят» Светлана и её отец? Кто из них имел в виду устойчивое выражение, которое означает «идти неизвестно куда»? А кто понял эти слова буквально? Разбирает вместе с учащимся задание. ‒ А теперь самостоятельно укажите число и падеж выделенных слов. ‒Закончили работу. Обменяйтесь с соседом по парте и давайте сравним ответ с эталоном. ‒Почему же у них разные окончания? | ‒Папа Светланы имел в виду устойчивое выражение, которое имеет значение «идти неизвестно куда», а Светлана поняла эти слова буквально. Выполняют самостоятельно задание. ‒Сумку (I скл., В.п.), табак (II скл., В.п.), нож (II скл., В.п.), булку (I скл., В.п.). ‒Число и падеж выделенных слов одинаковые, а окончания разные. В В.п. ед.ч. существительные разных склонений имеют разные окончания. | П: анализ,синтез П:использование знаково-символических средств П:построение логической цепи рассуждений Р:контроль | Презентация Слайд№14 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Групповая форма |
‒ Посмотрите на упражнение №56. Что нужно сделать? ‒Объединитесь в группы по 4 человека. На партах у вас лежат словосочетания, ваша задача прикрепить слово в тот столбец, к которому он относится. ‒Заканчиваем упражнение. ‒давайте обсудим, почему вы так распределили? | 1.Отвечают на вопросы учителя Читают задание. Участвуют в беседе. | П:анализ,синтез Р:контроль, коррекция оценка К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | Презентация Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Фронтальная форма. | 1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке - Мы с вами отлично поработали! ‒Откройте дневники и запишите домашнее задание. Уч. с. 55 № 57 -Ребята, скажите, достигли ли мы поставленных целей? ‒Молодцы! Для того чтобы выяснить, как вы усвоили наш урок, я предлагаю вам поднять карточку, которая у вас лежит на столе. Красная‒ я ничего не понял. Зеленая‒ я всё понял. ‒Вы большие молодцы! ‒Спасибо за урок! | 1. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, а что нет и почему) ‒Да! | П:Рефлексия способов и условий действий Л:Самооценка | Презентация Слайд№15 Слайд№16 Слайд№17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе» - 3 класс - ПНШ
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числе"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительных 3 ...
Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),
Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...
Конспект урока по русскому языку «Безударное окончание существительных в единственном числе» УМК «Перспективная начальная школа»3 класс
Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе, формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существи...
Технологическая карта по русскому языку. Тема урока:« Последовательность абзацев», УМК «Начальная школа 21 века» (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения правильно составлять текст по заданным условиям.Дидактические:учить составлять текст по заданным условиям;учить корректир...
Технологическая карта по русскому языку. Тема урока "Проверочная работа по теме "Имя прилагательное". УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 2 Студент: Колдаева Ирина Группа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист: Тема урока &la...
Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"
Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах....