Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.
Задачи:
- образовательные
- обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
- существительных трёх склонений.
- совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
- развивающие
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
- воспитательная
∙ воспитывать интерес к русскому языку.
∙ воспитывать бережное отношение к лесу, к природе..
Оборудование: круги - сигналы падежей, картина “Лес”, ромашка с лепестками, карточки, рисунки “ключей”.
Ход урока
I.Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь.
- Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?
- Молодцы!
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.
II. Минутка чистописания
На доске.
- Нам нужно отгадать ключевое слово.
- Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
- Безударная гласная в словах: земля, лесок;
- Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
- Безударная гласная в словах: река, печёт;
- 13-я буква алфавита;
- 6-я буква алфавита;
- Парная согласная букве з;
- Безударная гласная в словах: окно, вода;
- Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.
Мы с вами собрали слово: перелесок.
- Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
- Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
- Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
- Какие слова вы записали? (Имена существительные).
- Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").
III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.
- Что это? Лес. (На картинке).
- Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их по составу.
Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.
2) Задания - загадки.
- Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).
В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.
Первая загадка
Игра “Во всех падежах”
Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов - сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист”
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс.
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.
Вторая загадка
А теперь поработаем все вместе на карточках.
- Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).
- Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).
- Допишите падежные окончания имён существительных
Третья загадка
- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).
- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).
- Что это? (Ключ - рисунок).
- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).
- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).
- Назовите слова-ключи для каждого из склонений.
1 скл. - вода, земля.
2 скл. - окно, конь.
3 скл. - печь, степь.
- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
Четвёртая загадка
Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).
Хожу по тропинке - 1 скл., Д.П., по воде;
добежал до черёмухи - 1 скл., Р.П., до воды;
появилось на тополе - 2 скл., П.П., на коне;
написал о лесе - 2 скл., П.П., о коне;
подошёл к ветке - 1 скл., Д.П., к воде.
Физкультминутка
- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.
Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.
До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).
Пятая загадка
- Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 126, упражнение 122.
- Что нужно сделать в этом задании? (3 человека работают доски)
Шестая загадка
- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.
13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16
Лес - наше богатство.
- Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.)
- Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.
Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.
(Один ученик у доски, остальные - в тетрадях).
- Как определить падеж существительного в предложении?
Седьмая загадка.
“Седьмой лишний” (игра)
- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.
солнце волк
берегите белка
река лес
роща лиса
чаща медведь
дорожка заяц
- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.
- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.
- Получилось предложение “Берегите лес!”
- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?
- Не ломать ветки деревьев.
- Не жечь костры в лесу и не мусорить.
- Не разорять гнёзда птиц.
- Не бросать мусор в водоёмы.
Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети”.
Восьмая загадка
Дифференцированное задание
- На столах у вас лежат карточки по уровням.
1й уровень.
Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
2й уровень.
Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
- тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
- висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
- белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
- недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
- трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
IY. Обобщение по теме
- Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)
Как называется цветок?
- Сейчас по очереди будете отрывать лепесток, читать вопрос и отвечать на него.
- Что называется именем существительным?
- Как изменяется имя существительное?
- Что значит склонение?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?
- Как проверить безударное окончание имён существительных?
- Как определить падеж существительных в предложении?
- Сколько падежей в русском языке?
Y. Итог урока
Оценки за урок.
YI. Домашнее задание
С. 127 упр. 124
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Урок русского языка: Тема "Закрепление. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Русский язык...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».
Урок изучения нового материала....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».
Ознакомление со способами проверки безударный окончаний имен существительных...
Урок русского языка "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных"
4 класс УМК "Школа России"...
Урок по русскому языку. 4 класс: Правописание безударных падежный окончаний имён существительных.
Конспект урока по русскому языку 4 класс: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных....
конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение». (Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться, уметь договарива...