Конспект урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Новикова Жанна Николаевна

Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rus._yaz._4_kl.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект урока по русскому языку 4 класс

Класс: 4

Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

Цели:  актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

 - Прочитайте стихотворение выразительно.

 - Какова его тема, главная мысль?

 - Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)

Актуализация знаний.

 - Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла.. .

На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

 - Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

 -Запишите ещё три слова на это правило.

(Коллективная проверка.)

Самоопределение к деятельности.

 - Прочитайте слова.

По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

 - На какие две группы их можно разделить?  (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

 - Для чего нужно уметь  определять состав слова?  (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

 - Какие орфограммы в приставках вы знаете?

 - Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

 - Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 100 (с. 61)

 - Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

 - Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

 - Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

 - Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

Упр. 101 (с. 61).

(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

Упр. 102 (с. 62).

 - Рассмотрите схему.

 - Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек, а если не выпадает – суффикс –ик.)

 - Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

 - Запишите в словарик  слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

 - Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

 - Составьте и запишите предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

Упр. 103 (с. 62).

 - Прочитайте.

 - Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек.)

 - Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)

 - А как образовалось слово дружок? (От слова друг  с помощью суффикса –ок.)

 - Почему  в суффиксе надо писать  о? (Буква  о  пишется в суффиксах существительных  после шипящих под ударением.)

 - Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».

 - Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?

 - Выполните письменные задания к упражнению.

(Коллективная проверка, самооценка.)

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр. 104 (с. 63).

 - Прочитайте.

 - В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)

 - Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?

 - Написание каких суффиксов надо запомнить?

 - Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)

Рефлексия.

Тестовая работа.

1.Приставка – часть слова, которая стоит:

а) перед корнем   в) после окончания

б) после корня       г) после суффикса

2.Не существует приставки:

а) с-    в) з-

б) в-    г) о-

3.Укажите случай раздельного написания.

а) (про)студа    в) (про)лог

б) (про)мах       г) (про)дрог

4.Укажите слово с приставкой с-.

а) (з, с)делка       в) (з, с)десь

б) (з, с)дравие     г) (з, с)дание

5.Суффикс служит для:

а) связи слов в предложении

б) изменения слов

в) образования новых слов

г) соединения корня и окончания

6.Укажите слово с суффиксом – ик.

а) ключ..к           в) замоч..к

б) кармаш..к     г) дружоч..к

7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.

а) белка      в) липка

б) рыбка     г) стопка

(Коллективная проверка.)

 - Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 3 (с. 16-19), проверочная работа (с.58).)

Подведение итогов урока.

 - Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

 - Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

 - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 105 (с. 63).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...