«Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Степанова Нина Викторовна

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Цель: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_russkiy_yazyk.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

УМК:   «Школа России», «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» 

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Цель: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Задачи:

 образовательные

- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

развивающие

- развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

воспитательные

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

  мультимедийный проектор

презентация к уроку;

раздаточный материал для работы в парах.

Организация пространства:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • работа в парах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к  учебной деятельности.

  1. Мотивация к учебной деятельности

 

  1. Эмоциональный настрой к уроку

- Давайте встанем! Настроимся на работу!  Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

 .Артикуляционная разминка.(слайд) 

-Себре-себре-себреле-стоит ноябрь на дворе.

Обре-обре-обреле – красива осень в ноябре.

Пальчиковая гимнастика «Моем руки»

Личностные УУД: 

  1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
  3. развитие этических чувств -доброжелательности

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 –Ребята откройте тетради и запишите число.

–Какую запись должны сделать дальше?

–Напишите: «Классная работа». Объясните орфограммы

  1.  Чистописание.

 - Для  чистописания возьмём буквы, которые обозначают безударные гласные, которые мы проверяли.  

- Выпишите их строчными буквами, чередуя пропишем до конца строки  

о я а

 Словарная работа (карточки)

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы

.лф.вит, .ктябрь, п.суда, ж.лтый, к.пуста.

взаимопроверка (слайд)

У: Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
-
- На что надо обратить внимание, прежде чем записать это слово?  

_ На орфограмму в корне. В нем безударная гласная

Д: Написание безударной гласной в корне расходится с произношением.

Коммуникативные УУД: 

  1. слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  2. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
  3. в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  2. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты)

 

III. Постановка учебной задачи.

У: Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня?

- Безударные гласные в корне слова

-Какую учебную задачу поставим перед собой? Чему должны научиться?

Д: Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова.

 

 Итак, как же нам правильно напсать слово гроза?

- Произносим, выделяем орфограмму.

-находим проверочное слово. Как? Чтобы безударная стала ударной. (грозы)Изменяем форму слова – из ед.ч делаем мн.ч.

 

 - Запишем сначала проверочное слово грозы, поставим ударение, подчеркнем гласную одной чертой. Теперь знаем, что в слове гроза в корне надо писать гласную о, подчеркнем ее двумя чертами. Выделим корень.

- Как мы проверили безударную гласную в корне слова. Обращаем внимание, что в проверочном и проверяемом слове гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.

 

 

 

     

Регулятивные УУД:

прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

IV. Построение проекта учебных действий.

Слайд 9. Составим план (алгоритм) работы

«Как подобрать проверочное слово»

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Найди проверочное слово:  (прочитаем правило в учебнике стр. 96) измени слово или подбери однокоренные слова, чтобы безударная стала ударной.
  5. Напиши слово, вставь букву.
  6. Обозначь орфограмму.

Регулятивные УУД:

  1. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка

Упр. 146, с.196

У доски с комментированием.

  по цепочке с проговариванием:

Ученик: (называет слово). Ставлю ударение …, выделяю корень …, ищу проверочное слово …, пишу слово …, подчёркиваю безударную гласную.

  «Бабочки»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три –нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  2. пользоваться знаками, приведёнными в учебнике и в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

Регулятивные УУД:

  1. выполнять действия по намеченному плану;

Коммуникативные УУД: 

  1. формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  2. слушать собеседника и понимать речь других;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в парах:

 

Подберите к каждому слову проверочное.    Вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните  одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слова.

Слайд  . Эталон для проверки:

                     лист - листы

                  шкаф - шкафы

                   хлеб - хлеба

У: Оцените себя на полях карточки.

Самостоятельная работа

Выбери букву из скобок, чтобы слово написать правильно.

Ст(и,е)на,  с(е,и)дит, сл(о,а)ва, с(о,а)ва.

Эталон для самопрорверки (слайд)

- Сверьте свою работу с образцом, исправьте ошибки, если они есть.

- У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще тренировать.)

- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем находить корень слова.)

домашнее задание

упр. 146 (вторая строка). Запомнить алгоритм.

Регулятивные УУД:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

VIII. Рефлексия

Где нам может пригодится умение, уметь проверять безударную гласную?

-Какую учебную задачу перед собой ставили?

- Что надо сделать, чтобы подобрать проверочное слово?

Оцените результат своих действий:

Слайд 16

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

– Кто из вас может сказать:

«Сегодня я много работал, творил,

Знание новое для себя открыл.
Эти знания умею применять,

Задания мне легко выполнять».

Регулятивные УУД:

  1. осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
  2. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". 2 класс

Тип урока - закрепление знаний. Структура урока соответствует цели урока. Актуализируя свои знания, учащиеся самостоятельно определят тему и задачи урока. Анализируя языковой материал, дети смогут сфо...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...