Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Наталья Александровна Дяголева

«Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» 

Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки».

Цель: обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Задачи: Образовательная.  Закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

Развивающая. Развивать логическое мышление; развивать орфографическую зоркость; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

Воспитательная. Содействовать воспитанию  познавательной  активности и самостоятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка

  Дата: 11.11.2019 г.

Класс: 2

Тип: комбинированный урок

Учитель: Дяголева Наталья Александровна

Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки»

Цель: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Задачи: Образовательная.  Закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

Развивающая. Развивать логическое мышление; развивать орфографическую зоркость; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

Воспитательная. Содействовать воспитанию  познавательной  активности и самостоятельности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; 

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;

- обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • - осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • - устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

- умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу всего урока и отдельного задания;

- осуществление контроля по результату.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

- использование речи для регуляции своего действия;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

- способность к самооценке;

- наличие учебно-познавательной мотивации.

Межпредметные связи: литературное чтение

Методы и формы: индивидуальные, фронтальные. 

Основные понятия: Ударные и безударные гласные звуки, корень слова, проверяемое и проверочное слово.

Ресурсы урока: доска, учебник по русскому языку 2 класс (1 часть), тетрадь.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организация класса

1 мин.

Добрый день, добрый час!

 Как я рада видеть вас.

 Друг на друга посмотрели

 И тихонечко все сели.

Настраиваются на работу

II Актуализация ранее изученного 1.Орфографическая минутка.

2. Словарная работа

(На доске запись.)

Бурундуки - маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш…повника.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.

-Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

- Клас…, уч…ник, п…нал,  сп...сиб…, к…р…нда…,  т…тра…, учит…л…

- Образовать от данных слов однокоренные слова, записать.

Лист, свет, лиса, ворона, рыба.

Микроитог.

Оценивание, взаимооценка.

- Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.

- Лесные: лесник, лесок, лесина, лесовик.

-  Класс, ученик, пенал, спасибо, карандаш, тетрадь, учитель.

- Лист: листок, листочек, листик, листва.

- Свет: светить, светлый, светильник.

-Лиса: лис, лисий, лисица, лисичка.
-
Ворона: ворон, воронята, вороний, воронушка.

-Рыба: рыбка, рыбонька, рыбак, рыбий, рыбёшка, рыбный.

III Самоопределение к деятельности

- В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Какие звуки слышите на месте гласных букв? Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

Ставят ударение и подчёркивают безударные гласные.

- Жители- слышим ы, ягоды- слышим а, шиповника- слышим ы.

IV Работа по теме урока

-Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока.

-  Чем мы будем заниматься на уроке?

-Правильно, мы сегодня с вами поговорим, о правописании слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.

- Что такое корень?

- Прочитайте четверостишие.

-Что обозначает выражение скучная пора?

-Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

- Какие гласные называются ударными?

- Откройте упр. 142 на стр. 93.

- Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова?

- Чем отличаются слова во второй паре?

- Это формы одного и того же слова.

- Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок - это одно и то же слово?

- Береза и березовый - это формы одного слова или однокоренные слова?

- Что написано в первом столбике?

- Что записано во втором столбике?

- Прочитайте вывод.

- Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

-  Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.

- Корень -  главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.

- Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.

- Те, на которые падает ударение.

- Тигр - один, тигры - много. Отличаются количеством предметов.

- Они обозначают один и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.

- Нет. Тигр - взрослое животное, тигренок - детеныш тигра. Это однокоренные слова.

- Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза - дерево, березовый - это то, что из березы.

- Однокоренные слова.

V Физкультминутка

По презентации.

Дети выполняют упражнения.

VI Закрепление изученного материала

Резерв

-Откройте упр. 143 на стр. 94.

- Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова?

-Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

- Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?

-Какой вывод можете сделать?

-  Найдите среди предложений пословицу.

- Объясните ее смысл.

-Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Откройте упр. 144 на стр, 94.

-Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова?

- Где записаны однокоренные слова?  

- Запишите слова также, как в учебнике. Поставьте ударение.

- Выполните задания по учебнику.

- Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге?

Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

-Прочитайте правило.

-Что такое проверяемое слово?

- Что такое проверочное слово?  

Карточка

1. Прочитай. Спиши.

         Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.

2. Подчеркни родственные слова. Выдели в них общую часть (корень).

- Они произносятся одинаково.

- Валы - вал, волы - вол.

Аналогично рассматривается вторая пара предложений.

-  Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.

-  До поры до времени не сеют семени.

-  Не нужно торопиться с важным делом.

Списывают пословицу, ставят ударение и подчёркивают безударные гласные.

-  В первой группе.

-  Во второй группе.

-  Они пишутся одинаково.

-  Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.

-  Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.

-  Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.

VII Рефлексия

Карточка

- Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон - слоны; лиса - лисы

семья – семьи; сосны -сосна

сады – садик; снега -снег

-Какие слова подчеркнули? Почему?

- Слоны, лиса, семья, сосна, сады, снега.

-  Самооценка с помощью «светофора».

VIII Подведение итогов урока

- Какой гласный звук называется безударным?

-  Как правильно написать безударный звук в корне слова?

-  Что такое проверочное слово?

- Это тот гласный звук, на который не падает ударение.

-Подобрать проверочное слово.

-  Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.

IX Домашнее задание

-Откройте дневники и запишите домашнее задание:  Выполнить упр. 145  на стр. 95.

Записывают домашнее задание в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Подготовила учитель 2 класса: Дяголева Наталья Александровна

Слайд 2

Бурундуки - маленькие лесные ж.. тели . Они л.. бят яг .. ды , плоды ш.. повника . и ю о и

Слайд 3

Лес ные : л ес ник, л ес ок, лес овик.

Слайд 4

Клас …, уч …ник, п…нал, сп ... сиб …, к…р… нда …, т… тра …, учит…л…

Слайд 5

Кла сс , уч е ник, п е нал, сп а сибо, к а р а ндаш, т е трад ь , учит е л ь .

Слайд 6

Лист : Свет : Лис а : Ворон а: Рыб а: лист ок, лист ик, л ист очек. свет лый , свет ить, с вет ильник. лис , л ис ий, л ис ица . ворон , в орон ята, ворон ий . рыб ка, рыб ак, рыб ный.

Слайд 7

Работа по учебнику упр . 142 на стр. 93.

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

Работа по учебнику упр. 143 на стр. 94.

Слайд 10

Работа по учебнику упр. 144 на стр , 94.

Слайд 11

Карточка 1. Прочитай. Спиши. Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике. 2. Подчеркни родственные слова. Выдели в них общую часть (корень).

Слайд 12

Около нашей деревни есть небольшой лес ок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живет лес ник . Хорошо отдохнуть в его лес ном домике.

Слайд 13

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово. Слон - слоны; лиса – лисы; семья – семьи; сосны –сосна; сады – садик; снега –снег.

Слайд 14

Слон - слоны ; лиса – лисы; семья – семьи; сосны – сосна ; сады – садик; снега –снег.

Слайд 15

Д омашнее задание: в ыполнить упр. 145 на стр. 95.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.  Цель: обощить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, развивать письменную ...