"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока - закрепление знаний. Структура урока соответствует цели урока. Актуализируя свои знания, учащиеся самостоятельно определят тему и задачи урока. Анализируя языковой материал, дети смогут сформулировать проблему и обобщить признаки орфограммы. Упражнения в обнаружении орфограммы на практике помогут закрепить знания и умения использования правила проверки безударного звука. Весь материал соответствует возможностям данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._pravopisanie_slov_s_bezudarnym_glasnym_v_korne_slova._2klass.docx | 137.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова», 2 класс.
Цель: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; совершенствовать умение пользоваться правилом и правильно писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.
Задачи:
- формировать умение обнаруживать орфограмму «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», опираясь на ее признаки;
- закрепить умение пользоваться правилом о правописании слов с безударными гласными корне слова;
- развивать умение обнаруживать изученные орфограммы, мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;
- воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.
Метапредметные результаты:
Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в паре.
Личностные: владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Ход урока
I.Орг.момент. Создание положительного эмоционального настроя.
- Ребята, давайте проверим готовность к уроку и настроимся на серьезную и интересную работу.
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Это слова великого мыслителя Жан-Жака Руссо. Давайте попробуем подтвердить эти слова.
II.Актуализация знаний
Прочитайте слова. (Слайд №1)
Спортивный, спортсмен, спорт. |
- Что можно сказать про эти слова? (Однокоренные) Какие слова называются однокоренными?
- В каком слове написание гласной буквы в корне не вызовет затруднений? Почему? (В слове спорт гласный звук в сильной позиции, поэтому буквой его обозначить легко)
- А в написании остальных слов можно ошибиться? Почему? (Да. Гласный звук в корне безударный)
- Какая орфограмма в этих словах? («Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»).
III.Определение учебной задачи урока
- Кто изображен на рисунке? (спортсмен, бегун)
- По каким признакам вы определили, что это бегун? (одежда, поза…)
- Что такое признак? (характерные черты, особенности)
- Как вы думаете, для чего нужно находить и определять признаки предмета? (чтобы узнавать его, чтобы выделить его среди других)
- Давайте подумаем, нужно ли уметь определять признаки орфограмм? (да)
- Для чего необходимо это уметь делать? (Уметь находить орфограмму в слове, определять, какая это орфограмма.)
- А для чего нужно определять, какая орфограмма встретилась в слове? (Чтобы знать, какое правило нужно применить).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (определять признаки орфограммы «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», чтобы лучше находить эти орфограммы)
- А еще одну тему сегодняшнего разговора на уроке вам помогут определить однокоренные слова на слайде (показываю слайд 1). О чем будем говорить? (о спорте).
- Как вы понимаете значение слова «спорт»?
- Спорт – физические упражнения, имеющие цель укреплять и развивать организм.
- Кто из вас занимается спортом?
- Какая разница между значением слов «спорт» и «физкультура»?
- Спорт подразумевает серьезное отношение, тренера и достижение высоких результатов. Физкультура попроще. Она входит в программу школ и других учебных заведений.
- Мы с вами сегодня будем размышлять о спорте.
IV. Работа по теме
1.Анализ языкового материала с целью выделения признаков орфограммы.
– Назовите, что изображено на картинках (Слайд №3)
(Слайд №4)
стр[ ]ла́ м[ ]чи́ б[ ]рьба́ св[ ]сто́к ш[ ]ры́ |
- Достаньте из конверта карточку №1
Карточка №1 стр[ ]ла́ м[ ]чи́ б[ ]рьба́ св[ ]сто́к ш[ ]ры́ ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ стр…ла м…чи б…рьба св…сток ш…ры |
- Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог.
Дети произносят слова хором, выделяя ударный звук голосом.
- Что общего между звуками, которые нужно вставить в эти слова? (это безударные гласные)
- В какой части слова они находятся? (В корне)
- Как это доказать? (подобрать однокоренные слова)
- Подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).
- Назовите слова с похожими гласными звуками в корне.
- Назовите пропущенные звуки и укажите их в квадратных скобках: (Дети обозначают звуки [а] и [и] на карточке)
Проверка: (Слайд №5)
б[ а ]рьба́ ш[ а ]ры́ стр[ и ]ла́ м[ и ]чи́ св[ и ]сто́к |
2.Постановка проблемы:
- Как вы думаете, одинаковыми ли буквами будут обозначаться похожие звуки на письме? Обведите на карточке нужный ответ.
На карточках:
- Кто отметил «Да»?
- Кто отметил «Не знаю»?
- Кто отметил «Нет»? Почему? ( Звук [ а ] может обозначаться буквами А и О, звук [ и ] может обозначаться буквами И, Е, Я)
- Как узнать, какими буквами нужно обозначить безударный гласный звук в слове? (Нужно подобрать к этому слову проверочные слова)
- Подберите проверочные слова и запишите буквы, которыми эти звуки нужно обозначить на письме (дети дописывают буквы на карточке):
борьба шары стрела мячи свисток |
(Фронтальная проверка)
- Давайте вместе заполним пропуски (На доске, на магнитах, а дети на карточке№2)
Карточка №2 Безударные гласные звуки
|
- У вас появилась возможность выбора букв, обозначающих безударные гласные звуки. С чем мы столкнулись в этом задании? (В словах есть орфограмма).
- Как называется эта орфограмма? («Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»)
- На свободных строчках запишите свои примеры. Не забывайте сначала произносить слова вслух. Кому сложно придумать свои примеры, выберите из ряда слов (слова на слайде №6):
Бревно, грачи, дожди, глаза, стихи, ряды. |
- Тем, кто подберёт свои примеры, поставлю пятёрку.
Проверка:
- Прочитайте слова с безударным гласным [а], с безударным гласным [и].
3.Синтез и обобщение признаков
- Давайте соберем в таблицу признаки, которые помогут нам находить эту орфограмму в словах (Карточка №3)
Такая же таблица на доске (Слайд №7)
Безударные гласные звуки [ ] и [ ]. | Буквы …, …, …, … которыми обозначены безударные гласные звуки. |
Место в слове – … . |
- Какие звуки мы сегодня выделяли? Что можно услышать в словах с этой орфограммой? (Безударные гласные звуки [ а ] и [ и ]). Запишите в таблицу. (Работа в паре)
- Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? Что можно увидеть? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, е, я). Запишите в таблицу.
- Где находятся эти звуки? О чем нужно поразмышлять? (В корне слова) Проверка.( Слайд №8)
Безударные гласные звуки [а] и [и]. | Буквы а о и е я, которыми обозначены безударные гласные звуки. |
Место в слове – корень. |
V.Анализ способов проверки написания слов с орфограммой и формирование правила учащимися
1. Анализ способов проверки написания слов с орфограммой
- Как определить, какую букву написать в слове для обозначения безударного гласного в корне? (Подобрать проверочное слово).
- Как это можно сделать? Давайте вспомним то, что мы уже знаем.
(Слайд №9)
Паруса, парус, парусный |
- Найдите слово с орфограммой. Докажи это, называя признаки (слышим безударный звук [а ], он находится в корне слова)
- Какой буквой обозначим? Как узнали? (парус и парусный – проверочные слова).
- Почему эти слова являются проверочными? (однокоренное слово и форма слова, в которых безударный гласный стал ударным)
- Давайте запишем это слово и графически обозначим орфограмму. (Учитель на доске, дети в тетради.)
2.Формулирование правила учащимися
- Попробуйте сформулировать правило. Как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (Чтобы выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).
VI. Работа над алгоритмом.
- Чтобы легче было пользоваться правилом, составим алгоритм.
- Достаньте карточку № 4 (Работа в парах)
- Расставьте правильно порядок действий, которые нужно выполнить, чтобы правильно написать букву, обозначающую безударный гласный в корне слова:
Карточка №4 Пишу ту же букву, что в проверочном слове. Произношу слово и слышу безударный гласный звук [а] или [и]. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне. Выясняю, находятся ли этот звук в корне слова. |
Проверка. ( Слайд №10)
1. Произношу слово и слышу безударный гласный звук [а] или [и]. 2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. 3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне. 4. Пишу ту же букву, что и в проверочном слове. |
VII. Физкультминутка
VIII.Упражнение в обнаружении орфограммы
- Мы выполнили очень важную работу. Вспомнили правило проверки орфограммы и составили алгоритм работы по правилу. Но чтобы знать, когда нужно применять это правило, необходимо уметь находить эту орфограмму в словах и отличать от других орфограмм. Что для этого будем использовать? (Будем использовать информацию о признаках орфограммы.)
1) В словах, воспринимаемых зрительно. Работа в парах. Карточка №5
- Произнеси данные слова вслух. Отметь в каждой группе слова, в которых нет орфограммы «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»
Карточка №5 цветок ночник полет травинка ночной листок букет ноченька гора |
(букет – в корне звук[ у ], ноченька – в корне гласный звук ударный, звук [и] не в корне, полет – звук [ а] не корне) .
2) В словах, воспринимаемых на слух.
- Послушайте загадки. Слова – отгадки произнесите вслух. Если в слове-отгадке есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова» поднимите красную карточку, если орфограммы нет - синюю.
(У каждого ребенка на столе синие и красные карточки.)
У гимнастки тренировка.
Бегает девчонка ловко
Вдоль по узенькой дорожке,
Скачет на одной лишь ножке,
То вдруг сделает шпагат.
Это трудно, говорят,
Но так здесь заведено.
А дорожка та —
(Бревно)
Лопасть есть в руке моей,
По воде гребу я ей.
Для того чтоб наша лодка
По воде скользила ходко.
(Весло)
Ноги и мышцы все время в движении —
Это не просто идет человек.
Такие вот быстрые передвижения
Мы называем коротко — …
(Бег)
- Почему в слове бег нет орфограммы «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»? (в корне ударный гласный звук [э]).
- Что необходимо сделать, перед тем как записать в тетрадях слова-отгадки, в которых есть наша орфограмма? (подобрать проверочное слово)
- Давайте будем использовать в работе алгоритм.
(Ученик отвечает, учитель направляет)
(В слове бревно безударный гласный звук [и], он находится в корне, подбираю проверочное слово, для этого изменяю форму слова – бревна, пишу такую же букву, как в проверочном слове)
(Аналогично работаем со словом весло.)
- Запишите слова и графически обозначьте орфограмму.
3)В тексте, воспринимаемом зрительно. Текст на слайде и на карточке №6
- Теперь будете выполнять трудное задание – искать орфограмму в тексте. И одновременно мы будем размышлять о спорте.
Карточка №6 Космос и спорт Смелым и сильным должен быть космонавт. Знаешь, что помогает космонавту в его работе? Спорт… Не удивляйся! Именно спорт помогает космонавту работать в скафандре, переносить перегрузки, преодолевать любую опасность. Космонавты играют в теннис, бегают, ходят на лыжах, плавают на байдарках. Много занимаются разными видами спорта космонавты, чтобы прийти к своей заветной цели. Найдите слова, которые можно проверить при помощи данных проверочных слов. Чем будут отличаться слова с орфограммой от проверочных слов? Космос - ____________________ Дивный -____________________ Носит - _____________________ |
- Прочитайте название текста. Попробуйте догадаться по названию, о чем будет текст.
- Прочитайте текст, чтобы проверить свои предположения.
После чтения текста:
- Как спорт помогает космонавтам? Какие черты характера воспитывают занятия спортом? (выносливость, силу воли…)
- Как понимаете слово «заветная» в словосочетании «заветная цель»?
- Найдите слова, которые можно проверить при помощи данных проверочных слов. Чем будут отличаться слова с орфограммой от проверочных слов?
Космос - _________________________
Дивный -___________________________
Носит - ______________________
Запишите в тетрадь проверочные слова и слова с орфограммой (проверяемые) и обозначьте орфограмму по образцу.
4) В предложениях, воспринимаемых на слух.
-Послушайте пословицы. Объясните их смысл.
- Назовите количество слов с изученной орфограммой в пословице. Объясните написание этих слов по алгоритму.
1. Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу.
2. Ледяная вода для хвори беда.
3. Пешком ходить – долго жить.
Проверка – демонстрация пословицы на слайде после объяснения.
- Почему пословицы про спорт и здоровье я объединила в одну группу?
- Запишите ту пословицу, которая больше понравилась. Обозначьте орфограмму (Слайд №15)
Проверка. Обозначение орфограммы графически (в тетради и на доске).
IX. Итоги урока. Обобщение.
- Как называется орфограмма, о которой говорили на уроке? («Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»).
- Какие признаки помогут обнаруживать орфограмму в словах? (Безударные гласные звуки [а] или [и], которые находятся в корне слова).
- Как вы думаете, нам удалось решить задачи, которые мы перед собой поставили в начале урока?
- Сегодня мы говорили о спорте. Какое значение спорт имеет в жизни человека? Для чего нужно заниматься спортом? (здоровье, воспитание характера, помогает в профессии)
X. Рефлексия.
-У вас есть карточки синего и красного цвета.
- Если ты доволен своей работой на уроке подними красную карточку.
- Если ты считаешь, что работал неплохо, но надо еще поработать над темой- синюю карточку.
- Если тебе на уроке было трудно, переверни карточку белой стороной.
Список использованной литературы:
1. Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
2. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.
Интернет - ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".
План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...
Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".
Конспект урока русского языка представлен в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...
Урок русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс.
Урок русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс....
Технологическая карта урока по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова"
2 кл. русский язык...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» (2 класс УМК: «Начальная школа XXI века»)
Тема урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представления у обучающихся о пр...
Проверочная работа "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова"
Проверочная работа во 2 классе по изучению темы "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". Работа представлена в двух вариантах....