Урок «Личные местоимения» 2 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бельская Наталья Александровна

Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_lichnye_mestoimeniya_2_klass.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Личные местоимения»

2 класс

УМК «Школа России»

Цель:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст, выполнять задания в интерактивном режиме)

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

«Ученье не мученье, коли есть хотенье»

- Что необходимо для успешной работы на уроке?(Желание) Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: «Где красота, там и доброта».

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам,

-Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

-Давайте вспомним какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

(глагол)

-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?

-Готовы ли вы изучать новые части речи?

-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы, все внимательно следите за правильностью, если вы заметили ошибку, то хлопаете в ладошки:

Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы

-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.

-Какие признаки имен существительных вы знаете? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; единственного и множественного числа, женского, среднего и мужского рода.)

-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните эту группу своими примерами. Что общего у всех этих слов?

-По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите.

-Как вы думаете какие слова остались?      

- С чем мы сегодня познакомимся? С какой целью мы разделили слова на разные части речи? (вспомнить и закрепить части речи)

II. Актуализация опорных знаний.

-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)

В тайге расцвели прекрасные жарки. Жарки охраняются государством.

-Что записано на доске? (предложение)

-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?

-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово жарки местоимением они)

-Хорошо правильно!

-О чем говорится в первом предложении?

-А во втором?

-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?

-Для чего мы заменили слово жарки местоимением они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)

III. Постановка учебной задачи.

-На кого указало нам слово «они»?

Какой частью речи является это слово?

-Где можно проверить наши предположения?

-Откройте учебник на странице 47.

-Как образовалось слово МЕСТО ИМЕНИЕ?

-Из каких частей состоит это слово?

-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)

IV. Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе! Летом нас радует своим цветением жарки. Он занесен в Красную книгу. Где еще вы видели этот цветок? ( Зелёное поле обозначает окружающую город степь.  Цветок "жарки" – характерный элемент местной флоры, символизирует процветание города)

- С какой целью я вам напомнила о бережном отношении к природе?

V. Углубление и обобщение изученного.

-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?

-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)

-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»?

- Как изменяется имя существительное?

-Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение.

Упражнение 83 страница 47(комментировано выполнить вместе)

-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)

-Для чего мы выполняли это упражнение? ( чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Страница48 упражнение 84. Прочитайте текст.

-Что не понравилось вам в тексте?

-Какую роль играют местоимения?

Запишите текст. Взаимопроверка. На слайде вы видите эталон задания. Оцените свою работу.

Молодец! выполнил на отлично

Хорошо, были небольшие ошибки

Нужна помощь учителя

-Какую роль выполняют местоимения в нашей речи? (помогают избежать повторов)

-Сделайте вывод.

Местоимение-это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

Местоимение в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами не можем обойтись.

Включение нового знания в систему знаний.

-Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков вставьте нужное местоимение

.карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На …быка нарисовал,

А рядом с ….корову

.сделал розовым быка,

Оранжевой –дорогу.

Потом над …облака

Подрисовал немного

( С. Михалков)

-Прочитайте. Какие слова вставили?

-Какой частью речи они являются?

-Для чего мы выполнили это задание?(правильно и точно употреблять местоимение)

VI. Итог урока

Игра «Закончи предложение»

1.Части речи бывают…..(самостоятельные и служебные)

2.К самостоятельным частям речи относятся…..(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)

3.Сегодня на уроке мы познакомились с….(местоимением)

(читает Катя стихотворение)

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Игра «Подумай и отгадай»

  1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

(я-мы)

2) Сколько личных местоимений в слове семья?

3) Первый слог-личное местоимение, второй слог-детская болезнь. Вместе- предмет, который удерживает судно на плаву. (я-корь)

4) Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка. Вместе овощ. (ты-ква)

5) Первый слог-местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначает вместилище для чего-нибудь. (я-щик)

VII.Рефлексия

Мне все понятно, могу объяснить, что такое местоимение

Хорошо, были небольшие ошибки

Нужна помощь учителя


VIII. Домашнее задание.

Страница 48 упражнение 85

(Если останется время для  игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

"Изменение личных местоимений по падежам" (Школа России)

Конспект урока русского языка в 4 классе...

Урок математики 1 класс УМК: «Школа России»Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:1.Образовательные: - закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании  в пределах 10;- формирование  умения анализировать арифм...