Урок математики 4 класс УМК " Школа России". Тема урока:" Величины. СПБ в цифрах и величинах"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Запровская Елена Николаевна

Урок  - закрепление по теме " Величины" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Величины. Санкт-Петербург в цифрах

(Урок – закрепление изученного материала. 4 класс)

Цели:      

  1. Создать условия для закрепления знаний учащихся по  теме «Величины». Уточнить и систематизировать знания об известных величинах, о единицах длины, массы, площади, времени.

2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, умение сравнивать и обобщать.

3. Прививать интерес к предмету; воспитывать культуру математического мышления.

4.Закреплять умение преобразовывать величины.

5. Дать новую, необычную информацию о нашем городе. Удивить, помочь представить красоту и своеобразие нашего города.

 

Оборудование :таблицы «Величины», «Единицы измерения величин»; карточки с текстом заданий;

красный цвет – испытываю трудность, ничего не получилось;

желтый цвет – справился, но были затруднения;

зелёный цвет– все получилось отлично 

 Ход урока

 1.Организационное начало. Слайд

-Какую тему мы с вами изучаем? ( Величины) Слайд

-Какие величины, единицы измерения вы знаете? (на доску прикрепляются таблицы с названиями величин, единиц измерения). Слайд

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о величинах.

-Недавно мы с вами были на экскурсии по СПБ. И сегодня мы вспомним наше путешествие и узнаем каков наш город в цифрах и величинах.

( Слайд)  Прочитайте девиз нашего урока : 

«Чтоб о городе больше узнать

И всем сердцем его полюбить,

Будем думать, решать, рассуждать,

И историю града учить!»

 2.    Вычисли: ( дети работают сам- но)

1.Почти полтора века тому  назад наш город располагался на 101 острове. При строительстве улиц 59 островов исчезло. Сколько  островов  в Петербурге сейчас?       42 ___________________

2.( слайд) Длина реки Невы 74  км. От истока до городской черты протяжённость Невы

 42 км. Сколько км течёт Нева по городу? ________________________                            32

3. (слайд )Протяжённость реки Невы в городской зоне  32 км, а  река Карповка имеет протяжённость всего 3 км. На сколько км Нева длиннее Карповки?                       На 29 км 

4. ( слайд ) Через Обводный канал переброшено 18 мостов,                Всего  мостов в СПБ

через канал Грибоедова – на 4 моста больше,                                                 342

 через Зимнюю канавку в 6 раз меньше , чем мостов через Обводный.

Сколько мостов переброшено через канал Грибоедова? ____________              22моста

 Сколько мостов переброшено через Зимнюю канавку ?                          6мостов                 

5. Вырази подъём воды в сантиметрах.

Впервые жителям города столкнуться с наводнением пришлось почти сразу после его закладки в 1703 году — 30 августа за считанные часы вода неожиданно поднялась поднялась на целых 2 метра, затопив все вокруг.
(Слайд ) 

 в 1824 году – 4 м 10 см __________  см   410см

 в 1924 году – 3м 70 см ___________ дм 37 дм

6. (Слайд) В Неву впадает 26 рек и речек .

( Слайд )  Наиболее крупные из них:

р. Мга – её длина равна разности 100 и 7     __93__км_______

р..Ижора – в её длине 7 ед. 2 разряда ,6 ед. 1 разряда ___72 км________

 р. Охта –уменьши длину р. Мги на 3км  ____90 км____

р.Славянка  -  узнай длину , поменяв местами цифры длины Мги ________39 км____

7. (Слайд 8)Обзорная экскурсия по Эрмитажу длится 3 часа, а экскурсия по Русскому музею – 120 минут. Какая экскурсия займёт больше времен и на сколько? На 60 мин

- Проверка (слайды). Оцените себя.

3.Работа в тетради.

Карточка №1

- Прочитайте задачу №1.  

- Что нужно сделать, прежде , чем приступить к решению задачи? (перевести в одинаковые единицы) – посовещайтесь

- Ученики на доске: 122м50см=12250см=1225дм

                                 350см =35дм

 (слайд 11)Высота колокольни Петропавловского собора 122 м 50см, высота его шпиля 400 дм, высота фигуры ангела (флюгера) на шпиле 350см. Определи высоту колокольни без шпиля и флюгера.

Шпиль – 35дм

Ангел -400дм         1225дм

Колокольня - ?

  1225-(400+35)=790 дм

-Проверка. Прочитайте ответ. О какой величине мы говорили? Какие единицы длины встретились в этой задаче? Какие еще единицы длины вы знаете?

Физкультминутка.

4.Проверка вычислительных навыков.

Карточка №2 (ученики решают на доске)

На одном из соборов Санкт-Петербурга можно увидеть скульптуру архитектора, в руках которого находится модель самого здания. (Скульптура О. Монферрана на фоне храма. Архитектор создан в античном стиле вместе с моделью собора у него в руках) О каком соборе идет речь? Проверь свое предположение.  

 Запиши примеры столбиком и посчитай

315-168  ( А)                                 912 : 4( Й )    

506-79 ( С )                                 727-358 ( И)

389+572 ( Е )                                521-277 ( К)

288 х 3 ( В) 

369

427

147

147

244

369

961

864

427

244

369

228

и

с

а

а

к

и

е

в

с

к

и

й

 

_Докажите. (Исаакиевский) Молодцы. Слайд 12 

-Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Его вес составляет 300 000  тонн.

Прочитай задачу №2. Слайд 13

 Исаакий – большая сокровищница драгоценного камня. Во время строительства храма было использовано 400 кг золота, полтонны лазурита, 1000 тонн бронзы и 16 тонн малахита . Сколько всего тонн драгоценного камня было использовано при строительстве храма?

- Проверка решения задачи.

- О какой величине мы говорили? Назовите единицы массы.

 - Сколько граммов в одном килограмме?

- Сколько килограммов в 1 центнере, в 1 тонне?

- О какой величине мы с вами не говорили?( Площадь)

  - Какие единицы площади вы знаете?

Задача № 3 (по слайду) – составьте задачу

Главная площадь Санкт-Петербурга больше, чем  Красная площадь в Москве.

 Красной площади составляет 330 метров, а ширина 70 метров. Таким образом, ее площадь 23 100 квадратных метров.

А вот общая площадь Дворцовой площади около 50 000 квадратных метров.

На сколько кв.м  Дворцовой площади больше   Красной площади ?

Это интересно !

Самая маленькая печатная книга – басни И.А.Крылова – вышла в 1855 году и хранится в Эрмитаже

Её размеры – ширина 13 мм, длина 22 мм.

Изобрази прямоугольник по заданным размерам. Найди  площадь и периметр данного прямоугольника.

5.Итог урока. Рефлексия.

_Что оказалось совершенно новым для вас?

- Какие задания вызвали трудности?

- Как вы оцениваете свою работу?  

6. Домашнее задание.