«Падежи имени существительного (повторение)»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
«Падежи имени существительного (повторение)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezhi_imeni_sushchestvitelnogo_povtorenie.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Падежи имени существительного (повторение)».
Ход урока:
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
А чтобы урок пошел вам впрок,
Активно в работу включайся дружок!
- Сегодня, как и всегда, на уроке потребуется ваше внимание. Предлагаю вам игру «Фонетическая цепочка». Один ученик произносит имя существительное, следующий – называет новое слово, которое начинается с последнего звука первого слова. Вам понятно? Тогда начинаем.
2. Актуализация знаний. Составление алгоритма.
- Скажите, как вы думаете, почему в разминке мы называли имена существительные?
– Какой раздел русского языка изучает все части речи, в том числе и имена существительные? (Морфология).
- Что вы знаете об имени существительном?
- Составим алгоритм «Имя существительное» на доске. (Учащиеся выходят к доске и прикрепляют карточки – опоры).
Имя существительное
самостоятельная
часть речи
обозначает предмет
вопросы кто? что?
одушевленное – неодушевленное
собственное – нарицательное
род
число
падеж
подлежащее, дополнение, обстоятельство
- Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного.
- Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного.
3. Постановка темы и целей урока. Мотивация к деятельности.
- Откройте тетради и проговариваем стихотворение - помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).
- Записываем дату, классная работа.
(На доске записаны слова с пропущенными буквами.)
- Вставьте пропущенную букву, назовите орфограмму и проверочное слово (устно). Запишите только буквы, которые пропущены.
Д..ректор, пе..он, пого.ка, здра..ствуй, окрес.ность, ша.ка. (И.Р.Д.В.Т.П.)
- Что это за буквы? (Первые буквы в названии падежей.)
- Почему они пришли к нам на урок?
- Какую цель мы можем поставить? Чему будем учиться? (Смотрите карточку-подсказку).
Будем изучать …
Постараемся вспомнить …
Научимся определять (выделять) …
Повторим …
- В конце урока мы посмотрим, достигли ли вы поставленных целей.
- Сколько падежей в русском языке?
- А вы знаете, что в других языках мира иначе: например, в немецком - их 4, а в финском - насчитывается целых 15. Ваша задача - изучить свои падежи, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения.
4. Работа над новым материалом.
1. Работа в группах. Составление таблицы падежей.
- Заполните таблицу: укажите названия падежей, на какие вопросы отвечают существительные в данном падеже, с какими предлогами употребляются. Вклейте карточки в таблицу.
Падежи | Вопросы | Предлоги |
- Взаимопроверка (по слайду). Взаимооценивание «2 звезды и 1 желание». (Группы попарно меняются своими работами.)
- Сделаем вывод:
- Падеж имен существительных определяется по … и …
- Какой падеж имеет начальная форма имени существительного?
- Какие падежи называются косвенными?
- Что называется склонением?
- Самостоятельная работа. Склонение имен существительных.
- Просклоняйте слова зонт, сестра, небо. (Задания записаны на цветных карточках).
- Самопроверка по образцу. Оценивание работы «Сигнал рукой».
Физминутка.
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
3. Работа в группах. Определение падежа имен существительных.
- Определите падеж существительных, скажите, что обозначает данное выражение:
Жить за каменной стеной (Т.п.).
Как в воду кануть (В.п.).
Встать с левой ноги (Р.п.).
Делать из мухи (Р.п.) слона (В.п.).
Всё в ажуре (П.п.).
- Самопроверка. Каждая группа называет по 1 словосочетанию.
- Кто выполнил все задание без ошибок? Кто допустил 1, 2, 3 ошибки?
- Молодцы!
- А вы знаете, что Родительный падеж раньше называли родственным, Творительный – орудийным. А название Предложного падежа придумал М. В. Ломоносов.
4. Рассказ учителя.
- Хотите услышать сказку о падежах? Тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте.
Сказка о падежах.
В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?
5. Работа в парах.
- Определите падеж у выделенных существительных (даны карточки с текстом).
Под скалой сидело сорок с лишним волков. Волк-одиночка уже около года был их вожаком. В юности он два раза попадал в волчий капкан. На Скале совета никто не разговаривал. Волчата кувыркались на середине площадки, кругом сидели их отцы и матери.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? (Р. Киплинг «Маугли»).
- Самопроверка (на слайде). Самооценивание.
- Оцените свою работу. («Сигнал рукой»).
6. Устная работа. Загадки о падежах.
- А сейчас ваша задача – угадать, о каком падеже идёт речь.
Предлогов с детства не люблю,
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы – ЧТО? и КТО? –
Не перепутает никто.
КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!
КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом “к” порой дружу,
С предлогом “по” гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты ...
КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги “в”, и “на”, и “под”
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги “через”, “про” и “за”
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
Творите – КЕМ? Творите – ЧЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам “перед”, “под” и “над”
В любой момент я очень рад.
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж ...
О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, –
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я – ...
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
- Как вы считаете, цели нашего урока достигнуты?
- Что мы узнали в результате урока?
- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?
- А кто, на ваш взгляд, из класса сегодня работал лучше всех? (ответы детей).
- Понравилась ли вам работа в группе? Почему?
- Оцените свою работу на уроке. (Лист самооценки).
- На уроке я работал:
а) активно б) пассивно
- Своей работой на уроке я:
а) доволен б) не доволен
- За урок я:
а) устал б) не устал
- Урок для меня показался:
а) коротким б) длинным в) обычным
- Мое настроение:
а) улучшилось б) стало хуже в) осталось прежним
- Задания урока для меня были:
а) легкими б) тяжелыми
- Д/з: с.76 (таблица), у.157.
- Оценки за урок. Комментарий работы в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Падежи имен существительных (повторение)
Урок русского языка в 4 классе с применением технологии индувиализированного обучения....
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Повторение падежи имен существительных
Конспект урока русского языка в 4 классе...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
«Повторение о падежах имен существительных»
Урок закрепления знаний о падежах имен существительныхЗадачи: формирование умения распознавать падежи существительных, склонять имена существительные с предлогамисодействовать развитию творческой мысл...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....