Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 25»
Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе
по тема:
Склонение имен существительных (1 урок)
Учитель:
Спиридонова
Татьяна Васильевна
городской округ Балашиха, 2012 год
Тема: Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных.
Цели:
Образовательная:
- отличать имена существительные от других частей речи;
- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных;
- связь падежей с членами предложения (дополнение, подлежащее).
Развивающая:
- умение общаться, вести диалог;
- умение занять активную деятельную позицию на уроке;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение делать выбор заданий в зоне своего «ближайшего» развития;
- учить учиться целеполаганию.
Воспитательная:
- формирование учебной мотивации, самооценки, любви к природе.
Методы обучения:
Модель урока – «Знаю, но не всё; хотел бы изучать - узнал».
- Моделирование урока с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых технологий ( построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации).
Ведущий метод:
- Общение (общение в содружестве, учебный долог, совместный поск решения проблемных ситуаций).
Средства обучения:
- Л.Я. Желтовская «Русский язык» Учебник 3 класса, часть 2.
- Ребусы. Загадки. Тест. Карточки.
ХОД УРОКА
I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
- Чистописание.
- Ребята, тему урока вы скажете, я думаю, сами после выполнения чистописания.
На доске буквы: И Р Д В Т?
- Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится на листе вопросительного знака.
- Какая это буква? Обоснуйте свой ответ.
( П , т.к. это буква название падежа)
-Дайте характеристику звуку «П».
( согл., тв. и мягк., парн., глухой)
- Избегайте ошибок, которые встречаются при написании этой буквы.
( в ней две горизонтальные линии с закруглением внизу,
Вверху строго горизонтальная линия с закруглением)
- Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.
Пп Ппп Пппп Ппп… ….
- Подчеркните самые удавшиеся буквы.
- Целеполагание.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с названия падежей имен существительных?
(говорят тему)
- На предыдущих уроках мы с вами составляли ряд вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ по этой теме.
- На некоторый из них вы уже можете дать ответ.
(Читают по таблице).
-Что называют склонением имен существительных?
- Сколько падежей в русском языке?
- А что знаете про количество падежей в других странах?
(Финляндия-15, Венгрия-22, Китай- нет)
- На какие вопросы отвечают?
- В каком падеже у существительных нет предлогов?
(на этот вопрос вы получили ответ дома, выполняя домашнее задание)
- Сегодня попытаемся дать ответ на некоторые следующие вопросы.
II ОСНОВНОЙ ЭТАП
- /Повторение слов/
- Отгадайте ребус ( 1. Фонарь, 2.Изба)
ББ Б Б Б Б ББ Б Б Б Б |
- Просклоняйте по выбору одно из слов.
( 2 ученика - за доской). С/Р детей в тетради.
-Проверка.
- Какого рода существительное «фонарь»? «изба»?
- Одинаковые ли окончания у имен существительных мужского и женского рода при склонении?
2. Повторение определение падежей существительных в предложении.
-Послушайте загадку. Отгадайте.
Мчит позёмка над землёй,
Месяц движется второй.
(февраль)
- Запишите это предложение с комментированием.
- Назовите существительные.
- Как определить падеж существительного в предложении?
- Определите падеж.
3.Физкультминутка.
Встали. Отдохнем играя.
Я буду называть слова – разные части речи.
Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,
если м. рода – присядут мальчики,
если с. рода – хлопок,
если другую часть речи – наклон.
Приготовились:
Дочь, перо, ключ, полночь, ,добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, сыч, задумались, пять, мелочь, молчание, метро, стриж.
- Кто внимательный, на какое право вы приседали?
(правописание шипящих на конце существительных)
- В словах для девочек или мальчиков вы написали бы мягкий знак?
4. Разноуровневые задания. Проблема.
1) – Как вы думаете, есть ли какая взаимосвязь между падежами и членами предложения? Попробуйте найти ответ.
2) – Пододвиньте листок с карточками. Вы помните, что карточка № 3 с заданием повышенной сложности. Выберите любую карточку. Прочитайте задание, выполните в тетради и устно подготовьте ответ на вопросы.
№1 | № 2 | № 3 |
Брат…я сеяли пшеницу. Да в…зли в град-столицу. Вот к…нек хв…стом м…хнул. |
Выполни р. 23 |
Из упражнения 28 выпиши 3 предложения (по выбору). Над существительными поставь падеж. |
3) Работа детей ( С/р.)
4) Проверка. (читаю вопросы в карточке)
- 1 сказка « Конек - горбунек». П. Ершов.
- 2 сказка «Кот в сапогах». Ш. Перо.
- 3 сказка «Аленький цветочек». С. Аксаков.
- Какие это сказки? (литературные).
- Какие правила повторили, когда вставляли орфограммы?
(безударные гласные, проверяемые ударением и разделительный - ь)
- Так есть ли какая связь между падежами и членами предложения?
( Подлежащее стоит всегда в И. п.)
- Кто думает так же?
- Кто скажет, на вопросы каких падежей отвечает дополнение?
( Косвенных)
- Давайте закрепим эти знания.
5. Закрепление изученного
Путешествия по сказкам.
- Мы сейчас попадем в школу, но в какую, попробуйте отгадать.
1) Грамматическая задача:
- Это слово однокоренное со словом «лесничий», суффикс взят из слова «больной», а окончание из слова «длинная».
(лесная)
(Открываю картину)
2) Составление рассказа по картине (Творческая работа)
- Придумайте рассказ по этой картине (небольшой, озаглавьте его.)
(Выслушиваю 3-х учеников)
- Давайте запишем под диктовку одно из предложений.
Умный медведь держит лапой указку.
- Какая орфография в слове « указка»?
- Разберем это предложение по членам предложения и определим падежи существительных.
3) Разбор по членам предложения и падежам.
(Один ученик у доски)
- Если подлежащее, то какой ставим сразу падеж?
4) Игра «Четвертый лишний».
- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, соедините лишние слова и прочитаете, о чем просят нас звери и птицы.
Дерево Лиса
Солнце Лисята
Берегите Лисенок
Тропинка Лес
( Берегите лес !)
- Как беречь лес – мы с вами говорили неоднократно. Поднимите запрещающие знаки, которые мы выполняли на уроке рисования - что нельзя делать в лесу.
- В награду за это от имени обитателей леса, я подготовила вам интересную игру – тест на определение падежей имен существительных.
5) Определение на слух падежей существительных. Тест.
- У вас на листочках цифры от 1 до 7.
- Я диктую словосочетания. Вы должны под соответствующим номером указать одной буквой падеж.
1. Наблюдали за совой – Т.п.
2. Подбегает к дереву – Д.п.
3. Сидит на ветке – П.п.
4. Спрятался от мороза – Р.п.
5. Поет птичка – И.п.
6. Стучит клювом – Т.п.
7. Взбирается по березке – Д.п.
Проверка. (Самопроверка)
- Сверьте с доской.
- Поставьте себе отметку:
«5»- если нет ошибок
«4»- если 1-2 ошибки
«3» - если 3-4 ошибки
- Кто получил «5», «4», «3»? Кто не справился?
6) Резерв: карточка.
- Прочитайте отрывок из сказки. Как называется? Автор?
- Устно выберите только существительные Д.п. или П.п. по выбору.
- Проверка. Обоснуйте.
III ЭТАП. ОБОБЩЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.
- На какие следующие вопросы мы можем сегодня дать ответ?
- У нас остался без ответа один вопрос. Ответ на него найдете, когда выполните домашнее задание на карточке, которые раздаст дежурный.
Задание такое: (читаю на карточке).
Надо понаблюдать, будет ли меняться окончание этих существительных по вопросам падежей.
- Оценки за урок (4 ч.)
- Кто доволен своей оценкой на уроке?
- Кто недоволен? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/21/picture-26134.jpg)
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-183663-1358760283.jpg)
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку в 4 классе по теме «Упражнения в определении падежей имен существительных. Правильное питание»
Урок с мимио презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-262393-1370791686.jpg)
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335899-1383755416.gif)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Упражнение в определении падежей имени существительного.
Цель: Развивать умение распознавать падеж по вопросу и предлогу.Задачи:1. Ознакомить с особенностями именительного падежа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1016348-1519665631.jpg)
Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".
В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...